Рынок сотовых телефонов, в последние годы входивший в авангард индустрии высоких технологий, не избежал глобальных экономических потрясений. Впрочем, после трех кварталов спада в отрасли наметились первые признаки нормализации ситуации.
На протяжении последних месяцев отрасль удерживалась от обвала силами двух направлений – смартфонов и бюджетных телефонов. В годовом сопоставлении продажи конвергентных продуктов возросли почти на 27%, причем результаты Nokia, Samsung, RIM и Apple превзошли самые смелые ожидания экспертов. Высокий спрос на данную номенклатуру стал причиной ценовых войн между мобильными операторами и вендорами. Первой не выдержала Apple, резко снизив цену на iPhone 3G. Вряд ли задержатся с подобными мерами и другие ведущие производители. С другой стороны, во многом благодаря потенциалу Индии и Китая сектор недорогих телефонов в течение ближайших пяти лет способен расти в среднем на 25% в год. Однако из-за низкой нормы прибыли в сегменте для извлечения выгоды необходимо оперировать большими объемами поставок и иметь устойчивые каналы сбыта. Кроме Nokia и Samsung, это не удается никому. В проигрыше оказались Sony Ericsson, Motorola и другие компании, сделавшие стратегическую ставку на средний ценовой сегмент. По оценкам экспертов Strategy Analytics, уже к 2014 г. почти 80% рынка новых терминалов будет состоять из конвергентных разработок и телефонов «low-cost».
Как результат, наблюдатели рынка зафиксировали третий квартал крутого пике. По данным IDC, в период с апреля по июнь в мире было реализовано 269,9 млн телефонов, что на 10,8% меньше, нежели за аналогичный квартал прошлого года. В то же время незначительный, в пределах 7%, рост продаж по сравнению с начальной четвертью года позволяет полагать, что рынок достиг своего дна и начинает медленное движение вверх.
Рассматриваемый период выдался для Nokia тяжелым – выручка от производства сотовых телефонов сократилась на 28%, до 9,3 млрд долл. Реализовав 103,2 млн устройств, Nokia ухудшила на 15% прошлогодний результат, однако на 11% улучшила показатели начальной четверти года. В итоге доля компании на рынке мобильных телефонов сократилась с 40% во II квартале 2008 г. до 38% за отчетный период. Среди причин сложившейся ситуации следует выделить агрессивное наступление корейских конкурентов. К примеру, продукция Samsung активно увеличивает присутствие на традиционных для финнов рынках Европы и развивающихся экономик. В довершение все теснее становится в быстрорастущем сегменте смартфонов – потенциальные рынки компании сужаются под напором горячих новинок от Apple и RIM. Уже во втором полугодии начнется массовый выход на рынок Android-смартфонов, что поставит вендора в еще более жесткие рамки. Однако лидеру есть что противопоставить. Прежде всего – самый широкий перечень продуктов с поддержкой 3G. Высокая популярность сопутствует смартфонам серии 5800 – за квартал они разошлись тиражом порядка 3,7 млн устройств. Отличную динамику роста сохраняет бизнес-линейка Eseries, чьи продажи только ключевого продукта – qwerty-аппарата E71 – уже превысили 5 млн единиц. Вместе с тем сравнительно слабо стартовала флагманская модель N97. За этот период было отгружено лишь 500 тыс. устройств, тогда как обновленный iPhone 3G S только за первый уик-энд разошелся в количестве более 1 млн экземпляров. В CDMA-сегменте компания собирается в очередное наступление на рынки Северной Америки и Китая. Причем в качестве главного орудия будут выступать аппараты дорогого сегмента.
Реализовав 55,2 млн телефонов, Samsung уверенно приближается к поставленной цели по итогам года преодолеть рубеж в 200 млн отгруженных устройств. При существующей динамике роста вендор уже в III квартале способен впервые взять под контроль более 20% глобального рынка. Ставка делается на ультрадешевые телефоны для развивающихся рынков и дорогие смартфоны. Перевес в сторону последних заметен все отчетливее – из 150 моделей Samsung, анонсированных в текущем году, лишь 10% стоят менее $100. Однако фабрики в Бразилии, Китае и Индии, нацеленные на производство недорогих аппаратов, и разветвленные розничные сети дают отменный результат. По оценкам GfK Group, для Samsung китайский рынок за год увеличился с 17 до 22,4%. За аналогичный период присутствие в Африке возросло с 6 до 17%. А для дальнейшего покорения зрелых рынков уже готов смартфон Jet. Ответ корейцев на детище Apple не только «резвее» iPhone, но и на 20% дешевле.
Интересно, что телефонный бизнес LG развивался гораздо лучше, нежели в докризисный период. За счет освоения сегмента сенсорных телефонов компании удалось повысить объем квартальных продаж до 3,78 млрд долл., что на 30% выше результата в 2008 г. В годовом сравнении вендор увеличил поставки почти на 8%, отгрузив в каналы 29,8 млн устройств. Особая заслуга в этом лежит на имиджевых аппаратах. Флагман линейки Cookie уже разошелся тиражом более 5 млн экземпляров. Серьезную заявку на повторение былого успеха сделал обновленный Chocolate – продукт, не без помощи которого вендор оказался в когорте сильнейших. С 2006 г. Chocolate разошелся тиражом более 21 млн единиц, а уже в августе его новая версия появится на европейском рынке. В LG уверены, что в 2009 г. компании под силу выпустить не менее восьмидесяти новых моделей телефонов, причем по меньшей мере двенадцать из них будут относиться к категории high-end. Особая ставка делается на устройства под управлением ОС Android, первые из которых выйдут уже в сентябре. Компания наращивает присутствие в Африке и на Ближнем Востоке, но приоритетным остается рынок Северной Америки. С недорогими, поддерживающими 3G, аппаратами происходит успешное освоение Китая и других емких рынков, находящихся на этапе становления.
Продажи Motorola незначительно превзошли ожидания аналитиков – в канал поставлено 14,8 млн терминалов, что на 0,7% больше, нежели в начальной четверти года. И все же по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка сократилась на 45%, до 1,8 млрд долл. Смирившись с потерей рынка Западной Европы, компания сконцентрировалась на странах обеих Америк. Улучшение продаж она ожидает не ранее IV квартале, возлагая надежды на ОС Android. Нетрудно предположить, что промедление с запуском в серию смартфонов под ее управлением может окончательно поставить крест на телефонном бизнесе Motorola, ведь в этом вопросе потенциальные конкуренты на сегодняшний день более проворны. Фабрики HTC покидает уже вторая модель «гуглофона». Скорее всего значительно раньше появятся соответствующие разработки от Samsung и LG, позиции которых в Северной Америке сейчас особенно крепки. К тому же на приоритетном рынке США дополнительный прессинг исходит от iPhone 3GS и Palm Pre. Заполняя прорехи в портфолио, компания в авральном порядке запустила несколько довольно удачных qwerty-устройств – Clutch i465, Karma QA1 и Rival A455.
Для акционеров Sony Ericsson позади еще один полный разочарований квартал – объем продаж в годовом сравнении упал на 40%, до 2,38 млрд долл. Реализовав чуть более 13,8 млн аппаратов, SE на 43% ухудшила результат аналогичной четверти прошлого года. В условиях возросшей популярности смартфонов и недорогих классических терминалов линейки Walkman и Cybershot продолжили терять позиции. Устройствам, в большинстве своем относящимся к среднему ценовому диапазону, не помогла даже высокая лояльность к разрекламированным брендам. На динамике продаж отразилось и практически полное отсутствие qwerty-моделей и устройств, нацеленных на комфортный интернет-браузинг и поддержку спутниковой навигации. Частично исправить положение смогут модели Satio, Yari и Aino, однако их выход состоится лишь в конце года.
Вопреки первым признакам улучшения рынок все еще далек от полноценного выздоровления. При ожидаемом ежеквартальном росте продаж во втором полугодии не менее чем на 6% в целом за год будет зафиксировано падение рынка на 10–13% относительно 2008 г. При всем при том эксперты сходятся во мнении, что знаковый рубеж в 1 млрд отгруженных устройств все же будет взят.
Позиция | Вендор | II квартал 2009 г. | II квартал 2008 г. | Изменение, % | ||
Поставки, млн шт. | Рыночная доля, % | Поставки, млн шт. | Рыночная доля, % | |||
1 | Nokia | 103,2 | 38,3 | 122,0 | 40,4 | -15,4 |
2 | Samsung | 52,3 | 19,4 | 45,8 | 15,2 | 14,2 |
3 | LG | 29,8 | 11,1 | 28,1 | 9,3 | 6,0 |
4 | Motorola | 14,8 | 5,5 | 27,9 | 9,2 | -47,0 |
5 | Sony Ericsson | 13,8 | 5,1 | 24,4 | 8,1 | -43,4 |
Другие | 55,7 | 20,7 | 54,0 | 17,9 | 3,1 | |
Всего | 269,6 | 100,0 | 302,2 | 100,0 | -10,8 | |
По данным IDC. |
Позиция | Вендор | II квартал 2009 г. | II квартал 2008 г. | ||
Поставки, млн шт. | Рыночная доля, % | Поставки, млн шт. | Рыночная доля, % | ||
1 | Nokia | 18,4 | 45,0 | 15,2 | 47,4 |
2 | RIM | 7,6 | 18,7 | 5,5 | 17,3 |
3 | Apple | 5,4 | 13,3 | 0,8 | 2,8 |
4 | HTC | 2,4 | 6,0 | 1,3 | 4,1 |
5 | Fujitsu | 1,2 | 3,0 | 1,0 | 3,3 |
Другие | 5,6 | 13,9 | 8,0 | 25,1 | |
Всего | 40,9 | 100,0 | 32,2 | 100,0 | |
По данным Gartner. |