Индустрия контрастов

10 сентябрь, 2009 - 18:51Артем Юрченко

Рынок сотовых телефонов, в последние годы входивший в авангард индустрии высоких технологий, не избежал глобальных экономических потрясений. Впрочем, после трех кварталов спада в отрасли наметились первые признаки нормализации ситуации.

Среднего не дано?

На протяжении последних месяцев отрасль удерживалась от обвала силами двух направлений – смартфонов и бюджетных телефонов. В годовом сопоставлении продажи конвергентных продуктов возросли почти на 27%, причем результаты Nokia, Samsung, RIM и Apple превзошли самые смелые ожидания экспертов. Высокий спрос на данную номенклатуру стал причиной ценовых войн между мобильными операторами и вендорами. Первой не выдержала Apple, резко снизив цену на iPhone 3G. Вряд ли задержатся с подобными мерами и другие ведущие производители. С другой стороны, во многом благодаря потенциалу Индии и Китая сектор недорогих телефонов в течение ближайших пяти лет способен расти в среднем на 25% в год. Однако из-за низкой нормы прибыли в сегменте для извлечения выгоды необходимо оперировать большими объемами поставок и иметь устойчивые каналы сбыта. Кроме Nokia и Samsung, это не удается никому. В проигрыше оказались Sony Ericsson, Motorola и другие компании, сделавшие стратегическую ставку на средний ценовой сегмент. По оценкам экспертов Strategy Analytics, уже к 2014 г. почти 80% рынка новых терминалов будет состоять из конвергентных разработок и телефонов «low-cost».

Как результат, наблюдатели рынка зафиксировали третий квартал крутого пике. По данным IDC, в период с апреля по июнь в мире было реализовано 269,9 млн телефонов, что на 10,8% меньше, нежели за аналогичный квартал прошлого года. В то же время незначительный, в пределах 7%, рост продаж по сравнению с начальной четвертью года позволяет полагать, что рынок достиг своего дна и начинает медленное движение вверх.

Муки лидера

Рассматриваемый период выдался для Nokia тяжелым – выручка от производства сотовых телефонов сократилась на 28%, до 9,3 млрд долл. Реализовав 103,2 млн устройств, Nokia ухудшила на 15% прошлогодний результат, однако на 11% улучшила показатели начальной четверти года. В итоге доля компании на рынке мобильных телефонов сократилась с 40% во II квартале 2008 г. до 38% за отчетный период. Среди причин сложившейся ситуации следует выделить агрессивное наступление корейских конкурентов. К примеру, продукция Samsung активно увеличивает присутствие на традиционных для финнов рынках Европы и развивающихся экономик. В довершение все теснее становится в быстрорастущем сегменте смартфонов – потенциальные рынки компании сужаются под напором горячих новинок от Apple и RIM. Уже во втором полугодии начнется массовый выход на рынок Android-смартфонов, что поставит вендора в еще более жесткие рамки. Однако лидеру есть что противопоставить. Прежде всего – самый широкий перечень продуктов с поддержкой 3G. Высокая популярность сопутствует смартфонам серии 5800 – за квартал они разошлись тиражом порядка 3,7 млн устройств. Отличную динамику роста сохраняет бизнес-линейка Eseries, чьи продажи только ключевого продукта – qwerty-аппарата E71 – уже превысили 5 млн единиц. Вместе с тем сравнительно слабо стартовала флагманская модель N97. За этот период было отгружено лишь 500 тыс. устройств, тогда как обновленный iPhone 3G S только за первый уик-энд разошелся в количестве более 1 млн экземпляров. В CDMA-сегменте компания собирается в очередное наступление на рынки Северной Америки и Китая. Причем в качестве главного орудия будут выступать аппараты дорогого сегмента.

Корейская мощь

Реализовав 55,2 млн телефонов, Samsung уверенно приближается к поставленной цели по итогам года преодолеть рубеж в 200 млн отгруженных устройств. При существующей динамике роста вендор уже в III квартале способен впервые взять под контроль более 20% глобального рынка. Ставка делается на ультрадешевые телефоны для развивающихся рынков и дорогие смартфоны. Перевес в сторону последних заметен все отчетливее – из 150 моделей Samsung, анонсированных в текущем году, лишь 10% стоят менее $100. Однако фабрики в Бразилии, Китае и Индии, нацеленные на производство недорогих аппаратов, и разветвленные розничные сети дают отменный результат. По оценкам GfK Group, для Samsung китайский рынок за год увеличился с 17 до 22,4%. За аналогичный период присутствие в Африке возросло с 6 до 17%. А для дальнейшего покорения зрелых рынков уже готов смартфон Jet. Ответ корейцев на детище Apple не только «резвее» iPhone, но и на 20% дешевле.

Интересно, что телефонный бизнес LG развивался гораздо лучше, нежели в докризисный период. За счет освоения сегмента сенсорных телефонов компании удалось повысить объем квартальных продаж до 3,78 млрд долл., что на 30% выше результата в 2008 г. В годовом сравнении вендор увеличил поставки почти на 8%, отгрузив в каналы 29,8 млн устройств. Особая заслуга в этом лежит на имиджевых аппаратах. Флагман линейки Cookie уже разошелся тиражом более 5 млн экземпляров. Серьезную заявку на повторение былого успеха сделал обновленный Chocolate – продукт, не без помощи которого вендор оказался в когорте сильнейших. С 2006 г. Chocolate разошелся тиражом более 21 млн единиц, а уже в августе его новая версия появится на европейском рынке. В LG уверены, что в 2009 г. компании под силу выпустить не менее восьмидесяти новых моделей телефонов, причем по меньшей мере двенадцать из них будут относиться к категории high-end. Особая ставка делается на устройства под управлением ОС Android, первые из которых выйдут уже в сентябре. Компания наращивает присутствие в Африке и на Ближнем Востоке, но приоритетным остается рынок Северной Америки. С недорогими, поддерживающими 3G, аппаратами происходит успешное освоение Китая и других емких рынков, находящихся на этапе становления.

В борьбе за выживание

Продажи Motorola незначительно превзошли ожидания аналитиков – в канал поставлено 14,8 млн терминалов, что на 0,7% больше, нежели в начальной четверти года. И все же по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка сократилась на 45%, до 1,8 млрд долл. Смирившись с потерей рынка Западной Европы, компания сконцентрировалась на странах обеих Америк. Улучшение продаж она ожидает не ранее IV квартале, возлагая надежды на ОС Android. Нетрудно предположить, что промедление с запуском в серию смартфонов под ее управлением может окончательно поставить крест на телефонном бизнесе Motorola, ведь в этом вопросе потенциальные конкуренты на сегодняшний день более проворны. Фабрики HTC покидает уже вторая модель «гуглофона». Скорее всего значительно раньше появятся соответствующие разработки от Samsung и LG, позиции которых в Северной Америке сейчас особенно крепки. К тому же на приоритетном рынке США дополнительный прессинг исходит от iPhone 3GS и Palm Pre. Заполняя прорехи в портфолио, компания в авральном порядке запустила несколько довольно удачных qwerty-устройств – Clutch i465, Karma QA1 и Rival A455.

Для акционеров Sony Ericsson позади еще один полный разочарований квартал – объем продаж в годовом сравнении упал на 40%, до 2,38 млрд долл. Реализовав чуть более 13,8 млн аппаратов, SE на 43% ухудшила результат аналогичной четверти прошлого года. В условиях возросшей популярности смартфонов и недорогих классических терминалов линейки Walkman и Cybershot продолжили терять позиции. Устройствам, в большинстве своем относящимся к среднему ценовому диапазону, не помогла даже высокая лояльность к разрекламированным брендам. На динамике продаж отразилось и практически полное отсутствие qwerty-моделей и устройств, нацеленных на комфортный интернет-браузинг и поддержку спутниковой навигации. Частично исправить положение смогут модели Satio, Yari и Aino, однако их выход состоится лишь в конце года.

На пути к восстановлению

Вопреки первым признакам улучшения рынок все еще далек от полноценного выздоровления. При ожидаемом ежеквартальном росте продаж во втором полугодии не менее чем на 6% в целом за год будет зафиксировано падение рынка на 10–13% относительно 2008 г. При всем при том эксперты сходятся во мнении, что знаковый рубеж в 1 млрд отгруженных устройств все же будет взят.

Ведущие поставщики сотовых телефонов во II квартале 2009 г.
Позиция Вендор II квартал 2009 г. II квартал 2008 г. Изменение, %
Поставки, млн шт. Рыночная доля, % Поставки, млн шт. Рыночная доля, %
1 Nokia 103,2 38,3 122,0 40,4 -15,4
2 Samsung 52,3 19,4 45,8 15,2 14,2
3 LG 29,8 11,1 28,1 9,3 6,0
4 Motorola 14,8 5,5 27,9 9,2 -47,0
5 Sony Ericsson 13,8 5,1 24,4 8,1 -43,4
Другие 55,7 20,7 54,0 17,9 3,1
  Всего 269,6 100,0 302,2 100,0 -10,8
По данным IDC.
Ведущие поставщики смартфонов во II квартале 2009 г.
Позиция Вендор II квартал 2009 г. II квартал 2008 г.
Поставки, млн шт. Рыночная доля, % Поставки, млн шт. Рыночная доля, %
1 Nokia 18,4 45,0 15,2 47,4
2 RIM 7,6 18,7 5,5 17,3
3 Apple 5,4 13,3 0,8 2,8
4 HTC 2,4 6,0 1,3 4,1
5 Fujitsu 1,2 3,0 1,0 3,3
Другие 5,6 13,9 8,0 25,1
  Всего 40,9 100,0 32,2 100,0
По данным Gartner.