Индустрия мобильной связи: есть куда стремиться

19 октябрь, 2005 - 23:00Артур Оруджалиев

Несмотря на довольно интенсивное развитие сотовых сетей, как показывают исследования, места на этом рынке по-прежнему достаточно всем. Количество абонентов увеличивается лавинообразно, а доходы, которые приносят сопутствующие услуги, дают основание сравнивать этот бизнес с доткомами, с тем лишь отличием, что никакого «мыльного пузыря» в данном случае не наблюдается.

К концу 2005 г. аудитория пользователей мобильной связи должна преодолеть отметку в 2 млрд. С одной стороны, это огромное количество, с другой, – все еще имеется значительный потенциал для роста, и в первую очередь, в Азиатско-Тихоокенском регионе. Аналитическое агентство Informa прогнозирует, что в ближайшие пять лет только Индия и Китай будут обеспечивать практически половину мирового прироста абонентской базы, а объем всего рынка мобильной связи в этом регионе достигнет 225 млрд долл.

Количество абонентов мобильной связи к концу 2005 г. (прогноз)
Страна Количество абонентов, млн Доля, %
Китай 398 19,3
США 202 9,9
Россия 115 5,6
Япония 95 4,6
Бразилия 86 4,1
Индия 79 3,8
Германия 73 3,5
Италия 59 2,9
Великобритания 58 2,8
Франция 47 2,3
Остальные 853 41,2
Всего 2065 100
По данным Computer Industry Almanac Inc.

Ожидается, что в 2010 г. пользователями сотовых сетей по всему миру станут примерно 2,7 млрд человек, а по данным фирмы Nokia, их число достигнет 3 млрд. Для сравнения: если в 1990 г. было всего 11 млн. абонентов, то в 2000 – уже 750, а лишь за один 2005 г. их количество возрастет на 380 млн.

Индустрия мобильной связи есть куда стремиться

В настоящее время больше всего пользователей сотовых сетей (в порядке убывания) проживает в Китае, США, России, Японии и Бразилии. Причем уже к концу нынешнего года «Поднебесная» превзойдет по этому показателю США практически в два раза – 398 млн против 202 млн. Клиентами сотовых сетей в тройке стран, замыкающих рейтинг, станут 115, 95 и 86 млн человек соответственно. Индии с ее 79 млн абонентов, чтобы попасть в TOP 5, не хватило совсем немного, но именно эта страна в 2004 г. продемонстрировала самый большой рост уровня проникновения (penetration rate) мобильной связи. Аналитики отмечают, что эта тенденция получит развитие, и объем сотового рынка Индии – одного из самых перспективных в мире – к концу 2009 г. достигнет 24 млрд долл.

Не стоит также забывать, что операторы сегодня предоставляют своим абонентам намного бόльший спектр услуг, чем просто возможность осуществления разговоров. Например, через пять лет пользоваться так называемыми сетями третьего поколения (3G) стандартов UMTS, CDMA2000, TD-SCDMA будут 23,8% обладателей мобильных телефонов по всему миру; 29,6% отдадут предпочтение сетям 2,5G – 2.75G (GSM плюс GPRS и EDGE) и около половины останутся абонентами 2G (базовый GSM и D-AMPS), подтверждая, что несмотря на интенсивное развитие технологий огромному числу людей от «трубки» требуется лишь голосовая связь.

Надежды на увеличение прибылей операторы возлагают на продажу мультимедийного контента. На этом поприще как грибы после дождя появляются многочисленные фирмы–поставщики изображений, мелодий, игр и т. п. Причем такие компании предлагают контент не только для развлечений – все большим спросом в мире пользуются платные сервисы, включая мобильный поиск, справочные службы в стране пребывания, подписка на рассылки и т. д. В то же время следует отметить, что до масштабной популярности таким услугам еще далеко. По информации JupiterResearch, лишь 7% абонентов сотовых сетей готовы платить за широко популяризируемый мобильный поиск. А Web-ресурс Netimperative недавно опубликовал довольно интересный отчет, из которого следует, что 14% людей, занятых непосредственно производством мобильного контента, вообще никогда не были на стороне абонента, т. е. не пользовались им.

Как бы там ни было, но перспективы у бизнеса, связанного с продажей мобильного контента, весьма радужные. По некоторым прогнозам, объем этого рынка только в Западной Европе к 2012 г. преодолеет отметку в 30 млрд евро. Значительные прибыли сулят также ТВ-сервисы, которые предполагают регулярные ежемесячные взносы, однако массовость они приобретут лишь тогда, когда качество передаваемого видео станет сравнимо с транслируемым по кабельным сетям, а это в большинстве стран произойдет не ранее чем через 6-7 лет. По всей вероятности, катализатором этого процесса будет внедрение 4G, пилотный проект которой уже тестирует NTT DoCoMo.

Что касается настоящего времени, то довольно существенную часть прибыли операторы получают от клиентов, пользующихся услугами роуминга. Таких людей во всем мире насчитывается более 200 млн., т.е. практически каждый десятый абонент сотовых сетей. Суммарно связь во время таких путешествий в 2005 г. принесет операторам доход в 78 млрд долл.

Несмотря на то что первый мобильный телефон был представлен более 20 лет назад, рынок сотовой связи еще далек от насыщения и окончательно не сформирован. Во многих регионах по-прежнему найдется место для новых игроков (это видно и по тому, как в последние несколько лет развивается украинский рынок), да и существующим операторам есть куда стремиться. Ведь сейчас только в некоторых странах степень проникновения мобильных услуг находится на уровне выше 90%, но даже там имеются перспективы для роста рынка, в том числе за счет внедрения новых технологий и популяризации мобильных сервисов. По прогнозам аналитиков, наиболее интенсивное развитие данного рынка будет происходить до 2008 г., после чего операторам придется бороться не столько за количество абонентов, сколько за качество предлагаемых услуг.