iForum: Признание

27 апрель, 2012 - 15:45Євген Куліков

Четвертый апрельский форум интернет-деятелей собрал более четырех тысяч участников, по данным его организаторов. Из сравнительно небольшой «тусовки», задуманной энтузиастами как место встречи коллег по цеху, за четыре года iForum вырос до масштабного отраслевого мероприятия, которому уже «тесновато» в рамках однодневной программы, да и помещения столичного Международного выставочного центра, пожалуй, тоже. Фактически шесть тематических потоков, около 70 докладов, круглые столы, мастер-классы и обучающие семинары, конкурс старапов — от насыщенной программы и обилия народа голова кругом.

iForum Признание

Отсюда дружеский совет посетителям iForum — если вы хотите не просто приобщиться к модной тематике, а желаете извлечь из посещения конференции пользу для себя лично или своей компании, не поленитесь накануне ознакомиться с программой мероприятия и выделить наиболее важные доклады и интересных спикеров. Тем более, что многие из них открыты к общению и готовы в меру возможностей делиться опытом и знаниями. Достаточно лишь заранее приготовить некоторое количество неглупых вопросов для начала разговора.

Активный интерес к участию в iForum 2012 проявили не только известные в интернет-тусовке персоны и преуспевшие в сфере интернет-бизнеса компании, но и политики. И хотя выступления последних, содержавшие заверения в готовности способствовать развитию данного направления в стране, большинство слушателей восприняли с известной долей скепсиса. Ведь многие по опыту знают, что обычно лучшая из возможных помощь со стороны государства заключается в том «чтобы не мешали». Тем не менее сам по себе факт довольно показателен. Как удачно подметил Александр Ольшанский, один из идейных вдохновителей iForum, похоже украинский политикум вдруг понял, что в Сети довольно много не просто абстрактных пользователей, но реальных избирателей (причем наиболее социально-активная их часть). Однако пустых обещаний народу хватает и без того, а вот действенная помощь в решении насущных проблем отрасли возможно и правда могла бы быть оценена по достоинству. В частности, в рамках конференции обсуждались очевидно устаревшие подходы к определению и защите объектов авторского права и готовящийся законопроект № 6523 (этакий национальный аналог скандально известных актов SOPA и PIPA), законодательная неурегулированность коммерческой деятельности в Интернете и пр.

iForum Признание
Александр Ольшанский: «Компьютерное пиратство — это по сути борьба за свои права потребителей интеллектуальной собственности с ее производителями. От решения этой проблемы во многом зависит будущее экономики»

Между тем, в США и других странах интернет-компании играют все более заметную роль. Так, по сведениям выступавшего на iForum 2012 вице-президента Google по развивающимся рынкам, Европе, Ближнему Востоку и Африке, Мохаммеда Гавдат, в Великобритании компании, проявляющие активность в Интернете, растут в 4-8 раз быстрее остальных. А по данным аналитиков McKinsey, в разных странах Интернет напрямую способствует росту ВВП от 0,8 до 6,3%. Не говоря уже про социальное влияние Сети. Поэтому при правильном подходе и наличии благоприятных условий, глядишь, и в Украине могла бы появиться заметная на мировом рынке компания, чей бизнес основан на деятельности в Интернете.

Составить некоторое представление о коммерческом потенциале уанета желающее могли посетив презентации аналитических компаний. Отметим, что по опыту ряда стран интенсивное развитие интернет-бизнеса начинается после того, как проникновение услуги доступа в Сеть преодолевает отметку в 40% населения. У нас же, по данным последнего исследования компании InMind, количество регулярных интернет-пользователей по состоянию на февраль достигло 42%, что соответствует 16,9 млн человек старше 15 лет. При сохранении имеющейся динамики (за прошлый год рост составил 21%) к концу 2012 г. этот показатель превысит половину населения страны. Причем если раньше основу аудитории составляли молодые люди, проживающие с крупных городах. То сейчас, с развитием рынка доступа в Интернет, ситуация выравнивается и все заметнее становится доля жителей небольших населенных пунктов, а также людей старше 45 лет. Кроме того, постепенно растет количество людей, использующих для подключения к Сети более одного устройства, — таких по данным InMind в Украине уже около 26% от общего числа пользователей.

Оценки аналитиков разнятся, в зависимости от используемой методики подсчетов. Так по сведениям компании Gemius размер украинской интернет-аудитории в феврале составлял около 14 млн. человек в возрасте старше 14 лет. Однако и этот показатель уже не далек от заветных 40%. Примечательно, что сегодня в десятку наиболее посещаемых нашими соотечественниками интернет-ресурсов входит лишь два национальных проекта — портал Ukr.net и интернет-магазин Rozetka.ua. Лидируют же в борьбе за сердца пользователей, а соответственно и деньги рекламодателей, американские и российские проекты.

iForum Признание
Виктор Янукович (мл.): «Государство должно стимулировать развитие Интернета, а не контролировать его»

Отметим, что по уровню проникновения широкополосного доступа в Сеть наша страна пока отстает от большинства стран Восточной Европы, не говоря уже о Западной. По данным исследования Gemius, в Украине этот показатель по итогам 2011 г. составил 13% всех подключений. В то время, как в наиболее благополучных в этом смысле Голландии и Дании (в регионе ЦВЕ) он уже приближается к 40%. И это довольно важно, учитывая постоянно растущее потребление видео-контента и сервисов, требовательных к пропускной способности канала.

Если говорить о современных тенденциях в области интернет-сервисов, то лейтмотивом iForum 2012 пожалуй можно назвать мобильность. В прошлом году акцент делался на перспективность геосервисов. Теперь же все больше предпринимателей задумываются о том, как использовать растущую популярность широкополосного мобильного доступа в Сеть. Причем в той или иной степени данная тенденция касается всех стран, включая Украину. Некоторые интересные цифры касательно популярности мобильной коммерции в нашей стране привел в своем докладе Владислав Флакс, директор компании OWOX, известного разработчика решений для интернет-магазинов. Согласно собственному исследованию компании, за последний год доля мобильного посещения и заказов в отечественных интернет-магазинах выросла в три раза и сейчас приближается к 2%. Чаще всего для заходов используются мобильные устройства на базе Android — 47,8%. Однако, покупки при этом преимущественно совершают пользователи iPad, на чью долю приходится 61,5% мобильных заказов. Если же проанализировать ситуацию с точки зрения производителей устройств, то тут вполне закономерно лидируют Apple, Samsung и HTC.

Впрочем, визионеры говорят уже о следующих стадиях развития интернет-сервисов и коммерции. Так, по мнению некоторых специалистов, большое будущее за автомобильными бортовыми компьютерами с доступом в Сеть — этому направлению прочат бурное развитие в мире. Также среди интересных тенденций участники пресс-конференции, посвященной iForum 2012, упоминали успешность некоторых интернет-сервисов, фактически не имеющих собственного веб-сайта (например, выгодно продавшийся недавно Instagram) и интернет-компании, переросшие родную среду и все более активно играющие в оффлайне (тот же Google и Groupon). Это лишний раз свидетельствует о том, что Интернет уже стал неотъемлемой частью экономики и он может приносить реальные доходы компаниям и государствам, если подходить к делу с умом. А главное, он представляет широкие возможности для создания новых, уникальных бизнес-моделей и быстрого роста компаний до глобальных масштабов.