Игровая индустрия. Сентябрь 2006 г.

10 октябрь, 2006 - 14:55Александр Птица

Первый осенний месяц в мировой индустрии интерактивных развлечений выдался весьма насыщенным всевозможными событиями, однако львиная доля внимания досталась компании Nintendo, наконец-то обнародовавшей информацию о дате старта и цене на домашнюю консоль нового поколения Wii.

Итак, в середине сентября компания Nintendo – ветеран бизнеса видеоигр – последовательно провела три брифинга в самых важных для индустрии регионах: Японии, США и Европе.

Марафон пресс-конференций начался 14 сентября в Токио. Стало известно, что в Стране восходящего солнца революционная консоль Wii поступит в продажу 2 декабря (через три недели после PS3), а на ценниках будут указаны 25 тыс. иен (примерно $212). В местную стартовую линейку войдут 16 игр (4 наименования от самой Nintendo, остальные – от сторонних издателей). Расценки на скачиваемые классические игры будут зависеть от платформ: NES – 500 иен (4 долл.), SNES – 800 иен (7 долл.) и Nintendo 64 – 1000 иен (9 долл.). После окончания встречи президент компании Сатору Ивата (Satoru Iwata) и ее «креативный мозг» – Шигейру Миямото (Shigeru Miyamoto) дали несколько интервью.

Игровая индустрия. Сентябрь 2006 г.
Президент Nintendo Сатору Ивата в выступлении на европейской пресс-конференции особое внимание уделил тем особенностям Wii, которые должны стимулировать привлечение новой аудитории

Миямото был задан вопрос: заинтересован ли он в формировании Wii-коммьюнити? На что многоуважаемый геймгуру ответил, что, разрабатывая систему аватаров (так называемых Mii), в Nintendo как раз и рассчитывали – они станут одним из инструментов для сплочения сообщества. Кстати, Mii немного созвучно с названием популярной японской социальной сети Mixi.

Отметив, что Wii – это как бы «домашний вариант» DS, Сатору Ивата обратил внимание на некоторые существенные различия между ними, а также подчеркнул, что за счет DS нельзя увеличить популярность Wii. По его мнению, в данном случае очень важно, чтобы PR-кампания прошла успешно и оказалась замеченной. Если с DS ситуация упрощалась самим характером устройства – люди просто видели портативную игровую систему в руках других пользователей, то с Wii это просто физически невозможно.

Теперь перенесемся в Нью-Йорк. Здесь пресс-конференцию открыла вице-президент по маркетингу Nintendo of America Перрин Каплан (Perrin Kaplan). Пообещав, что после примерно часовой презентации все присутствующие смогут опробовать Wii собственноручно, и сообщив, что г-н Ивата не будет присутствовать на мероприятии, поскольку находится на пути в Европу, она передала слово Реджи Фис-Эйму (Reggie Fils-Aime), президенту NOA.

Игровая индустрия. Сентябрь 2006 г.
На всех трех пресс-конференциях Nintendo представители СМИ имели возможность поиграть на домашней консоли Wii

Упомянув для порядка, дескать, сегодня все получат долгожданную информацию о старте консоли, он пустился в свои традиционные концептуально-философские рассуждения о нынешней стратегии «большого N», в основе которой лежат представления о необходимости расширения играющей аудитории. После всенепременных славословий в адрес суперуспешной DS, Реджи перешел к тому, ради чего публика и собралась.

Итак, «одна цена, одна конфигурация, один цвет – белый». Консоль первой стартует именно в США (как это было и в случае с DS) с рекомендованной розничной ценой $249,99. Wii появится примерно в 25 000 торговых точках по всей Америке. Сюда, в промежутке между датой дебюта и Новым годом, будет отгружено наибольшее среди всех регионов количество приставок – 4 млн. В отличие от японской комплектации, кроме hardware (собственно консоль, кабели, один Wii-mote, один Nunchuck и сенсоры), американская коробка будет содержать еще и игру Wii Sports. Надо сказать, что в Японии розничная цена на нее составляет 4800 иен ($41). Вот и получается: 212+41=253, так что ценовая политика вполне логична.

Исходя из личных впечатлений от Wii Sports, полученных на E3 и Games Convention, могу утверждать, что этот комплект спортивных забав отлично демонстрирует особенности платформы и может служить в качестве «учебника» для новообращенных в Wii-веру. Что касается американской стартовой линейки игр, то в ней значится 21 наименование. К Новому году ассортимент возрастет до 35.

На пресс-конференции затрагивались также вопросы, связанные с мультимедийными возможностями консоли (например, речь шла об уже упоминавшихся пользовательских аватарах Mii, которые можно встраивать в некоторые игры, например, в ту же Wii Sports), Virtual Console (к концу года будет доступно 30 игр) и онлайном (Wii Channels, браузер Opera и т. п.).

Как заключительный аккорд, суммирующий все сказанное и показанное на брифинге, Фис-Эйм выдал пять тезисов, характеризующих Wii и ее привлекательность для рынка. С президентом Nintenfo of America можно соглашаться или нет, но его аргументы стоит процитировать:

    1. Революционный способ геймплея;
    2. Возможность совершать своеобразные «путешествия во времени» с помощью лучшего легального контента Virtual Console;
    3. Отличная стартовая линейка;
    4. Система каналов как «приманка» для новых пользователей;
    5. Цена, которую массовый рынок готов принять с первого же дня.»

Вот, наконец-то, мы добрались до нашего европейского континента, который традиционно получает все новые платформы в самую последнюю очередь. Видимо, для того, чтобы европейцам было не так обидно, на пресс-конференцию в Лондон Nintendo отрядила самого босса – Сатору Ивата. Кроме него, в брифинге приняли участие шеф Nintendo Europe Сатору Шибата (Satoru Shibata) и директор NOE по маркетингу Лоран Фишер (Laurent Fischer).

Игровая индустрия. Сентябрь 2006 г.
Игровая индустрия. Сентябрь 2006 г.
Директор Nintendo of Europe по маркетингу Лоран Фишер: «Домашняя игровая консоль Wii поступит в продажу 8 декабря. Розничная цена – 249 евро»

Действительно, европейским игрокам новая консоль от Nintendo будет доступна позже, чем японским и американским потребителям, но не намного. Здесь запуск назначен на 8 декабря, ориентировочная розничная цена установлена на уровне 249 евро (в Британии – 179 фунтов), стоимость игр – 49–59 евро (35–39 фунтов), а комплектация – аналогичная американской. В стартовой линейке – 20 игр.

По мнению аналитика Колина Себастиана (Colin Sebastian) из Lazard Capital Markets, Nintendo остается сильным претендентом на лидерство в новом цикле. Он считает, что главными факторами, способными повысить рыночную долю компании, будут низкая цена консоли и уникальный геймплей. Кроме того, уверенности добавляет усиливающаяся поддержка сторонних издателей. Он напомнил, что со времен N64 c таковыми у Nintendo наблюдались проблемы. Теперь же появилась возможность изменить эту тенденцию, так как даже крупнейшие из них поняли, что у Wii весьма высокий потенциал на массовом рынке.

Вторым важным событием месяца, без освещения которого в нашем индустриальном обзоре просто не обойтись, стала выставка Tokyo Game Show, проходившая 22–24 сентября. Компания Nintendo в этом игровом форуме участия не принимала. В то же время Sony Computer Entertainment (SCE) использовала TGS для активного продвижения PS3. И это вполне объяснимо, так как до момента выхода в продажу этой домашней консоли нового поколения мероприятий подобного масштаба уже не ожидается.

Игровая индустрия. Сентябрь 2006 г.

Перед SCE и ее функционерами стояла нелегкая задача поднять имидж самой компании и ее будущего продукта – PS3. В наших ежемесячных индустриальных обзорах мы уже отмечали, что в последнее время он по разным причинам изрядно пострадал. Критике поддавались и ценовая политика, и отмена одновременного выпуска в различных регионах, и слишком скромные цифры стартовых поставок (400 тыс. консолей – в США и 100 тыс. – в Японии).

Посему выступивший на TGS с ключевым докладом президент Sony Computer Entertainment Кен Кутараги (Ken Kutaragi) публично принес извинения и за то, что выход консоли в Европе перенесен на 2007 г., и за мизерное количество устройств, которые запланированы к первоначальной отгрузке в США и Японию.

Игровая индустрия. Сентябрь 2006 г.
В этом году выставка Tokyo Game Show побила все рекорды посещаемости

Еще несколько заявлений босса SCE должны были добавить положительных эмоций ожидающим старта консоли потребителям (по крайней мере, японскому контингенту). Так, в конфигурации младшей модели (оснащенной жестким диском на 20 GB) опять появится ранее исключенный разъем HDMI, а самое главное (и весьма неожиданное) объявление касалось снижения цены. Вместо анонсированных 60 тыс. иен ($515) приставка будет продаваться в Японии по 49 800 иен ($423). К сожалению, приятная для пользователей тенденция к удешевлению не коснется США. Этот факт сразу же после выставки подтвердили и представители Sony Computer Entertainment America (SCEA).

Хочется обратить внимание на еще один аспект выступления Кена Кутараги. Он касается реализации некоего аналога нинтендовской Virtual Console. В рамках этой системы можно будет запускать на PS3 старые игрушки, причем в данном случае не только имеющие отношение к платформе PlayStation, но и продукты, разработанные для таких культовых консолей, как Sega Genesis (у нас более известна под названием Megadrive) и Turbografx 16.

Положение Microsoft на японском игровом рынке более чем аховое. Ее консоль нового поколения – Xbox 360 – продается еще хуже, чем предшественница. Бывают недели, в течение которых не удается реализовать даже тысячу устройств. Поэтому к нынешнему TGS компания подготовилась весьма солидно как в плане демонстрации новых проектов, так и в аспекте маркетинга. Фактически за несколько дней до Tokyo Game Show был дан старт реализации стратегии перезапуска Xbox 360 на данной территории.

Игровая индустрия. Сентябрь 2006 г.
Sony Computer Entertainment использовала Tokyo Game Show 2006 для активного продвижения PS3

Конечно, термином «перезапуск» никто из официальных лиц Microsoft не оперирует, но смысл от этого не меняется. Главной особенностью станет упор на игровые продукты, разработанные местными студиями. По заявлению недавно назначенного регионального директора отделения Xbox Такаши Сенсуи (Takashi Sensui), из 110 игр, готовящихся в настоящее время для выпуска в этой стране, 70 делаются японцами. Большое оживление присутствовавших на выступлении г-на Сенсуи вызвал «ответ угрозе Blu-ray» – внешний привод HD DVD для Xbox 360, который будет подключаться к консоли через USB. Будущее покажет, удастся ли Microsoft очередная попытка популяризации своего детища на японской территории, однако обозреватели и аналитики не спешат делать прогнозы на этот счет. Пока ясно только одно – полнейший провал в столь важном для игрового бизнеса регионе.

Что же касается самой выставки, то японская ассоциация CESA (Computer Entertainment Supplier's Association), организатор Tokyo Game Show сообщила о новом рекорде посещаемости. Прошлогодний рубеж (176 тыс.) пройден: за три дня (с 22 по 24 сентября 2006 г.) в экспоцентре Makuhari Messe побывало 192 411 посетителей (23 тыс. из них – дети). Это больше, чем на каком-либо другом игровом мероприятии. Например, на последней Е3 2006 присутствовало чуть более 60 000 чел., а на Games Convention 2006 – 183 000.