Игровая индустрия 2006

24 январь, 2007 - 17:40Александр Птица

Минувший год для сферы интерактивных развлечений стал во многих отношениях исключительным и прежде всего потому, что выражение Next-Gen, то есть "консоли следующего поколения", потеряло свой изначальный смысл, поскольку все новые домашние игровые системы появились на рынке "во плоти и крови". А это значит, что начался очередной этап так называемых "консольных войн", но теперь уже плацдарм переместился из области маркетинга и PR в сферу реальных продаж "железа" и программного обеспечения для него.

Как известно, Microsoft опередила своих конкурентов-платформодержателей с запуском Xbox 360 примерно на год, стартовав в конце 2005 г. и получив определенную фору. В рамках ключевого выступления Билла Гейтса перед началом выставки CES 2007 в Лас-Вегасе слово получил Робби Бах (Robbie Bach). Он доложил, что за год было реализовано около 10,4 млн единиц Xbox 360. В настоящее время консоль доступна в 37 странах, выпущено 160 продуктов для нее (к концу 2007 г. эта цифра возрастет до 300). Рекордсменом по продажам среди игр для данной платформы стала Gears of War, разошедшаяся тиражом более 2,7 млн копий. Отлично шли дела у Microsoft в США, неплохо - в Европе, однако результаты продвижения Xbox 360 на таком важнейшем региональном рынке как японский иначе, чем катастрофическими, не назовешь. Здесь за целый год потребители приобрели всего лишь около 180 тыс. майкрософтовских приставок.

У Sony Computer Entertainment (SCE) в течение подготовительного периода к старту PlayStation 3 постоянно наблюдались разного рода проблемы. Первоначально компания планировала практически одновременный запуск PS3 на всех основных региональных рынках накануне предрождественского сезона, затем последовало сообщение о переносе европейского дебюта на весну 2007 г. Кроме того, было существенно урезано количество консолей, поставленных в японские и американские розничные сети на момент старта. Отсюда дефицит, очереди и спекуляция. В результате к концу года SCE (согласно оценкам аналитиков из Wedbush Morgan, основанных на предварительных данных от NPD Group) удалось реализовать в Соединенных Штатах 800 тыс. единиц PS3 (при планах поставок - 1-1,2 млн шт. к концу года). Вместе с тем в последние месяцы существенно увеличились продажи PS2.

И еще один представитель "большой консольной тройки" выпустил на рынок свою новинку, вызвавшую в околоигровом мире, пожалуй, сильнейший резонанс из-за необычного способа управления и, соответственно, невиданных ранее контроллеров. Надо сказать, что ориентация Nintendo на привлечение к геймингу аудитории, которая играет мало (или раньше вообще не обращала внимания на интерактивные развлечения), дала свои плоды, и интерес к консоли Wii, а значит и спрос на нее, были весьма велики. Кроме того, производителям удалось грамотно организовать запуск приставки в продажу на всех территориях (Япония, Америка и Европа). Кстати, благодаря усилиям компании "Новый диск" и, в частности, ее подразделения "ND Видеоигры", являющегося эксклюзивным дистрибьютором продукции "большой N" у наших северных соседей, российский старт Wii (22 декабря) прошел в соответствии со всеми международными стандартами. По оценкам уже упомянутой аналитической фирмы Wedbush Morgan, в США с момента поступления на реализацию до конца года разошлось 1,8 млн консолей Wii.

Говоря в общем, в последнее время Nintendo резко укрепила как свое финансовое положение (ведь это единственная компания, которая позволяет себе продавать консоли на старте, не неся при этом убытков), так и имидж. Что касается портативного гейминга, то здесь ее успехи просто ошеломляют: в мировых масштабах количество проданных Nintendo DS почти вдвое превышает показатели Sony PSP.

Сводные данные о объемах продаж игрового hardware и ПО на различных региональных рынках еще не опубликованы, но, к примеру, предварительные результаты за декабрь в США дают основания полагать, что цифры 2005 г. будут превышены. Нынешний рождественский сезон принес компаниям, работающим в индустрии развлечений, 1,876 млрд долл., а это на 15% больше, чем год назад. Учитывая то, что к концу ноября уже наблюдалось увеличение прошлогодних показателей, вполне можно предположить, что рекорда не избежать.

Кроме выхода на арену приставок нового поколения не менее пристальное внимание индустрии привлекли перемены, произошедшие в сфере специализированного выставочного бизнеса. Лос-анджелесская E3, в течение многих лет занимавшая лидирующие позиции всемирного игрового форума, в середине 2006 г. перестала существовать в своем традиционном формате и из "гламурного" шоу с гигантскими стендами и стайками booth-babes превратилась в исключительно деловое мероприятие для ограниченного числа посетителей, переехав при этом из огромного Los Angeles Convention Center в более скромные "апартаменты" в Санта-Монике.

Однако, как говорят, свято место пусто не бывает. IDG уже анонсировала новую игровую выставку, ориентированную прежде всего на потребителей. Местом ее проведения станет... тот же Convention Center. Мероприятие запланировано на 18-20 октября. Буквально несколько дней назад объявлено его название - Entertainment For All, или более кратко E for All. Неизвестные юмористы, ссылаясь на созвучие слов "for" и "four", уже успели окрестить будущую выставку E4.

Еще хотелось бы добавить, что человек, во многом благодаря которому "покойная" E3 столько лет "держала марку", президент ассоциации производителей развлекательного ПО ESA Даг Ловенстайн (Doug Lowenstein) покинул свой пост, и теперь, заступив на должность президента новой ассоциации Private Equity Council, будет работать в сфере, связанной с фондами прямых инвестиций.

Но вернемся к выставкам. 2006 г. запомнился ростом влияния региональных специализированных мероприятий, таких, как например лейпцигская Games Convention, из года в год повышающая свой авторитет в Европе, или Tokyo Game Show. Кроме того, нельзя забывать и о премьерах новых игровых шоу на постсоветском пространстве - московского "ИгроМира" и киевской "Территории игр", в организации которой самое непосредственное участие принимал ИД ITC Publishing журнал Gameplay.

Еще одной знаковой тенденцией минувшего года стал бум казуальных игр. Оказалось, что маленькие "игрушки", которые заядлые геймеры не считают достойными своего "утонченного" восприятия, пользуются большим спросом и приносят неплохие доходы. В том, что этот рыночный сегмент заслуживает более серьезного внимания, мы имели возможность убедиться, посетив международную конференцию Casuality Europe: East 2006, проходившую в ноябре в Киеве.

Естественно, в любой сфере индустрии наблюдаются как прорывы и успехи, так и досадные неудачи. Были разочарования и в 2006 г. О неожиданно слабом старте PS3 мы уже упоминали. Добавим сюда еще откровенный провал UMD Video (диски, предназначенные для PSP). Крупные кинокомпании перестали его поддерживать и теперь на этих носителях выходят практически только игры. К сожалению, не столь быстрыми темпами, как хотелось бы многим, развивалась цифровая дистрибуция, хотя все больше фирм стали пользоваться "доставкой игр по проводам".

И все же главный итог года - это реальное начало эры игровых систем нового поколения. Кто станет лидером в новой "гонке вооружений", покажет время. Мы же будем пристально следить за развитием событий.