Игровая индустрия. Ноябрь 2005 г.

12 декабрь, 2005 - 00:00Александр Птица

Нечасто даже на таком динамичном рынке, как игровой, случаются события, буквально приковывающие внимание всей индустрии. Безусловно, в минувшем месяце таковым следует считать американскую премьеру Xbox 360. А дату 22 ноября 2005 г. можно смело назвать началом эры игровых консолей нового поколения. Первой в нее вступила компания Microsoft.

Сначала несколько слов о том, что происходило вокруг первой приставки следующего поколения незадолго до ее дебюта. Как ни странно, точный список игр, входящих в стартовую линейку, был объявлен всего лишь за неделю до начала продаж консоли – 14 октября. В него попало 18 продуктов. Если проанализировать их распределение по издателям, то получится следующая картина: Electronic Arts – 5 проектов, Activision – 4, Microsoft – 3, 2K Sports – 3, Sega – 1, Namco – 1, Ubisoft – 1. Жанровое разнообразие несколько меньше: спортивные симуляторы – 7 (или даже 8, если учитывать еще и Tony Hawk's American Wasteland), гонки – 3, action и action/adventure – 7 (включая шутеры от первого лица).

Игровая индустрия. Ноябрь 2005 г.

Любопытно, что среди игр, дебютирующих вместе с консолью, всего лишь три эксклюзивные, которые пока не планируются к выпуску на других платформах, – это Project Gotham Racing 3, Perfect Dark Zero и Kameo: Elements of Power. Издателем всех является сама Microsoft. Столь ожидаемые проекты, как Dead or Alive 4 или The Elder Scrolls: Oblivion, не были завершены в запланированные сроки. Добавим еще, что европейская линейка (продажи в этом регионе начались в минувшую пятницу) несколько короче американской – в ней 15 наименований, в тройку «пропавших без вести» вошли Ridge Racer 6, NBA 2K6 и NHL 2K6. Что касается Японии, то здесь на первых порах (старт – 10 декабря) потребителям будут доступны всего шесть игр.

Незадолго до начала продаж Microsoft обнародовала также список игр для Xbox, которые будут поддерживаться новой консолью. Перечень весьма внушителен: в него вошли практически все основные хиты, гремевшие в свое время на первой консоли от Microsoft. Однако некоторые нюансы, связанные с теми методами, которые предлагаются для обеспечения запуска старых игр на новой приставке, на мой взгляд, не очень хорошо вписываются в консольную идеологию. Патчи, загрузка их по Интернету и т. д. – все это очень напоминает рутину, знакомую ПК-геймерам. Не следует забывать и о том, что старые игры будут доступны только тем, кто раскошелится на приобретение старшей модели Xbox 360, – судя по всему, главным условием ее совместимости с «классикой» будет наличие в приставке жесткого диска. Кстати, по некоторым данным, соотношение начальных поставок базовой и более дорогой моделей Xbox 360 составляет 1 к 5.

Игровая индустрия. Ноябрь 2005 г.
В день начала продаж Xbox 360 магазин BestBuy в Сиэтле посетил Питер Мур (справа)

Итак, за три дня до «черной пятницы», официального начала предрождественского сезона, в магазины Северной Америки поступила первая домашняя игровая консоль нового поколения – Xbox 360. Все было как всегда – открытие торговых точек в полночь, очереди желающих первыми приобщиться к новому цифровому чуду. Не обошлось и без неприятных инцидентов, связанных со спекуляцией, грабежами и потасовками. Масла в огонь подливала элементарная нехватка устройств. Многие покупатели, даже из числа оформивших предварительные заказы, остались ни с чем, получив уведомления о том, что им придется подождать неопределенное время.

Однако не все счастливчики, заполучившие в свои руки новенькую консоль, остались в полной мере удовлетворенными. Специализированные сайты и их форумы запестрели сообщениями о не слишком приятных моментах, с которыми столкнулись потребители, – здесь и проблемы с онлайном, и весьма заметное торможение в некоторых играх, и перегрев, и зависания. В связи с этим на официальном сайте xbox.com был мгновенно открыт раздел «скорой помощи» с описаниями возможных проблем и способами их решения.

Игровая индустрия. Ноябрь 2005 г.
Среди знаменитостей, развлекавшихся на вечеринке по случаю премьеры Xbox 360, были замечены Снуп Догг (слева) и вокалистка Black Eyed Peas Ферджи

Естественно, официальными данными о коммерческих результатах первых дней продаж Xbox мы еще не располагаем, но, если внимательно проанализировать те интервью, которые вскоре после старта дал Билл Гейтс, можно сделать вывод, что руководство Microsoft пока не спешит трубить о безоговорочной победе и ограничивается достаточно трезвыми и взвешенными заявлениями.

Так, в интервью известному агентству Bloomberg главный архитектор Microsoft поведал, что, по его мнению, настоящий победитель среди систем следующего поколения определится не раньше 2007 г., когда на рынке уже будет присутствовать PlayStation 3. Заметим, что прежде тон выступлений первых лиц Microsoft был несколько иным – всегда подчеркивалась ставка на полное доминирование в секторе домашних консолей. Кстати, о Nintendo Revolution в интервью Bloomberg не было ни одного упоминания.

Игровая индустрия. Ноябрь 2005 г.
Выбор игр для Xbox 360 пока невелик

Спустя сутки после официального старта Xbox 360 Билл Гейтс дал интервью агентству Reuters, в котором сформулировал дальнейшую стратегию действий компании на игровом рынке. По его словам, Microsoft останется в приставочном бизнесе даже в том случае, если Xbox 360 и не выбьется в единоличные его лидеры. Тем самым фактически были опровергнуты слухи о том, что корпорация уйдет со сцены, если ее продукт не победит в очередном раунде консольных войн.

Что касается ближайших планов, то, согласно заявлению Питера Мура (Peter Moore), отвечающего за маркетинг и продажи приставки, за первых три месяца планируется реализовать не менее 3 млн консолей, а до конца 2006 г. – 10 млн. Честно говоря, вторая цифра представляется несколько завышенной, поскольку на рынок уже выйдут и конкуренты – PS3 и Revolution.

Мы вернемся к теме Xbox 360 в нашем следующем ежемесячном обзоре, тем более, что к тому времени уже подоспеют сведения о европейском и японском дебютах консоли. А пока посмотрим, как же чувствуют себя сегодня, на старте эры приставок нового поколения, ведущие издатели игрового ПО. Большинство компаний первого эшелона на протяжении ноября ознакомило общественность со своими финансовыми отчетами. Предлагаем вам краткую сводку сведений о последних успехах и неудачах главных игроков рынка.

Начнем, как говорится, по старшинству, с самого мощного во всей индустрии издательства Electronic Arts. Второй квартал текущего финансового года EA закончила с доходом в 676 млн долларов, что на 6% ниже прошлогоднего результата за тот же период, но все же на 42 млн больше, чем указывали в своих прогнозах аналитики. Что касается чистой прибыли, то здесь также наблюдается снижение (почти вдвое – с 91 млн до 51 млн долларов). Как и прежде, дойной коровой стал симулятор американского футбола Madden NFL 06 (тираж – более 4 млн копий), да и практически вся линейка спортивных игр в придачу.

Здесь стоит процитировать один пассаж из выступления президента EA Ларри Пробста (Larry Probst), уже давший пищу для всевозможных спекуляций: «Мы находимся в переходном состоянии, – сказал Пробст. – Всякое может случиться... Риски велики, а потому мы, скорее всего, будем допускать ошибки». Судя по всему, таким образом босс EA подстелил себе соломки на случай возможных неудач в период выхода на рынок игровых платформ следующего поколения.

Отрапортовал в ноябре и другой издательский монстр – Activision. Его доходы за квартал – 222,5 млн долл., что на 28% меньше, чем в соответствующий период прошлого года, и вместе с тем несколько больше, чем прогнозировали аналитики (200 млн долл.). Но вот в части, касающейся чистой прибыли, Activision похвалиться ничем (потери в 13,2 млн долларов), а ведь еще год назад за тот же период компания получила 25,5 млн. Однако обещания, выданные на-гора официальными лицами Activision, свидетельствуют о том, что, несмотря на не слишком удачные итоги минувшего квартала, она смотрит в ближайшее будущее с оптимизмом. В связи с этим прогноз по доходности за весь финансовый год улучшен до 1,48 млрд долларов. Что ж, время покажет.

Идем дальше. Vivendi Universal Games прожила минувший квартал преимущественно за счет World of Warcraft. Все-таки четыре миллиона платных подписчиков – серьезное подспорье в бизнесе. Неплохо продавались и такие игры, как Incredible Hulk, Delta Force: Black Hawk Down и FlatOut. В конечном итоге удалось выйти на уровень доходности в 189 млн долларов (что существенно превышает прошлогодние 63 млн), а всего за три квартала текущего финансового года VU Games реализовала игрового ПО на сумму в 473,6 млн долларов. Рост по сравнению с девятью месяцами предыдущего года впечатляет – 90%.

Руководство Ubisoft также может быть довольно работой своих подчиненных (речь, кстати, шла о втором квартале финансового года). Продажи игр принесли 110 млн евро (против 67 млн год назад). Ожидая, что рождественский сезон будет удачным (и имея в запасе такой потенциальный хит, как Peter Jackson's King Kong), компания прогнозирует общегодовой доход в размере 600 млн евро (это на 12% больше, чем годом ранее).

NCSoft, работающая исключительно в сфере массовых многопользовательских онлайновых игр, через несколько дней после запуска в эксплуатацию «Города Злодеев» (City of Villains), обнародовала квартальный отчет: доход – 84,1 млн долларов (рост – 10% по сравнению с предыдущим кварталом), чистая прибыль – 20,4 млн долларов (рост – 57%).

А вот у компании Atari, судя по свежему отчету, дела идут неважно. Доход за второй квартал оказался почти вдвое меньше, чем год назад (38,4 млн долларов против 68 млн), причем издательский бизнес принес 22,6 млн (в прошлом году 54,6 млн), а дистрибьюторский – 15,8 млн (соответственно 13,4 млн). Ключевыми продуктами, внесшими самый ощутимый вклад в квартальную копилку Atari, стали Indigo Prophecy (PS2, Xbox, PC), Dragon Ball GT: Transformation (GBA) и «ретро-железка» Atari Flashback 2. О прибылях в данном случае не упоминается, а уровень квартальных потерь еще больше, чем в прошлом году (25,2 млн против 16,9 млн).

Самой заметной новостью игрового рынка стран СНГ, безусловно, стало приобретение 30% акций компании «Акелла» венчурным подразделением Intel и фондом Quadriga Capital Russia. Полагаю, что такое явление, как приход венчурного капитала и инвестиции в российские игровые компании, заслуживает отдельного серьезного разговора.

Кстати, одна из самых горячих сделок минувшего месяца в западной игровой индустрии также была связана с венчурным капиталом. Речь идет о создании холдинга BioWare/Pandemic Studios с непосредственным участием инвестиционной компании Elevation Partners, среди учредителей которой значатся такие известные личности, как экс-президент Electronic Arts Джон Риччитьелло (John Riccitiello), фронтмен рок-группы U2 Боно, бывший финансовый директор Apple Фред Андерсон (Fred Anderson) и другие.

Как мы уже отмечали, неделю назад начался предрождественский подарочный сезон – традиционно самый урожайный для игровой индустрии. Пока что аналитики, например Майкл Пахтер (Michael Pachter) из Wedbush Morgan Securities (WMS), говоря об ожидаемых суммарных годовых показателях на этом рынке, настроены не очень оптимистично. Предсказывается небольшое (2%) падение, хотя месяцем раньше та же WMS полагала, что год будет закончен «в плюсе» (5%), а значит, станет рекордным. Отвечая на вопрос о том, что побудило его изменить прогноз, Пахтер отметил следующие факторы: недостаточное удовлетворение спроса на Xbox 360 на старте, малое количество хитовых игр для нынешних консолей и ПК, а также отказ Sony от намерения снизить цену на PS2 (ожидалось, что это произойдет сразу же после запуска Xbox 360).

О том, оказался ли прав уважаемый аналитик, вы узнаете через месяц, когда мы подведем итоги 2005 г.