Игровая индустрия. Январь 2006 г.

13 февраль, 2006 - 00:00Александр Птица

Завершая материал об итогах минувшего года в индустрии интерактивных развлечений, мы обещали, что в первом же ежемесячном обзоре игрового рынка более подробно проанализируем конкретные показатели по различным регионам мира.

Начнем с самого крупного из них – американского рынка. Незадолго до конца 2005 г. аналитики предсказывали, что объемы продаж игровой продукции во время рождественского сезона будут недостаточны для того, чтобы общегодовой оборот превысил показатель 2004 г. Однако согласно реальным цифрам, обнародованным компанией NPD, рекорд все же был установлен. Речь идет пока только об игровых консолях, программном обеспечении и аксессуарах для них. Уровень продаж в этом секторе рынка составил 10,5 млрд долл., что на 6% превышает результат предыдущего года.

Как мы уже отмечали, 2005 г. стал исключительно удачным в сфере портативных игровых систем. Движущей силой здесь была конкуренция – Nintendo DS и Sony PlayStation Portable (PSP). Оборот в секторе игрового ПО для карманных консолей достиг 1,4 млрд долл., тем самым превысив на 42% результат 2004 г. Вместе с тем продажи игр для стационарных домашних систем снизились на 12%, аксессуаров для них – на 8% и собственно приставок – на 8%.

Игровая индустрия. Январь 2006 г.
Madden NFL 06 – лидер продаж игрового ПО в США в 2005 г.
Игровая индустрия. Январь 2006 г.
Американский футбол не сдает позиций

В первую пятерку консольных игровых бестселлеров вошли Madden NFL 06 (PS2, Electronic Arts, 2,9 млн копий), Pokemon Emerald (GBA, Nintendo, 1,7 млн копий), Gran Turismo 4 (PS2, Sony, 1,5 млн копий), Madden NFL 06 (Xbox, Electronic Arts, 1,2 млн копий), NCAA Footbal'06 (PS2, Electronic Arts, 1,1 млн копий).

Увы, ситуацию, сложившуюся в секторе игр для ПК, нельзя назвать обнадеживающей. Неприятная тенденция к стабильному снижению показателей, наблюдавшаяся в последние годы, проявилась в полной мере, а конкретные цифры удивили даже видавших виды аналитиков. Сползание вниз происходит по всем параметрам. Если считать в долларах, то заработано 953 млн (против 1,1 млрд годом раньше, спад 14%), если в «коробках», то продано 38 млн копий игрового ПО, что на 19% меньше, чем прошлогодние 47 млн.

Ни один из игровых продуктов для ПК в 2005 г. не достиг миллионного рубежа. Результат чемпиона продаж – World of Warcraft – 957 тыс. копий (кстати, игра вышла в США в конце 2004 г.). Второе и третье места оккупировали The Sims 2 (574 тыс. копий) и The Sims 2: University (559 тыс. копий).

Кстати, отметим, что в ближайшем будущем NPD намерена пересмотреть свои методы оценки рынка игр для ПК. По мнению ее специалистов, сегодня учет продаж только коробочных версий уже не отражает истинного положения дел. И действительно, есть смысл рассматривать и такие каналы поступления денег в индустрию, как онлайновая цифровая дистрибуция, доходы от подписок на массовые многопользовательские игры и ряд других факторов. При таком способе подсчетов, возможно, в будущем году игровая ПК-индустрия сможет снова одолеть миллиардный рубеж.

Вторым по объему региональным рынком в мире является японский. О некоторых результатах 2005 г. мы уже упоминали вкратце, теперь же есть возможность представить более подробные сведения о состоянии игровой индустрии этой страны.

Итак, суммарный оборот здесь составил 454,73 млрд иен (около 3,98 млрд долл.), что на 6% больше, чем год назад. И в этом случае рост во многом обусловлен огромным интересом пользователей к портативным консолям (продано 4 млн единиц Nintendo DS и 2,22 млн – Sony PSP). На счету Sony Computer Entertainment еще и 2,13 млн реализованных домашних игровых приставок PlayStation 2. В целом объем японского рынка игрового «железа» вырос на 49,6%.

Что же касается ПО, то уровень продаж (в единицах) в этой категории снизился до 55,43 млн копий (2004 г. – 58,51 млн). Японская индустрия электронных развлечений просто потрясает количеством выпускаемых игр. Так, на протяжении 2005 г. здесь вышли в продажу 1084 наименования. Около половины (651) этого немаленького перечня составляют игры, предназначенные для консоли, имеющей наибольшую пользовательскую базу, то есть PlayStation 2. А рыночные доли по объемам продаж продуктов для различных платформ распределились следующим образом: PS2 – 52,5, DS – 21,2, GameBoy Advance – 12,6, PSP – 7,5%.

А самой успешной игрой по количеству реализованных копий стала Animal Crossing (DS) – 1 169 749. За ней следует Gran Turismo 4 (PS2) с результатом 1 066 749 копий и еще два продукта для двухэкранной консоли от Nintendo – Train Your Brain (1 011 341 копия) и Nintendogs (965 665 копий). Лучшая (по продажам) игра для GameCube, Mario Party 7, оказалась на 31-м месте в общем зачете с 326 633 копиями, а чемпионом в категории игрового ПО для PSP стал симулятор гольфа Hot Shots Golf Portable (268 173 копии и сороковая ступенька). Игры для Xbox и Xbox 360 в первой сотне отсутствуют.

В наступившем году ситуация на японском рынке может серьезно измениться, поскольку должны в полный голос заявить о себе PlayStation 3 и Revolution. Похоже на то, что старт новой консоли от Nintendo состоится в конце ноября, когда американцы празднуют День благодарения. Такой вывод можно сделать из последних выступлений топ-менеджеров японской компании. Что касается дебюта next-gen приставки от Sony, то в последнее время большинство аналитиков склоняются к мнению, что не стоит ждать выхода ее в продажу весной. Как выразился один из них: «Об интересующих публику фактах Sony доложила еще в мае на E3, но с тех пор фактически ни одного по настоящему заслуживающего внимания заявления от нее не поступало». Есть и более агрессивно настроенные эксперты, например, один из авторов материалов на MSNBS высказался прямо и откровенно: «Хоть Sony и обещала выдать PS3 на-гора к нынешней весне, но уже почти никто в это не верит».

Вспомните, что первая ласточка из числа консолей нового поколения – Xbox 360 – с переменным успехом, но уже продается. Однако сложившаяся ситуация заставляет (и не только меня) вспомнить историю и незавидную судьбу первенца предыдущего поколения – приставку Sega Dreamcast. Уж слишком много наблюдается совпадений, а самое забавное из них – это то, что за маркетинг и продажи в Xbox-подразделении отвечает Питер Мур. Именно он в бытность свою руководителем Sega of America выводил на североамериканский рынок консолей Dreamcast.

Кстати, в одном из недавних интервью Питер Мур намекнул на то, что Microsoft всерьез рассматривает возможность разработки и выпуска собственного портативного устройства с игровыми и мультимедийными функциями. Видимо, заметив неспадающий спрос публики на карманные игровые устройства, корпорация задумала вступить на территорию, где царствует Nintendo и пытается утвердиться Sony. Кто знает, чем закончится эта затея. Когда-то очень многие скептически относились к проекту «Xbox», поскольку в то время рынок уже был сформирован и четко поделен между его игроками. И все же «черный ящик» занял на нем свое, отнюдь не последнее место.

Игровая индустрия. Январь 2006 г.
Nintendo DS похорошела по сравнению со своей предшественницей

Как видите, все три члена большой консольной тройки в минувшем месяце не держали прессу на голодном пайке и достаточно регулярно подбрасывали поводы для обсуждения. Но, безусловно, самая громкая новость на счету Nintendo – анонс новой модификации двухэкранной портативной консоли. Ее назвали Nintendo DS Lite. Если добавка Lite в наименованиях программных продуктов для ПК частенько связывается с урезанной функциональностью, то в данном случае все возможности предшественницы (Wi-Fi, встроенный микрофон, touchscreen, слот для GBA-картриджей) в новой «Дэ-Эске» сохранились. Тотальным изменениям подвергся дизайн, который не раз вызывал нарекания у пользователей и специалистов. Устройство стало более элегантным, «похудело» с 278 до 200 г, естественно, уменьшились (на 42%) и габариты. Старт продаж на территории Японии ожидается 2 марта, а через несколько месяцев он дебютирует в Европе и США. Что касается стоимости, то желающим приобрести DS Lite придется выложить дополнительные $15 по сравнению с оригинальной DS.

Игровая индустрия. Январь 2006 г.
Бруно Боннел: «Главные направления развития нашей индустрии – внедрение интерактивных развлечений для большого числа игроков и модернизация интерфейсов, например touch-screen, системы распознавания голоса, движения»

Еще одна новость, связанная с Nintendo, на первый взгляд может показаться неожиданной. Прошел слух, что у Cisco появились намерения приобрести японскую компанию. Правда, ироничные журналисты тут же заметили, что Nintendo вряд ли выразит желание продаваться. Вы можете спросить, почему вдруг Cisco начала поглядывать в сторону игрового рынка? Глубинный смысл здесь лежит в соперничестве с Microsoft. Редмондский гигант имеет собственную игровую платформу, причем «заточенную» под широкополосные соединения. Вот и Cisco хочется получить в свое распоряжение устройства, способные генерировать broadband-трафик по ее сетям. Надо сказать, что финансовое положение Nintendo очень стабильно (есть сведения, что компания имеет около 5 млрд долл. резерва), но это не единственный фактор, делающий подобную сделку маловероятной.

Заканчивая январский обзор, мы не можем не упомянуть о весьма значимом для украинского рынка событии. В начале месяца в нашей стране с кратким деловым визитом побывал председатель правления и CEO компании Atari г-н Бруно Боннел (Bruno Bonnell). Руководитель издательства, входящего в первый эшелон мировой игровой индустрии, посетил несколько студий разработчиков в Киеве и Чернигове и ознакомился с готовящимися проектами. Нам удалось пообщаться с г-ном Боннелом. Интервью с ним опубликовано в февральском номере журнала Gameplay.