Игровая индустрия. Февраль 2006 г.

21 март, 2006 - 00:00Александр Птица

Как известно, индустрия интерактивных развлечений в настоящее время переходит к игровым системам нового поколения. О том, как этот нелегкий период пережить с минимальными потерями, говорили многие из участников DICE Summit.

Игровая индустрия. Февраль 2006 г.

Итак, DICE в данном случае не имеет отношения ни к игральным костям, ни к известной шведской команде разработчиков, сотворившей сверхуспешную серию Battlefield. Аббревиатура расшифровывается так: Design, Innovate, Communicate, Entertain. Этот ежегодный форум индустриальных VIP прошел 8–10 февраля в Лас-Вегасе под эгидой Академии интерактивных наук и искусств (AIAS). Принято считать, что по сравнению с другими индустриальными форумами, где показывают то, что есть, на DICE говорят о том, чего пока еще нет. Кроме того, как раз в рамках этого мероприятия проходит церемония награждения новых обладателей своеобразных игровых «Оскаров» – AIAS Awards.

В прошлые годы на DICE Summit частенько возникали скандальные ситуации. Вспомните хотя бы историю двухлетней давности, когда основатель и тогдашний руководитель студии Naughty Dog Джейсон Рубин выступил с острой критикой крупных издателей игрового ПО. На сей раз онлайновые СМИ вроде бы не отмечали ничего из ряда вон выходящего, хотя, в общем-то, в качестве докладчиков были приглашены известные персоны.

Первым на трибуну вышел «неистовый» Режи Фис-Эйм (Reggis Fils-Aime), исполнительный вице-президент Nintendo of America, отвечающий за маркетинг и продажи. В «идеологической» части своей речи он озвучил стратегическую концепцию компании, имеющую кодовое название Blue Ocean. Впервые о ней упомянул на Tokyo Game Show президент Nintendo Сатору Ивата (Satoru Iwata).

Игровая индустрия. Февраль 2006 г.
Режи Фис-Эйм (Nintendo): «Компания будет уделять одинаково пристальное внимание любому уникальному игровому концепту независимо от его бюджета»

Фис-Эйм говорил о пяти принципах, на которых в этом году будет базироваться деятельность Nintendo. Один из главных звучал так: «Мы работаем в индустрии развлечений. И главное здесь не "лошадиные силы" и красивые картинки. Цель компании – привлекать к геймингу все более широкие массы, а не сужать аудиторию за счет дорогих "крутых" технологий». Другой постулат – сохранить массовую аудиторию, хотя при этом Nintendo продолжит поддерживать свои знаменитые франчайзы. Отметил Фис-Эйм среди прочего и то, что сложность, высокие цены и ограниченность контента отпугивают потенциальных пользователей, и Nintendo будет стремиться стать наиболее доступным гейм-провайдером. В то время как большинство компаний, работающих в индустрии, не обращает должного внимания на креатив и опасается рисков, Nintendo намеревается возвести новые идеи в культ. Отсюда следующий принцип: «Демократия идей. Компания будет уделять одинаково пристальное внимание любому уникальному игровому концепту независимо от его бюджета».

Следует подчеркнуть, что многие из перечисленных принципов уже приняты на вооружение, и безусловные успехи Nintendo DS напрямую связаны с ними. Кстати, в рамках своего доклада Фис-Эйм объявил самые свежие цифры, касающиеся продаж карманной двухэкранной консоли. К декабрю в глобальных масштабах было реализовано более 14,4 млн единиц DS. Среди других вопросов, затронутых высокопоставленным представителем Nintendo, анонсы браузера Opera для DS, сети DS-киосков и использования технологии Voice-over-IP в грядущей игре Metroid Prime для DS.

Питер Мур (Peter Moore), занимающий в игровом подразделении Microsoft такую же позицию, как Фис-Эйм в Nintendo of America, открывал второй день конференции. Название доклада говорит само за себя: Microsoft: The Changing World of PC Games. Затронув вначале некоторые вопросы, связанные с Xbox 360, в частности пути решения проблем с недопоставками (обещано, что в течение шести недель все войдет в норму), и напомнив, что к концу финансового года (июль) компания планирует реализовать 4,5–5,5 млн единиц Xbox 360, он перешел к основной части, посвященной, как вы поняли, PC-геймингу и роли Microsoft в процессе восстановления былой славы ПК как игровой платформы.

Мур отметил, что нынешняя реорганизация Microsoft поможет компании сфокусироваться на развитии игрового бизнеса как совершенно самостоятельного направления. По его словам, раньше наблюдалось его распыление между различными подразделениями корпорации, а теперь, когда все собрано «под одной крышей», его главная задача – грамотный маркетинг – будет упрощена. Продемонстрировав грядущую OS Vista, Питер заявил, что она будет в авангарде борьбы за возвращение PC-геймингу былой популярности.

Естественно, в докладе топ-менеджера игрового подразделения Microsoft прозвучали не слишком утешительные цифры, свидетельствующие о стабильном снижении доходов от игр для ПК в течение последних семи лет. Вместе с тем он не забыл упомянуть существенный рост продаж онлайновых продуктов. Этот сектор заработал за 2005 г. около 2 млрд долл. (включая доходы, полученные в результате оплаты подписок). По его мнению, к 2009 г. оборот в онлайновой сфере достигнет 6,8 млрд долл.

Игровая индустрия. Февраль 2006 г.
Питер Мур (Microsoft Xbox): «Windows Vista поможет возродить былую популярность игр на PC»

Среди прочего Питер Мур поднял одну проблему, о которой говорят не слишком часто. Имеется в виду разнобой в упаковках программных продуктов. Руководство Microsoft считает, что есть смысл установить определенные стандарты в этом деле. В завершение Мур упомянул и о том, что корпорация разрабатывает единый бренд для PC-игр.

В число докладчиков на DICE Summit были включены не только топ-менеджеры, но и те личности, которые отвечают за слова «design» и «innovate», то бишь разработчики. Кстати, некоторым из них во время церемонии вручения AIAS Awards пришлось выходить для получения заслуженных наград не один раз.

В первую очередь это относится к Дэвиду Джаффе (David Jaffe), руководителю и креативному директору Sony Santa Monica Studios, разработавшей God of War для PS2 (игра стала абсолютным рекордсменом нынешних AIAS Awards, победив в семи номинациях). Джаффе начал свою речь следующими словами: «Я хочу поблагодарить Фила Харрисона (президента Sony Computer Entertainment Worldwide Studios) за то, что он позволил мне использовать эту трибуну для объявления цены и даты старта PS3». После небольшой паузы последовало: «Ну, вы, конечно, понимаете, что это шутка». Что касается серьезных вещей, то более всего разработчик озабочен проблемами, связанными с продвижением новых IP.

Это же тревожит и японцев Фумито Уеда (Fumito Ueda) и Кемджи Каидо (Kemji Kaido), всколыхнувших весь игровой мир двумя проектами, не имеющими аналогов: ICO и Shadow of the Colossus. В ходе сессии вопросов и ответов в рамках DICE гейм-дизайнеры из Страны восходящего солнца в очередной раз посетовали на засилье сиквелов и высказали предположение, что если эта тенденция будет углубляться и дальше, то угроза спада на игровом рынке станет явью.

Чуть больше недели назад состоялся дебют модернизированной портативной игровой системы Nintendo DS в Японии. Как и ожидалось, старт оказался чрезвычайно успешным. Сколько коробок с «утонченной» DS Lite разошлось в течение первого уикенда, пока не сообщалось, но известно, что в марте в японские магазины поступит 450 тыс. единиц новинки и 200 тыс. шт. ее предшественницы – стандартной DS.

Вы, вероятно, помните сообщения о том, какой дефицит «дээсок» образовался в Японии перед Новым годом. От представителя компании «Новый Диск», официального партнера Nintendo, нам стали известны некоторые интересные подробности ситуации.

Игровая индустрия. Февраль 2006 г.
Игра God of War стала рекордсменом по количеству престижных наград AIAS Awards

Оказывается, что все складские запасы DS из Европы и Америки шли в Японию, чтобы удовлетворить просто безумный спрос на консоль на ее родине. В итоге начались задержки с поставками и на территории СНГ. Однако в Японии этот подход проблему не решил – когда на складе было достаточно DS, ее покупали в 10 раз лучше PSP. Когда же на складе приставки не было, то продажи сравнивались с PSP, а цена в магазинах на DS сразу подскакивала в два раза.

Тем временем, пока Nintendo снимает сливки с успешных продаж DS, из стана Sony поступает не особо утешительная информация. С каждым днем все более проблематичным становится выполнение обещаний, данных руководителями Sony Computer Entertainment, которые на протяжении нескольких месяцев кряду уверяли почтенную публику в том, что все идет по плану и вожделенная PS3 поступит в продажу весной 2006 г. Аналитики сомневаются в том, что в ближайшие три месяца домашняя next-gen-консоль от Sony станет реальностью. Скорее всего, будущий потенциальный лидер в сфере игрового железа появится на прилавках к рождественскому сезону. Кстати, анонимный источник внутри Sony признал возможность задержки выпуска PS3 и в качестве одной из главных причин назвал проблемы с массовым производством Blu-ray-приводов.

Несколько интриг разворачивается нынче вокруг третьего платформодержателя – Microsoft. Одна из них связана с возможными притязаниями корпорации на часть рынка портативных игровых устройств. Последние две недели достаточно много дискуссий велось по поводу так называемого проекта Origami. Публиковались фотографии, заработал сайт. Первая публичная премьера нового гэджета состоялась несколько дней назад в рамках CeBit 2006. Судя по последним данным, Microsoft Origami – это нечто вроде Tablet PC с расширенными мультимедийными возможностями.

Не так давно появилась не слишком приятная новость для тех пользователей Xbox 360, которые рассчитывали на то, что наступит час, когда и им дадут доступ в онлайновый мир World of Warcraft. Все надежды были развеяны в один миг после интервью, данного главным операционным директором Blizzard Полом Сэмсом (Paul Sams) британскому еженедельнику MCV. Высокопоставленный представитель «Метелицы» заявил, что компания не планирует портировать WoW на Xbox 360, поскольку игра создавалась как PC gaming experience, а в результате переноса ее на консоли может пострадать геймплей, чего совсем не хотелось бы. Вместе с тем Сэмс отнюдь не исключает того, что в будущем его компания займется разработкой MMOG для домашних игровых приставок.

Самым главным событием наступившего месяца, безусловно, станет ежегодная конференция разработчиков игр Game Developers Conference (GDC), которая пройдет в Сан-Хосе с 20 по 24 марта. В списке ключевых докладчиков уже упомянутый Фил Харрисон (Phil Harrison) из Sony Computer Entertainment, президент Nintendo Сатору Ивата (Satoru Iwata), знаменитый гейм-дизайнер, автор The Sims, Уилл Райт (Will Wright).

В следующем обзоре мы непременно поделимся подробностями об этом важном для индустрии интерактивных развлечений мероприятии.