Игровая индустрия. Август 2005 г. Games Convention 2005

14 сентябрь, 2005 - 23:00Александр Птица

Летом в игровой индустрии традиционно наблюдается некое затишье – новых продуктов выходит не так уж и много. Однако с середины августа фактически начинается осенний бизнес-сезон. А открывает его самое крупное в Европе мероприятие подобного рода – лейпцигская выставка Games Convention, проходившая с 17 по 21 августа.

Саксонский город, издавна славящийся своими ярмарками, уже в четвертый раз принимал этот масштабный игровой форум. Однако «прямой» репортаж из выставочных залов GC 2005 мы сегодня ведем впервые. Дело в том, что традиционно наше основное внимание привлекали лондонские выставки (ECTS, EGN и т. п.), проходящие в первых числах сентября. На сей раз в британской столице 31 августа – 1 сентября дебютировала Games Market Europe, но наш выбор был сделан в пользу Лейпцига. Судите сами, организаторам GME удалось собрать всего около 40 компаний-участниц, а в огромных залах Лейпцигского центра ярмарок разместились стенды 280 экспонентов из 15 стран. Впечатляют и другие показатели официальной статистики: 134 тыс. посетителей (на последней E3 было зарегистрировано около 70 тыс.), 2 тыс. журналистов (включая автора этих строк).

Игровая индустрия. Август 2005 г. Games Convention 2005

Однако здесь нельзя не учитывать тот факт, что GC является как бы двухформатной выставкой. В этом смысле она напоминает прошлогоднюю лондонскую связку потребительской Game Stars Live! и индустриальной EGN. Точно так же и здесь. Многочисленные толпы детей и их родителей заполняли шумные залы для публики, а в спокойной обстановке бизнес-центра, куда обычные посетители не допускались, представители компаний решали свои вопросы и демонстрировали перспективные проекты для прессы. Естественно, львиная доля из упомянутых 134 тыс. визитеров приходится на пользователей, желающих уже сейчас увидеть игры, которые выйдут в свет к концу года, а то и позднее.

Игровая индустрия. Август 2005 г. Games Convention 2005
Основную массу посетителей составляла молодежь
Игровая индустрия. Август 2005 г. Games Convention 2005
Игры серии Need For Speed не выходят из моды

Если говорить честно, то, несмотря на участие практически всех основных игроков мирового рынка (исключая разве что Take-Two и еще парочку крупных компаний) и уже отмеченную колоссальную посещаемость, все-таки я бы не рискнул назвать Games Convention по-настоящему международным событием. Как ни крути, она остается локальным германским мероприятием. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что персонал практически всех стендов состоял из работников местных подразделений ведущих издателей игрового ПО, и найти на них старых знакомых из английских или американских штаб-квартир было весьма непросто, а порой и вообще невозможно.

Очень понравилось нововведение оргкомитета: первый день, 17 августа, был отдан прессе и представителям индустрии. Все стенды к этому времени уже работали в нормальном режиме, но подростков еще не пускали, что позволяло спокойно смотреть все, что ни пожелаешь. В этот же день беспрерывно, одна за другой, проходили пресс-конференции основных участников. К этому мы сейчас и перейдем.

Из трех консольных китов первой отчиталась Nintendo. Основная тема презентации – «Расширение определения гейминга». Мероприятие прошло очень живо – популярная местная супермодель показала на практике, что даже блондинке вполне под силу справиться с очаровательными щенками в Nintendogs, известный футболист из мюнхенской «Баварии» спел немного дифирамбов забавной Mario Smash Football и сыграл в нее с журналистом из аудитории, шесть человек, включая руководителя немецкого подразделения Nintendo, покатались в мультиплеерном варианте Mario Kart DS и т. д. и т. п. Новостей о Revolution, как вы, видимо, уже знаете, не поступило.

Игровая индустрия. Август 2005 г. Games Convention 2005
Отдых в Xbox-парке

Microsoft на сей раз покорила многих удивительным дизайном своего стенда. Ассоциирующийся с Xbox 360 нежно-зеленый цвет породил у какой-то креативной души идею создать своеобразный парк с деревьями, кустарниками, лавочками, перед которыми размещались плазменные экраны. И это сработало! Что касается двух пресс-конференций («игры для Windows» с участием Брюса Шелли и «Xbox 360»), то они были достаточно интересными, познавательными и к тому же не без забавных моментов. В частности, аудитория очень оживилась во время демонстрации возможности совместной работы Xbox 360 с Apple iPod и Sony PSP. Самая главная новость, как и положено, была объявлена в финале пресс-конференции. Состоялся долгожданный анонс стартовой цены на Xbox 360. Предположения аналитиков о нескольких конфигурациях консоли оправдались.

Игровая индустрия. Август 2005 г. Games Convention 2005
Стартовые цены на Xbox 360 объявлены

Более дешевая, так называемая базовая, комплектация Xbox 360 (Core System) обойдется пользователям в $299. За эти деньги они получат саму консоль, проводной (!) геймпад, одну сменную лицевую панель, подписку на сервис Xbox Live! Silver, а также стандартный AV-кабель. Стоимость такого набора в Европе установлена в 299 евро (около $365). Как видите, жесткий диск в этот набор не входит. На ярлыке для «настоящей» полнофункциональной Xbox 360 указана рекомендованная розничная цена 399 евро (на нашем континенте) и столько же, но в долларах, – за океаном.

Игровая индустрия. Август 2005 г. Games Convention 2005
Публика знакомится с консолью Sony PlayStation Portable

Самой неинтересной и малоинформативной пресс-конференцией оказалась на этот раз Sony Computer Entertainment. Кстати, даже стиль оформления стенда был «позаимствован» с мероприятия для европейских журналистов на E3. Конечно, сотни PSP'шек с игрушками, которые появятся на континенте в сентябре, и удобные подушки, чтобы поваляться на них с карманной консолью в руках, – это совсем неплохо, но далеко не достаточно. Более того, рекламная кампания PSP с маленькими красненькими пиктограммами, символизирующими возможности консоли, мне показалась не очень удачной. На самой же пресс-конференции нас потчевали старыми рекламными роликами от SCEE, рассказами об успехах компании в Германии (на фоне наблюдающейся там большей, чем во многих других европейских странах, тяге к играм на PC). PS3 присутствовала «в заключительных титрах» с надписью «До встречи в 2006 г.».

В третий раз жюри, состоящее из ведущих игровых журналистов Германии, присуждало награды «Best of GC 2005». В этом году к ним добавилась еще и номинация «Gamer's Choice», победитель которой определялся по результатам SMS-голосования. Строгие судьи отметили следующие игры: F.E.A.R (PC), Nintendogs (Nintendo DS), Ridge Racer (PSP), Fire Emblem: Sacred Stones (GBA), Zelda: Twilight Princess (Game Cube), Peter Jackson's King Kong (PS2), Burnout Revenge (Xbox), The Sims 2 (Mobile), Farenheit («Самый новаторский продукт»), Bet On Soldier («Выбор геймеров»).

Игровая индустрия. Август 2005 г. Games Convention 2005
Брюс Шелли: «Вот так выглядит коллекционное издание Age if Empire III»
Игровая индустрия. Август 2005 г. Games Convention 2005
Билл Роупер: «На рынке игр для PC грядут серьезные перемены»

Многие специалисты особо отмечают повышение интереса к проходившей в рамках Games Convention конференции разработчиков GCDC (Games Convention Developers Conference), собравшей в этом году свыше 500 участников. С «ключевыми» докладами на ней выступили многие знаменитые гейм-дизайнеры, такие как, например, создатель серии Age of Empires Брюс Шелли (Bruce Shelley), неутомимый экспериментатор Питер Молинье (Peter Molyneux) и «отец» Diablo Билл Роупер (Bill Roper).

Последний, в частности, выразил свое несогласие с теми аналитиками, которые предсказывают играм для PC безрадостное будущее. По его мнению, в ближайшее время в этом сегменте рынка должны произойти серьезные изменения. Он полагает, что разработчики и издатели отойдут от практики отдавать диски с однопользовательскими играми в розничную реализацию. Новым каналом преимущественного их распространения станет Сеть. Этому будет способствовать все большее проникновение широкополосного Интернета в быт потребителей.

Другие «звезды» игростроения демонстрировали свои новые проекты в выставочных залах. Здесь и Мишель Ансель (Ubisoft) с блестящей игровой интерпретацией будущего кинохита Peter Jackson's King Kong, и создатель легендарного Соника Юджи Нака (Sega), а также отец популярного игрового сериала Mortal Kombat Эд Бун (Midway) и Хидео Коджима (Konami), прославившийся циклом Metal Gear Solid, и многие другие.

Продукты украинских разработчиков были представлены на GC 2005 достаточно широко. Игры некоторых наших компаний (DioSoft, Deep Shadows, Digital Spray Studios и др.) демонстрировались на стендах их российских партнеров, другие же команды, например Boolat из Донецка, выступали самостоятельно. Впервые заявила о себе на международном уровне новая компания UkrGameExport, позиционирующаяся как своеобразный агент, оказывающий помощь небольшим независимым студиям.

Перейдем теперь от лейпцигского игрового шоу к другим не менее интересным и важным вопросам. Прежде всего хотелось бы упомянуть о европейском дебюте портативной консоли PlayStation Portable от Sony Computer Entertainment, состоявшемся буквально накануне сдачи этого номера журнала в печать – 1 сентября. Рекомендованная розничная цена (так называемая Value Pack) на нашем континенте установлена на уровне 249 евро (в Великобритании – 179 фунтов стерлингов). Одновременно в продажу поступили 30 игровых продуктов и 30 фильмов на дисках формата UMD, который поддерживает данная система.

И хотя в настоящее время основные усилия Sony Computer Entertainment Europe (SCEE) направлены на продвижение PSP и поддержание на должном уровне интереса к PS2 и играм для нее, о PS3 и ее конкурентах руководители компании не забывают. Так, на состоявшейся в Лондоне в конце августа европейской конференции разработчиков игр Game Developers Comference Europe (GDCE) вице-президент SCEE Фил Харрисон (Phil Harrison) заявил о том, что вряд ли Sony пойдет по пути Microsoft, запланировавшей, как уже упоминалось, выпуск двух вариантов комплектации Xbox 360. По его мнению, такой подход может дезориентировать потребителей, поэтому скорее всего в момент выхода PS3 в комплекте пользователь получит традиционный набор – собственно консоль, набор кабелей, игровой контроллер и демо-диск.

По всей видимости, в середине сентября основное внимание как специалистов, прессы, так и обычных игроков, оттянет на себя Nintendo. Дело в том, что накануне выставки Tokyo Game Show (которая начнется 16 сентября) с ключевым докладом выступит президент компании Сатору Ивата (Satoru Iwata). Ожидается, что его спич будет сопровождаться раскрытием самого интригующего секрета последних месяцев. Имеется достаточно надежная информация о том, что аудитория впервые увидит таинственный новаторский игровой контроллер для консоли следующего поколения, пока именуемой Nintendo Revolution. Безусловно, TGS принесет и другие новости (например, о стратегии Microsoft в плане продвижения Xbox в дальневосточном регионе), но о них мы расскажем в следующем ежемесячном обозрении игровой индустрии.