Игровая индустрия. Casual Connect Kyiv 2009

16 ноябрь, 2009 - 12:54Александр Птица

В период кризиса многие организаторы выставок и других мероприятий принимают решения об их переносе или отмене. Однако планы Сasual Games Association (CGA) даже в нынешнее непростое время не изменились, и в конце октября Киев принял участников четвертой международной конференции Casual Connect Kyiv.

Игровая индустрия. Casual Connect Kyiv 2009

Из наших прежних публикаций читателям уже известно, что ежегодно CGA трижды созывает форумы, на которые съезжаются те, кто занят в стремительно развивающейся сфере казуальных игр. Гамбург, Сиэтл и Киев собирают для общения и обмена опытом разработчиков, издателей, дистрибьюторов, специалистов по электронной коммерции, журналистов и других имеющих отношение к этой индустрии персон.

По словам Джессики Тамс (Jessica Tams), президента CGA, количество зарегистрированных участников Casual Connect Kyiv не снизилось по сравнению с прошлым годом, а активность спонсоров даже повысилась. Кстати, в их списке числились практически все ведущие компании мирового рынка казуальных игр – Real Games, Big Fish Games, Alawar Entertainment, Intenium, Oberon Media, iWin, Reflexive, Playrix, Nevosoft и др.

Надо сказать, что на фоне явного спада в индустрии «больших» игр в казуальном секторе дела обстоят гораздо лучше, однако и здесь имеется своя специфика. Кроме того, намного быстрее проявляются некоторые тенденции, требующие практически мгновенного реагирования со стороны участников рынка. Тем не менее сегмент продолжает активно развиваться.

Игровая индустрия. Casual Connect Kyiv 2009
Александр Лысковский (Alawar Entertainment): «Минувший год был отмечен активным наступлением новых платформ, в первую очередь это касается игр в социальных сетях и продукции для iPhone»

Тому, чем жила казуальная индустрия «от Киева до Киева», посвятил свой ключевой доклад президент российской компании Alawar Entertainment Александр Лысковский. Анализируя сегодняшнюю ситуацию на рынке, он отметил несколько факторов и тенденций, особенно сильно влиявших на положение дел.

Прежде всего следует сказать о так называемых «ценовых войнах». Год назад и раньше стандартная цена на скачиваемую казуальную игру составляла $19,99. Первые сигналы о том, что цены поползут вниз, прозвучали в феврале 2009 г., когда после приобретения компании Reflexive гигант интернет-торговли Amazon.com открыл онлайн-витрину с продуктами за $9,99. В мае игры по $6,99 появились у крупнейшего дистрибьютора Big Fish Games и по $5,99 в Game House Club. Разумеется, при таком раскладе поставщики игр страдают. Посему на конференции не раз обсуждался вопрос о так называемом Game Life Cycle Management – управлении ценой игры в течение продаж. Основная идея состоит в том, что первые три месяца после релиза стоимость игры на портале у дистрибьютора не должна падать ниже установленного издателем уровня. Это предложение уже поддержали Alawar Entertainment, iWin, PopCap, NevoSoft, Playrix.

Естественно, в условиях снижения цены за копию еще более важным становится вопрос роста продаж. Александр Лысковский привел примеры того, как это делается в различных компаниях. Real Games пошла по пути наращивания синдикации с партнерами, увеличив за год их количество до 600 (рост 224%). Alawar развивает региональные рынки (Польша, Финляндия), Intenium начала дистрибуцию продуктов от разработчиков первого эшелона (Pop Cap, Mumbo Jumbo, Sandlot, GoGii Games), iWin предлагает свои игры через сервис Steam (по $19,99). Кроме того, большинство крупных дистрибьюторов имеет свои своеобразные клубы, членам которых игры доступны по специальным ценам.

Но не будем забывать, что пресловутый ярлык $6,99 в первую очередь относится к североамериканскому рынку. Анализ ситуации в других регионах показывает, что, например, в Германии средняя цена на продукцию от Intenium составляет $21,9. Игры от Alawar продаются в Финляндии по $20, в Польше – по $6,6, а в России – по $6. Кстати, Александр Лысковский в своем докладе отметил, что из-за валютной нестабильности потери в Рунете приблизились к 8 млн долл.

Еще один немаловажный фактор, на который обратил внимание аудитории не только глава Alawar Entertainment, но и многие другие выступавшие, – это, безусловно, очень быстрое увеличение числа сегментов рынка, появление новых платформ и сервисов. Имеются в виду как AppStore для iPhone/iPod, так и стремительно ставшие популярными игры в социальных сетях. Конечно же, вступая на эти «территории», разработчику и издателю следует грамотно продумывать способы монетизации и используемые бизнес-модели, ведь ценовая планка на AppStore начинается с $0,99, а по состоянию на конец октября в его прейскуранте насчитывалось более 100 тыс. приложений. Кстати, те разработчики, у которых во время конференции мы поинтересовались тиражами их продуктов, проданных через AppStore, были весьма довольны результатами.

Игровая индустрия. Casual Connect Kyiv 2009
Активное общение продолжалось в кулуарах, возле стендов спонсоров конференции

Поскольку киевская конференция ориентирована в первую очередь на разработчиков из Восточной Европы, Александр Лысковский охарактеризовал нынешнюю ситуацию. Бесспорно, теперь выживать стало сложнее. Повысились требования к качеству игр, увеличились их бюджеты (в среднем до 50 тыс. долл.), снизились отчисления разработчикам, усилились кадровые проблемы (ощущается нехватка художников и гейм-дизайнеров), не появляются новые издатели, порог выхода на рынок повысился.

Тем не менее основания для радости за разработчиков из СНГ все-таки имеются. К примеру, согласно официальной статистике портала Big Fish Games на первом месте его Топа в нынешнем году фигурировало 9 игр «родом из экс-СССР», и в общей сложности они провели на лидирующей позиции по состоянию на 19 октября 105 дней – треть года. Похожая ситуация наблюдается и на Real Games.

Фактически выступление Александра Лысковского задало тон всей конференции, и многие затронутые им проблемы нашли дальнейшее отражение и развитие в лекциях и круглых столах, входивших в программу Casual Connect Kyiv.

Так, вице-президент по международным отношениям Oberon Media/I-Play Дон Райан (Don Ryan) в докладе «Казуальная планета» назвал нынешнюю ситуацию с обилием платформ глобальным кросс-платформенным феноменом и привел небезынтересные цифры – 32% пользователей Интернета посещают сайты с онлайновыми играми, в этом году ожидается, что за счет микротранзакций они пополнят кошельки создателей игр для Facebook на 500 млн долл. Конечно, не забыты 2 млрд загруженных приложений и 50 млн проданных в AppStore продуктов для iPhone/iPod.

Шон Вандердессон (Sean Vanderdasson), исполнительный вице-президент компании WildTangent, подверг резкой критике концепцию о продолжительности казуальной игры 7 ч и отсюда ее стоимости $6,99 и предложил свои варианты максимизации доходов, увеличения жизненного цикла игры и диверсификации бизнес-моделей.

Отличительной особенностью нынешней конференции стало обилие круглых столов, где своими мыслями по разным поводам смогли поделиться многие участники как из постсоветских стран, так и из дальнего зарубежья.

Было и несколько совсем нестандартных сессий. На презентацию результатов исследования целевой аудитории компания Alawar пригласила представителей этой самой аудитории, обычных казуальных геймеров обоего пола. А участникам конференции было предложено задавать им любые «вопросы по теме». Что касается собственно доклада, то, по его данным, русскоязычный среднестатистический казуальный игрок все же отличается от своего заокеанского собрата (или скорее сосестры). В частности, он моложе (76% респондентов попадает в возрастную категорию 20–39 лет). По другим портрет получается таким – это замужняя (68%) женщина (70%) c высшим/незаконченным высшим образованием (55%), род занятий – служащий/специалист (39%). При этом отдельно выделена категория женщин старше 40 лет, являющихся наиболее активными потребителями.

Игровая индустрия. Casual Connect Kyiv 2009
Президент CGA Джессика Тамс: «Успехи индустрии казуальных игр даже в нынешнее столь непростое для бизнеса время говорят о ее стойкости, и мы с надеждой смотрим в будущее»

Неподдельный интерес вызвало своеобразное шоу, устроенное сотрудниками компании Arkadium. Оно состояло из двух частей. Сначала публика генерировала идеи по поводу жанра, сеттинга, игровой механики, героев и злодеев, а затем, когда все исходные данные были определены, команда художников и программистов отправилась делать игру по выданному ТЗ, которая и была представлена через сутки в том же лекционном зале. Надо сказать, что результат получился весьма и весьма интересным.

Полезными для молодых разработчиков нам показались доклады Ллойда Мельника из Merscom о том, как себя следует вести, чтобы с большой степенью вероятности выиграть тендер на получение заказа от крупного американского издателя, и Кирилла Плотникова из Alawar о рецептах построения отношений разработчика с издателем и т. п.

В развитии казуальной сферы заинтересованы и такие гиганты, как Microsoft и Sony. Так, Евгений Марченко рассказал аудитории о способах монетизации при создании игровых продуктов с помощью технологий от Microsoft (XNA, Silverlight, Xbox 360, Windows Mobile), а также обратил внимание на полезные для разработчика особенности Windows 7 (в частности, Windows Error Reporting и Corporate Error Reporting). А Джордж Бэйн (George Bain) из Sony Computer Entertainment Europe ознакомил с новыми возможностями, открывшимися для создателя казуальных продуктов для PS3 и PSP в связи с запуском PlayStation Store, внедрением маленьких игрушек, так называемых PSP Mini и т. п.

Три дня, проведенных на конференции Casual Connect Kiev, дают нам право утверждать, что индустрия не стоит на месте, активно ищет пути по выходу из назревших проблем и вполне может надеяться на то, что они будут решены.

Следующий форум создателей маленьких игр запланирован на февраль и состоится в немецком городе Гамбурге.