Imagine Cup 2006: невозможного нет

5 сентябрь, 2006 - 15:16Игорь Дериев

Мировой финал конкурса Imagine Cup 2006, организуемого и спонсируемого Microsoft, прошел в начале августа в Индии (в Агре и Дели). К сожалению, без украинской команды. Соревнования эти несколько необычные, и можно было бы сетовать на издержки отечественной системы образования (хотя в России, которая стабильно демонстрирует неплохие результаты, а в прошлом году даже завоевала главный приз, она вряд ли так уж сильно отличается). А возможно, дело просто в недостаточной информированности, поэтому воспользуемся случаем, чтобы поправить ситуацию.

Выбор столь экзотической страны для студенческих соревнований может показаться несколько неожиданным. Она полна парадоксов: например, занимает одно из ведущих мест по числу миллионеров (и едва ли не впереди всей планеты по темпам их прироста), но при этом доход почти четверти ее населения не достигает двух долларов в день. И все же решение организаторов вряд ли случайно, поскольку Индия обладает мощнейшей IT-индустрией, которая, в свою очередь, является одним из основных двигателей ее экономики и с помощью которой сегодня пытаются решать различные социальные проблемы.

Imagine Cup 2006 невозможного нет
Тадж Махал – жемчужина Агры, да и всей Индии. Неудивительно, что его стилизованное изображение присутствовало на многих документах и плакатах, посвященных Imagine Cup 2006

В нашей стране соревнования Imagine Cup пока не слишком известны, хотя проводятся уже в четвертый раз. Между тем это очень представительное мероприятие с действительно всемирным статусом – в отборочных турах состязались 68 тыс. студентов из 110 стран, а в финал вышел 181 участник в составе 72 команд (во всех дисциплинах) из 42 стран.

Imagine Cup во многом отличаются от традиционных студенческих олимпиад по информатике или программированию. Хотя количество заявленных дисциплин меняется из года в год (и не всегда в сторону увеличения), главным по-прежнему остается конкурс проектов Software Design, с которого, собственно, и начинались Imagine Cup – ему выделяется самый большой призовой фонд (50 тыс. долл.), именно его победителю вручается кубок, к нему приковано основное внимание устроителей, жюри, журналистов.

Суть же Software Design состоит в презентации завершенного решения, созданного командой студентов, на заданную тему. Последняя в нынешнем году звучала так: «Представьте мир, в котором технологии позволяют жить более здоровой жизнью», и, соответственно, определяла характер разработок. Естественно, имеется и ряд формальных правил и требований, в частности, нужно использовать самые современные платформы и инструментальные средства Microsoft, но главное не в этом.

Поскольку в Software Design участвуют фактически «домашние заготовки», они должны представлять собой некий цельный продукт, практически коммерческого уровня. Неслучайно одним из наиболее традиционных вопросов жюри был: «Как вы представляете бизнес-модель своего решения?». Известно, что существует определенный разрыв между знаниями, полученными в вузах, и навыками, востребованными и необходимыми в реальной работе. Для отечественной системы образования, это, видимо, серьезная проблема – наши студенты, неизменно становящиеся призерами традиционных олимпиад по программированию, на Imagine Cup демонстрируют весьма посредственные результаты.

Имеются примеры, когда проекты-победители Imagine Cup вскоре превращались в полноценные стартапы и далее развивались по всем законам современного бизнеса. Скажем, российская команда, завоевавшая на прошлогодних соревнованиях главный приз, не только создала небольшую компанию, но и получила два патента на собственные разработки и идеи. Чтобы помочь участникам сделать первые шаги в мире бизнеса, второй год подряд BT (British Telecom) и Microsoft организуют для шести наиболее перспективных команд (трех призеров и еще трех – на выбор BT) специальный семинар-тренинг Innovation Accelerator.

Software Design

Желающих принять участие в главном конкурсе очень много, и на региональных отборочных турах были выбраны 42 команды. Заключительные соревнования также проводились в несколько этапов: сначала определились 12 полуфиналистов, затем – 6 финалистов. Даже представители прессы не всегда могли попасть на все презентации (к счастью, была организована своеобразная выставка, где удалось восполнить некоторые пробелы). Собственно финал был полностью открытым, хотя судейские решения многим показались не вполне однозначными. Предъявить какие-то реальные претензии к жюри, сформированному из видных IT-специалистов, сложно, но тем не менее хотелось бы, как сейчас модно говорить, больше «прозрачности».

Imagine Cup 2006 невозможного нет
Открытие заключительной части Imagine Cup 2006: огонь, конечно, не олимпийский, но момент, несомненно, торжественный

Вопреки названию конкурса, основная масса представленных на нем проектов оказались программно-аппаратными, что, очевидно, явилось следствием общей темы, связанной с медициной и здоровым образом жизни. Встречалось довольно много похожих разработок, несложно было выделить несколько тематических категорий: сбор и передача по беспроводным коммуникациям различной медицинской информации, прокладка маршрутов к ближайшим лечебным учреждениям или местам инцидентов, поддержка здорового образа жизни за счет использования компьютеризованных тренажеров.

Качественно большинство решений не слишком отличались, что усложняло работу жюри. На окончательный вердикт могли повлиять и артистизм докладчика, и способность команды четко отвечать на наводящие вопросы (естественно, на английском). Несмотря на то что во главу угла ставилась именно инновационность, многие любопытные разработки «досрочно» сошли с дистанции. Так, не был отмечен японский проект Docterra, позиционируемый авторами как «медицинская информационная система следующего поколения». Его программная часть способна обнаруживать в видеосигнале двухмерные штрихкоды и в реальном времени подставлять вместо них специальные знаки или даже объемные изображения, выбираемые из базы данных. Аппаратная же состоит из специальных видеоочков со встроенной камерой, на которые по беспроводному интерфейсу транслируется скорректированная картинка. Все вместе позволяет врачу, например, оперативно получить информацию о пациенте (вплоть до «слепка» больного органа), быстро оценить совместимость препаратов и т. д. – была бы фантазия. В результате ожидается повышение скорости принятия решений и снижение вероятности врачебных ошибок.

Однако призерами стали другие. Третье место заняла команда Норвегии, представившая достаточно зрелую систему мониторинга и распространения медицинской информации. Модульная архитектура MediWatch позволяет снимать значения с различной аппаратуры, вроде глюкометров или измерителей артериального давления, передавать их на центральный сервер, проводить первичную обработку и при необходимости ретранслировать персоналу или родственникам (на практически любое устройство – от мобильного телефона до медиацентра).

Imagine Cup 2006 невозможного нет
Кубок в руках счастливого капитана итальянской команды, впрочем, все призеры вправе гордиться своими достижениями

Второго места удостоился проект vEye команды Бразилии, обеспечивающий корректировку движения незрячих пациентов по RFID-меткам (в общественных местах, например, торговых центрах) или GPS-сигналам (на улицах). Подобные разработки предлагались и другими участниками Imagine Cup, но бразильское решение выглядело наиболее продуманным. Так, с помощью смартфона можно осуществлять голосовой ввод пункта назначения, он же используется для последующей передачи управляющих сигналов на специальные браслеты с виброприводами – такое решение позволяет пациенту параллельно контролировать на слух окружающую обстановку.

Наконец, главный приз и переходящий кубок получили студенты из Италии с проектом Hello World. Их система сопоставляет различные психофизиологические параметры, измеряемые с помощью портативных приборов, с тем, что происходит вокруг пациента (от GPS-координат и уровня шума до реальных фотографий, сделанных смартфоном), что, например, даст возможность диагностировать и в дальнейшем предупреждать неприятные инциденты, связанные со стрессами, фобиями, расстройствами памяти.

Второй эшелон

Остальные конкурсы Imagine Cup, в общем-то, призваны создать соответствующий фон для Software Design. Тем не менее это также вполне серьезные соревнования, и побеждать в них не только почетно, но и выгодно (призовой фонд каждого составляет 15 тыс. долл.). Отбор финалистов проводился в онлайновом режиме, заключительный же тур был 24-часовым (но каждый мог распоряжаться временем по собственному усмотрению), а участникам Short Film дополнительно выделили еще 12 часов – на монтаж отснятых материалов.

Imagine Cup 2006 невозможного нет
Как отметил Синклер Стокман, «добиться успеха – это только первый шаг, оставаться успешным – вот настоящая задача!». Шесть лучших команд получили подобные сертификаты-приглашения на специальный семинар BT

Algorithm больше напоминает обычные олимпиады по программированию. Конкурсантам предлагалось решить десяток задач – от логических игр до распознавания образов «на скорую руку» (нужно было находить людей на коллективных фото по «эталонным» изображениям). Остается лишь позавидовать представителям Польши, которые сумели завоевать все три призовых места!

IT – своеобразный конкурс сисадминов. В течение отведенных суток им приходилось решать различные проблемы, вроде выяснения причины разрыва соединения с Интернетом (на самом деле задания держались в строгом секрете и выдавались только в установленное время). Здесь также на высоте оказались команды из Европы – призерами стали студенты из Австрии, Румынии и Франции.

Short Film несколько выделялся из общего ряда конкурсов, хотя, несомненно, был одним из самых зрелищных. Лучший ролик сумела снять команда из Канады – о непростой судьбе «не такого, как все» существа в картонной коробке. Впрочем, и в отборочном этапе их фильм был также одним из лучших. Второе и третье места заняли поляки и американцы.

Interface Design предполагал создание прототипов приложений по самым современным канонам с использованием новейших технологий Microsoft, многие из которых только проходят бета-тестирование. Здесь победу праздновали команды из Бразилии, Китая и Индии. Но наибольшее впечатление произвели даже не представленные работы, а та легкость, с которой студенты освоили концепции .NET и инструментальные средства вроде Expression Interactive Designer.

Imagine Cup 2006 невозможного нет
Получить призовой чек из рук министра науки и технологии Индии Капила Сибала (Kapil Sibal) особенно почетно

Project Hoshimi – это соревнование по «игровому программированию», где участники наделяли искусственным интеллектом нанороботов, путешествующих внутри человеческого организма и выполняющих различные лечебные функции (что соответствует общему лозунгу мероприятия). Идея примерно та же, что и использованная Microsoft несколько лет назад в Terrarium, но реализованная на более современном уровне. Победители определялись по решению ряда миссий, представители Франции заняли первое и третье места, второе досталось сербам.

Выступающие на торжественном закрытии Imagine Cup 2006 традиционно подчеркивали значимость IT в современном мире, поздравляли не только призеров, но и всех участников, желали им дальнейших успехов на избранном поприще. Удачно подытожил столь яркое мероприятие один из членов жюри, Синклер Стокман (Sinclair Stockman), президент подразделения Systems and Security в BT Global Services: «IT – лучшая индустрия, потому что мы, работающие в ней, не перестаем создавать удивительные вещи». Хочется верить, что это утверждение в полной мере справедливо и для отечественных специалистов, в особенности самых молодых. А подтвердить это они смогут на Imagine Cup 2007, финальная часть которого пройдет в Корее (регистрация начнется в ближайшее время).

Помочь изменить мир к лучшему...

Все-таки Imagine Cup – не вполне обычное мероприятие. Чтобы яснее понять его суть и мотивы организаторов, мы задали несколько вопросов Джо Вилсону (Joe Wilson), директору академических инициатив в Microsoft.

Imagine Cup – мероприятие весьма масштабное и, очевидно, требующее немалых затрат. Какие цели преследует Microsoft, проводя его?

Imagine Cup 2006 невозможного нет

Microsoft – успешная инновационная компания, которая в достаточной мере способна спрогнозировать перспективы IT-индустрии. Организуя Imagine Cup для студентов – будущих IT-специалистов, – мы даем им прекрасную возможность продемонстрировать потенциал новейших технологий в самых разных сферах жизни. Таким образом, наша главная цель – поддержать студентов, помочь им найти место в жизни и, в конечном итоге, – изменить мир к лучшему.

Все участники Imagine Cup показывают завидные способности и энтузиазм. Но что будет с ними потом? Скажем, могут ли призеры соревнований претендовать на какие-то привилегии при соискании соответствующих должностей в вашей компании?

Imagine Cup – не рекрутинговый тест, и мы пока не планируем предоставлять его участникам какие-то преференции. Однако они наверняка будут иметь преимущества, поступая на работу в любую компанию. И определяется это не столько дипломом, сколько полученными навыками применения современных технологий к решению насущных проблем. Боюсь, что такой опыт сложно приобрести в рамках стандартного образовательного процесса... Все представленные на Imagine Cup разработки являются действительно серьезными проектами, и любой участник уже сделал нечто полезное в реальном мире, а это, несомненно, большой плюс при трудоустройстве в IT-индустрии.

Как вы полагаете, что важнее для участников: теоретические знания в области математики, программирования и т. д. или какие-то практические навыки?

Решение реальных задач, безусловно, требует как теоретической подготовки, так и практического опыта. Знать теорию необходимо, ведь она дает возможность видеть полную картину, понимать, как работают технологии. Однако не менее важно разбираться и в том, как взять от существующих технологий самое полезное и применить в обычной жизни, добиться нужного эффекта. Мне кажется, соотношение должно быть 50 на 50.

Можно ли сказать, что одно из назначений Imagine Cup – заполнить разрыв между образованием и реальными повседневными задачами?

В некоторой степени, да. В мире есть разные подходы к образованию. Одни школы уделяют больше внимания изучению перспективных технологий, в других упор делается на решении конкретных задач. Imagine Cup объединяет эти составляющие и предоставляет участникам возможность получить дополнительный опыт, развить практические навыки.

Растет ли от мероприятия к мероприятию уровень подготовки участников и демонстрируемых ими решений?

Мы не отслеживаем какого-то определенного показателя. Нередко студенты, однажды уже добившиеся успехов на Imagine Cup, принимают в нем участие повторно. Что интересно, иногда их опыт помогает, иногда – нет, поскольку направленность проектов ежегодно несколько меняется. Но действительно хорошие, универсальные специалисты блистают год от года. Хочется надеяться, что участники, попадающие в финальную часть на протяжении 2–3 лет подряд, в конце концов окажутся среди призеров, но даже если этого не произойдет, они, безусловно, привлекут к Imagine Cup новых студентов.

К сожалению, в нынешнем году украинская команда не пробилась в финал Imagine Cup. Что бы вы порекомендовали нашим студентам, чтобы в следующем году добиться бóльших успехов?

Думаю, никто не даст ответа на вопрос, что достаточно для победы в подобных соревнованиях. Принять в них участие может каждый – мы никого не исключаем. Известно также, что студенты из разных стран упорно готовятся к Imagine Cup многие месяцы. Чтобы попасть в финал, разумеется, нужны сноровка, энергия, образование и настоящая вера в то, что вы создаете. Но главное – решить поставленную задачу. Именно страстное желание сделать своими руками что-то конкретное и показать его миру является, на мой взгляд, залогом успеха.