IDF Fall 2005: будущее процессорных архитектур Intel

20 сентябрь, 2005 - 23:00Евгений Севериновский

По традиции два раза в год компания Intel проводит в США форумы для разработчиков – Intel Developer Forum (IDF), где делится планами, представляет новые идеи, технологии и продукты собственной разработки. Локальные мероприятия также регулярно проходят по всему миру, в том числе и в Украине (itc.ua/20905), но американский IDF по праву считается главным и самым важным – прежде всего по информационному наполнению. Очередной IDF Fall 2005 состоялся в конце августа в Сан-Франциско, и новинок на нем было представлено и проанонсировано предостаточно.

«Самый-самый IDF»

Все, кто побывал на осеннем форуме Intel или следил за его ходом по новостным лентам, сходятся во мнении: такого насыщенного IDF не было давно. Знакомый интеловец из британского офиса компании даже удивлялся: обычно английскую прессу силком не заманишь на IDF, а в этот раз многие журналисты и аналитики, не оказавшиеся в числе приглашенных Intel, сами оплачивали дорогу, пребывание и участие в форуме (хотя только последнее выливается в четырехзначную сумму) – лишь бы попасть на мероприятие. Интерес действительно был огромным – еще бы, ведь, судя по слухам, Intel собиралась рассказать о своей микропроцессорной архитектуре следующего поколения.

Слухи оправдались, и тема процессорного будущего компании стала одной из главных на IDF. Помимо этого, Intel представила немало интересных идей и разработок, часть из них найдет свое отражение в наших отдельных статьях. Мы же, не пытаясь объять необъятное в рамках одного, пусть и большого материала, рассмотрим основные моменты, которые, без преувеличения, будут непосредственно влиять и даже определять развитие IT-индустрии на ближайшие годы. Подробный анализ технических деталей оставим на будущее, тем более что практически каждая тема IDF этого заслуживает, и постараемся сосредоточиться на основных моментах.

В IT все будет хорошо?

Пол Отеллини (Paul Otellini), президент и CEO Intel, начал свое выступление с радостного сообщения: «слухи о смерти IT» оказались преувеличенными, и сейчас мы вновь наблюдаем значительный рост объемов продаж как в корпоративном, так и в потребительском сегменте, очень хорошие показатели, прежде всего по реализации ПК, на развивающихся рынках. Именно они содержат огромный потенциал для IT-индустрии. Проникновение ПК там в общей сложности на уровне 4% (тогда как в США – 78%), т. е. простор для деятельности производителей компьютерной техники очень широкий. Сегодня на данные регионы приходится до 40% мировых поставок ПК, и скоро эта цифра должна достичь 50%.

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Первый день IDF: Пол Отеллини, президент и CEO Intel (слева), и Шон Мелони, руководитель Mobility Group, делятся впечатлениями от форума

Однако помимо просто поставок техники в развивающиеся страны, по мнению Intel, необходимо учитывать местную специфику и, соответственно, предлагать адаптированные IT-решения. Хороший пример – инициатива Intel в одной из отдаленных провинций Индии, где был установлен «информационный киоск» (по-нашему – нечто вроде интернет-кафе), подключенный к Глобальной Сети с применением технологии WiMAX. Местные жители могут пользоваться ПК для заполнения и отправки налоговых ведомостей (раньше приходилось ездить в город и выстаивать длинные очереди), получения врачебных консультаций, обучения и т. д. Еще один пример оттуда же – ПК, снабженный... автомобильным аккумулятором и решеткой-фильтром от насекомых. Поскольку в тех районах пропадание электричества на несколько часов – обычное явление, эти компьютеры окажутся весьма полезными, их массовый выпуск намечен на начало 2006 г. Еще одна интересная функция такого ПК – восстановление работоспособной конфигурации одним нажатием кнопки.

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Так выглядит карта Сан-Франциско с зонами Wi-Fiчерез 2,5 года после представления технологии Centrino

Ноутбучный бум, начавшийся после выпуска Centrino, продолжается, и продажи этих устройств в США в штучном выражении уже превысили показатели для настольных систем. Недаром доля мобильных процессоров в производстве Intel неуклонно растет и сегодня составляет до 40%. Как грибы после дождя появляются зоны действия Wi-Fi, и два варианта карты Сан-Франциско с отмеченными на ней хот-спотами «до» и «после» представления Centrino разительно отличаются друг от друга. Согласно приведенным данным в настоящее время всего 5% населения Земли использует широкополосные сети, а потребность в быстром доступе в Интернет постоянно растет – все то, что называют труднопереводимым словом «контент», становится полностью цифровым (включая музыкальные файлы, фильмы и пр.).

В общем, выступление Пола Отеллини было более чем оптимистичным: информационные технологии остаются востребованными, есть достаточно много областей деятельности и географических регионов, не насыщенных IT. Поэтому перед IT-индустрией вновь открываются широкие возможности для роста и развития.

Жизнь после NetBurst

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Двухъядерные процессоры, изготовленные по 65-нанометровой технологии: планы Intel на 2006 г.
IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Схематическое изображение новой интеловской микроархитектуры: взято самое лучшее от Pentium 4 (NetBurst) и Pentium M
IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Новая микроархитектура позволит значительно снизить энергопотребление ноутбуков, десктопов и серверов
IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Пол Отеллини демонстрирует прототип устройства нового класса handtop – универсального коммуникатора, появление которого на рынке ожидается в первой половине 2006 г.

Как мы уже когда-то писали, Intel очень вовремя начала разработку «альтернативной» архитектуры, нашедшей воплощение в процессоре Pentium M. Множество копий было сломано в дискуссиях о недостатках архитектуры NetBurst (семейство Pentium 4), однако в любом случае она сыграла свою роль, принеся компании огромный доход и найдя применение в миллионах современных систем. Осенний IDF, по сути, подвел черту пятилетней истории NetBurst – на форуме объявили, какой будет микроархитектура процессоров Intel следующих поколений.

Прежде всего в Intel уточняют: изменяется именно микроархитектура, т. е. внутреннее устройство процессора, тогда как «просто» архитектура, естественно, остается прежней – IA-32, с сохранением набора команд. «Архитектура будущего» соединяет в себе все лучшие черты NetBurst и мобильных процессоров. Например, модуль предсказания переходов, процессорная шина, поддержка 64-битовых расширений EM64T будут наследованы из NetBurst. Вместе с тем технологии энергосбережения позаимствуют у семейства Pentium M. Количество одновременно запускаемых на выполнение микроопераций возрастет с двух (у NetBurst) до четырех, а длина конвейера окажется уменьшенной до 14 стадий. Двухъядерные CPU смогут осуществлять прямой обмен данными между кэшами первого уровня (причем на скорости большей, чем обмен между ядром и L2-кэшем), сам L2-кэш будет разделяемым между ядрами и легко масштабируемым. В планах значатся даже такие возможности, как блокирование части L2-кэша при переходе на питание системы от батарей (для снижения энергопотребления). Алгоритмы спекулятивного выполнения участков кода будут пересмотрены – например, для мобильных процессоров каждое такое выполнение означает дополнительную нагрузку на процессор, а следовательно, лишний расход заряда аккумуляторов. Вместе с тем появится технология спекулятивной загрузки/выгрузки данных из памяти.

Основная цель новой архитектуры – дальнейшее увеличение производительности всей системы (недаром Intel переориентировалась с процессоров на платформы), ускорение выполнения многопоточных приложений и снижение энергопотребления. Отныне Intel вводит новую метрику для оценки возможностей систем – соотношение производительности и потребляемой мощности (performance/watt). В планах – увеличение этого показателя по сравнению с современными платформами более чем в 3,5 раза, а также снижение энергопотребления процессоров, включая серверные, до уровня не более 65 Вт. Вспоминаются слова Стива Джобса, прокомментировавшего переход Apple на использование чипов Intel примерно так: «Мы внимательно изучили все варианты, которые позволили бы нам продолжать выпускать лучшие ПК в мире, и убедились, что в течение следующих 10 лет никто не предложит лучших процессорных решений, чем Intel...»

CPU новой микроархитектуры будут представлены во второй половине 2006 г. Но до этого времени уже скорее всего произойдет переход на технологию 65 нм и начнется распространение многоядерных процессоров.

Handtop – еще меньше ноутбука

Дальнейшая оптимизация энергопотребления и снижение размеров компонентов мобильных систем сделают реальным выпуск нового типа устройств-коммуникаторов – handtop с энергопотреблением на уровне 0,5 Вт. Конструкция предусматривает сдвигающуюся в различных направлениях крышку ЖК-экрана, которая в зависимости от текущих нужд будет открывать или телефонный модуль, или сенсорную панель ввода, или QWERTY-клавиатуру... Нandtop задумано как «always connected», т. е. постоянно находящееся на связи, поддерживающее технологии Wi-Fi и WiMAX (последнюю – когда будет представлена ее мобильная версия), оснащенное набором портов и допускающее подключение внешних устройств. Разумеется, энергопотребление будет таким, чтобы handtop функционировал от батарей как минимум полный рабочий день. Начало поставок этих продуктов, занимающих среднее положение между ноутбуками, КПК и смартфонами, ожидается в первой половине 2006 г.

Процессоры будущих лет – курс на многоядерность

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
К середине следующего года не менее половины всех процессоров Intel будут производиться по 65-нанометровому техпроцессу...
IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
...а к третьему кварталу 2006 г. до 50% всех поставляемых CPU будут двухъядерными

Новая микроархитектура должна позволить Intel вновь вернуться к той схеме, которая использовалась в течение многих лет: процессоры всех трех семейств – десктопные, серверные и мобильные – будут базироваться на «похожих» ядрах, относящихся к одному семейству, применяющих общий набор технологий, но снабженных дополнительными возможностями, специфическими для каждого класса. Основной вектор развития – повсеместный переход к многоядерным CPU, с двумя ядрами в мобильных, десктопных и серверных системах и 4–8 ядрами в серверах высокого уровня.

Активный рост поставок двухъядерных CPU начнется с IV квартала текущего года, к III кварталу 2006 г., согласно прогнозам Intel, поставки одно- и двухъядерных процессоров должны сравняться. К концу 2006 г. во всех трех классах процессоров доля многоядерных CPU будет не менее 70%, а в 2007 г. – более 90% (таблица). Собственно, один из главных призывов звучал так: двухъядерные системы, включая мобильные, получат быстрое распространение – используйте их преимущества! Всего же, по словам представителей Intel, сейчас у компании в разработке находятся 17 (!) многоядерных проектов, причем 10 из них – это процессоры с числом ядер от четырех и выше.

Примерно к началу III квартала 2006 г. должны сравняться поставки 90- и 65-нанометровых CPU, а в IV – более 80% процессоров будут выпускаться по 65-нанометровой технологии.

Планы по распространениюмногоядерных CPU
Год 2005 2006 2007
Серверы Начало поставок >85% Около 100%
Настольные системы >70% >90%
Мобильные системы >70% >90%

Следующая мобильная платформа – Napa

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Архитектура Yonah, первого двухъядерного мобильного процессора Intel: два ядра используют общий L2-кэш объемом 2 MB

В I квартале 2006 г. появятся новая мобильная платформа Napa (следующая версия Centrino) и процессор с кодовым названием Yohan, который станет первым мобильным двухъядерным CPU Intel. Производиться Yonah будет по 65-микронной технологии и содержать два ядра, снабженных общим кэшем второго уровня. По соотношению производительность/энергопотребление (то самое performance/watt) Yonah будет более чем вдвое превосходить первую версию Pentium M (ядро Banias). При этом энергопотребление, несмотря на наличие двух ядер, должно остаться на уровне современных Pentium M (Dothan).

Платформа Napa включает мобильный чипсет 945 Express (с графическим ядром нового поколения и улучшенными функциями управления питанием – например, автоматическое снижение яркости экрана с одновременным изменением гаммы, что позволяет экономить батареи без видимого ухудшения картинки), а также адаптер беспроводной связи Pro/Wireless 3945ABG. Компоненты Napa будут на 20% компактнее по сравнению с предыдущим поколением, что даст возможность создавать мобильные системы меньших габаритов. Новый же двухъядерный процессор останется в том же формфакторе, что и Pentium M с ядром Dothan (технология 90 нм).

Индустрия ожидает Napa с большим энтузиазмом: к дате выпуска будет доступно более 220 вариантов дизайнов ноутбуков (для предыдущей платформы Sonoma это число было около 150). Отметим, что кроме двухъядерной версии Yonah выйдет и одноядерная, предназначенная для сверхкомпактных или мобильных систем начального уровня.

Кстати, говоря о мобильных системах, стоит вспомнить об объявленном партнерстве между Intel и Panasonic в области разработки нового поколения батарей для ноутбуков. В планах альянса достичь к 2008 г. времени автономной работы 8 часов, т. е. полный рабочий день на одной зарядке. Для этого необходимы дальнейшая оптимизация энергопотребления, а также батареи нового типа, способные при компактных размерах обеспечивать емкость на уровне 7,2 А·ч.

Настольные ПК и серверы

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Патрик Гелсингер, глава Digital Enterprise Group, держит в руках пластину с ядрами серверного процессора следующего поколения Tulsa (два ядра, 16 MB L3-кэша)
IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Sossaman – серверный процессор, «старший брат» мобильного чипа Yonah

В домашних и офисных системах пока что, до выхода CPU новой микроархитектуры, продолжают использоваться Pentium 4, Pentium D, а также Pentium Extreme Edition. В начале 2006 г. ожидается выход процессоров под кодовым названием Presler (два кристалла, изготовленных по технологии 65 нм и упакованных в одном корпусе) и Cedar Mill (то же, только с одним ядром). Тактовые частоты пока не раскрываются, по прогнозам, они будут на несколько сотен мегагерц меньше, чем у сегодняшних топовых CPU, ввиду необходимости снижения тепловыделения двух ядер.

В начале 2006 г. в двухпроцессорных серверах и рабочих станциях (платформа Lindenhurst) появится двухъядерный Xeon с 2 MB кэша второго уровня на каждое ядро. Примерно тогда же, в первом квартале следующего года, будет выпущена серверная платформа Bensley, олицетворяющая собой то, какими станут Intel-серверы 2006 г. Прежде всего два CPU (конечно же, двухъядерных, с кодовым названием Dempsey, разъем Socket LGA771) получат две независимые процессорные шины с общей пропускной способностью 17 GBps (для нынешних двухпроцессорных платформ с общей шиной этот показатель равен 6,4 GBps). Будет реализована поддержка памяти нового поколения с последовательной организацией FB-DIMM (Fully Buffered), максимальный ее объем составит 64 GB. Серверы на основе Dempsey/Bensley обеспечат увеличение производительности до 88% по сравнению с Xeon (ядро Irwindale) на платформе Lindenhurst (по результатам SPECint). В многопроцессорных серверах (платформа Truland) на смену Xeon MP придет двухъядерный Xeon 7000, также имеющий по 2 MB кэша второго уровня на каждое ядро и рассчитанный на частоту шины 800 MHz.

Новая архитектура в кремнии

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Bensley, дуальная платформа следующего поколения: две независимые процессорные шины, поддержка памяти FB-DIMM, максимальный объем ОЗУ 64 GB
IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Так в итоге выглядят планы Intel по выпуску процессоров для серверов и рабочих станций

Все три класса процессоров Intel – десктопные, серверные, мобильные – пополнятся новинками во второй половине 2006 г. В это время ожидаются три семейства процессоров на основе новой микроархитектуры:

  • мобильный Merom;
  • десктопный Conroe;
  • серверный Woodcrest.

Все они будут производиться по 65-нанометровой технологии. Первые два будут содержать по паре ядер, серверный же Woodcrest – два или четыре ядра, и работать как в двух- (DP), так и в многопроцессорных (MP) системах. В семействе Conroe для настольных систем предусмотрено достаточно простое наращивание объема L2-кэша (соответственно, можно ожидать появления различных по производительности и по стоимости версий процессора), тепловыделение обещано на уровне 65 Вт (т. е. значительно ниже, чем у современных Pentium 4 и Pentium D). Для серверной версии процессора также будет предусмотрено довольно простое расширение объема L2-кэша, что вместе с вариациями количества ядер (два или четыре) должно, по идее, дать достаточно широкую линейку процессоров для серверов и рабочих станций. Кстати, процессоры семейства Woodcrest будут устанавливаться в ту же платформу Bensley (Socket LGA771), о которой говорилось выше, т. е. в данном случае при переходе на новую микроархитектуру в серверах смена платформы не потребуется.

Говоря о процессорах для серверов, нельзя не упомянуть еще одно новое семейство. Вместе с двухъядерным Yonah, мобильным CPU следующего поколения, Intel собирается выпустить Sossaman, его серверную версию. Чип будет предназначен для сверхкомпактных серверных систем и blade-серверов и обладать низким энергопотреблением. Вместе с тем производительность ожидается достаточно высокая – во время демонстрации система с двухъядерным Sossaman выполнила рендеринг трехмерной сцены значительно быстрее, чем вторая система с двумя Xeon Nocona.

Телефонам – быстрые процессоры

Одна из современных тенденций в области «мобильного компьютинга» – распространение смартфонов, которым требуется все более и более высокая производительность. На IDF был представлен процессор следующего поколения архитектуры XScale – чип Monahans, изготовленный по 90-нанометровой технологии и работающий на частоте 1,2 GHz. Его выпуск начнется через несколько месяцев, ожидается, что процессор будет вчетверо более быстродействующим по сравнению с PXA250. В связи с этим Intel бросает еще один призыв в сторону разработчиков: телефоны становятся «умнее» (т. е. более производительными и функциональными) – воспользуйтесь этим!

IT для Минздрава

Одна из областей, где Intel видит хорошие перспективы для применения IT, – здравоохранение. Как и многие IT-менеджеры, медики сталкиваются с необходимостью снижения расходов и вместе с тем зачастую работают на оборудовании начала 90-х годов. «Индустрия [IT] будет расти, когда развитие технологий станет согласовываться с потребностями людей», – это слова Луиса Бернса (Louis Burns), руководителя Digital Health Group.

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Прототип устройства для ввода информации о пациентах, снабженного медицинским термометром, тонометром и прибором для измерения пульса

Сегодня в США на нужды здравоохранения тратится до 15% ВВП, и прогнозы неутешительны – цифра будет приближаться к 25%. Продолжительность жизни растет, соответственно в обществе увеличивается процент пожилых людей, требующих дорогой медицинской помощи. Но для любой экономики трата четверти ВВП на здравоохранение – непосильное бремя. Повышение квалификации медперсонала проблему, к сожалению, не решит.

Два года назад, когда Intel реорганизовывалась и переориентировалась с выпуска процессоров на платформы, было создано подразделение Digital Health Group. В течение девяти месяцев его сотрудники «просто слушали» – ездили по миру, общались с врачами, изучали особенности их работы. Среди родившихся идей уменьшение количества посещений врача пациентами, а также обеспечение средств контроля за выполнением его предписаний в домашних условиях (многие люди, особенно пожилые, не любят лечиться и прекращают прием лекарств и процедуры как только почувствуют себя лучше).

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Луис Бернс, руководитель Digital Health Group, демонстрирует «компьютер на колесах» – стойку с медицинским компьютерным оборудованием, объединенным в беспроводную сеть

Телемедицина, использующая простые беспроводные устройства в домашних условиях, по мнению Луиса Бернса, позволит «сократить дистанцию между врачом и пациентом», удаленно контролировать самочувствие и важные параметры состояния здоровья, следить за выполнением предписаний. Оказывается, ежегодно можно было бы предотвратить сотни тысяч смертей, если бы диагностика была своевременной.

Наибольшие затраты на IT в медицине оказываются там, где требуется заставить работать вместе разрозненные приложения и оборудование разных производителей, обеспечив хоть какой-то обмен информацией. Самое главное, правда, и самое сложное – стандартизация данных, интерфейсов, коммуникаций для всей системы здравоохранения. Intel в данном случае берет на себя роль короля Блатанда, выступая с инициативой выработки единых стандартов на IT в области здравоохранения.

В компании разработаны несколько устройств, позволяющих облегчить жизнь медработникам и снизить затраты на медпомощь. Одно из них – оригинальный планшет для ввода информации о пациентах на основе стандартной мобильной технологии, с Bluetooth-стетоскопом, считывателем штрихкодов и меток RFID. Второй прототип – домашнее устройство, совмещающее в себе медицинскую диагностику и несложные задания, например для контроля состояния здоровья страдающих болезнью Паркинсона. Был представлен также своеобразный «компьютер на колесах» – набор устройств, размещенных на подвижной стойке и связанных в беспроводную сеть. Такой комплекс позволяет медперсоналу быстро перемещать оборудование (имея всего один комплект), собирать данные в реальном времени и сразу же передавать их в центральную базу данных для оперативной обработки врачом и быстрого принятия решений; возможна также автоматическая передача сообщений на мобильный телефон врача.

Умные IT

Тема снижения затрат на обслуживание парка техники и информационных систем достаточно давно звучит на форумах Intel, и в этот раз она также получила свое продолжение. По данным Gartner, сегодня на обслуживание техники тратится до 90% IT-бюджета. На все прочее остается совсем мало средств, и тем труднее становится задействовать новые технологии. Вместе с этим огромными темпами растет число атак (вирусы, «черви» и пр.), что доставляет множество хлопот системным администраторам и влечет колоссальные потери.

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Модули DIMM со стекируемыми микросхемами применяются в системах, где необходима высокая плотность компоновки памяти

На прошлом IDF уже демонстрировалась система с поддержкой технологии AMT (Intel Active Management Technology), позволяющая удаленно обслуживать ПК, причем без необходимости его включения. Системная плата оснащена компактным встроенным Web-сервером, который питается от напряжения stand-by и работает, даже когда вся система выключена. Технология iAMT получила поддержку в индустрии – кроме Intel, которая уже выпускает такие материнские платы на чипсетах 945-й серии, много других компаний заявили или представили продукты, совместимые с AMT.

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Обилие карт расширения стандарта ExpressCard, предназначенных для ноутбуков на платформах Sonoma и Napa

Поддержка AMT, суть которой кратко описывают как «IT-менеджер никогда не прикасается к ПК», должна помочь радикально снизить расходы на обслуживание парка техники, оставив больше ресурсов для развития IT в компании. Так, Lenovo показывала работающую систему с поддержкой iAMT и технологии Lenovo ThinkVantage. Удаленно, без приезда в офис, систему можно включить, загрузить образ, развернуть его, настроить под конкретного сотрудника. В течение полугода будут выпущены продукты с поддержкой технологии Antidote Delivery, позволяющей оперативно отслеживать вирусные атаки и быстро лечить инфицированные системы, даже без перезагрузки системы. AMT, в частности, окажется очень удобной для фирм, предоставляющих другим компаниям сервис по обслуживанию техники.

Одна из инициатив Intel по снижению стоимости поддержки информационных систем – Embedded IT. Идея состоит в том, чтобы «поместить часть знаний и умений IT-менеджера в каждый чип, выпускаемый на рынок». ПК можно и нужно «научить» защищаться от вирусов, предотвращая заражение других машин в сети (в этом большим подспорьем будут технологии виртуализации). Серверные системы должны стать «self-aware», т. е. «самосознательными» и «следящими за собой». Например, при критическом повышении температуры или влажности сервер обязан сворачивать свою работу без потери данных, что было наглядно показано на практике.

Также планируется задействование технологии определения местоположения систем (прежде всего мобильных, при работе в паре с соответствующими точками доступа) и на основании этих данных управление безопасностью соединений.

В общем, ви2дение со стороны Intel того, какими в скором времени станут информационные системы, кратко можно сформулировать так:

  • система сама о себе заботится;
  • система знает, где она находится;
  • если система «заболеет», всю Вселенную она «не заразит».

Digital Home: что изменилось?

Этот вопрос стал лейтмотивом ключевого доклада, посвященного цифровому дому, и отражает настроение IT-индустрии по поводу этой концепции. Уже который год данная тема является одной из центральных на IDF, и мы настолько успели к ней привыкнуть, что наш вопрос скорее формулируется так: «А изменилось ли что-либо?». Как следует из выступления Дона МакДональда, главы Intel Digital Home Group, на самом деле изменилось многое – и прежде всего во взгляде Intel на цифровой дом и восприятии этой идеи рынком.

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Женевьев Белл, директор Intel Domestic Designs and Technologies Research: «Вызов не в том, как построить цифровой дом [для людей], а в том, как сделать [их] дом цифровым»

Рыночные метаморфозы происходят незаметно, как убедительно показал Дон МакДональд, продемонстрировав устройства, замаскированные под обычный радиоприемник и телевизор. После снятия картонных «корпусов» вместо радио обнаружился смартфон на платформе XScale, а внутри «телевизора» – ноутбук на базе Centrino. Как удачно подметил Дон, в нашей жизни вроде бы все по-старому – мы слушаем радиотрансляции, смотрим телепрограммы и даже как-то не замечаем, что используем для этого уже совсем другие устройства, да и контент потребляем все больше цифровой и получаем его все чаще из Интернета.

Но позволяют ли такие изменения говорить о зарождении новой индустрии? Сам факт, что над данным вопросом столь серьезно задумывается Intel, красноречиво свидетельствует о мировоззрении этой самой успешной IT-компании: если хочешь владеть рынком – создавай его сам! Насколько успешно получится это у Intel и ее партнеров в этот раз – покажет время, но уже сейчас можно говорить о том, что есть все предпосылки для успеха.

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Иллюстрация Intel, поясняющая место и роль Entertainment PC на базе технологии Viiv в цифровом доме

В качестве примера инновации, положившей начало новому сектору экономики, Дон МакДональд привел телевидение. И в противовес этому – переход на цветное вещание, который хотя и стал технологическим прорывом, но не ознаменовал собой возникновение новой индустрии. Мораль истории в том, что необходимы изменения сразу в трех ключевых аспектах: в самом контенте, в способах его распространения и средствах воспроизведения (или способах восприятия). И все эти изменения уже происходят: появились новые формы контента (цифровые медиаданные из Интернета); новые формы распространения (посредством Интернета пользователь получает свой контент где угодно и когда угодно). Также имеются новые способы восприятия – практически с любого цифрового устройства (новизна заключается в слове «любой»). И если по всем этим признакам перед нами по-настоящему новая индустрия, значит, перед игроками рынка открываются обширные неосвоенные территории. Убедительный пример тому – онлайновые музыкальные архивы, которые поначалу были полем битвы юристов с пиратами, но теперь превратились в динамичный бизнес.

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Дон МакДональд демонстрирует новый экран высокого разрешения, ориентированный на домашние развлечения, в котором применяются технологии Intel

Что является движущей силой новой «индустрии цифровых развлечений»? Очевидно, решающую роль играют домашние сети и broadband. По данным, приведенным Intel, сейчас во всем мире около 300 млн семей имеют широкополосный доступ в Интернет, что позволяет оценивать емкость нового рынка. По грубым прикидкам, если в каждой из этих 300 млн семей в среднем 4 человека и каждый человек имеет доступ по крайней мере к двум цифровым устройствам – получается более чем два миллиарда! И, что характерно, все большее и большее число данных продуктов базируются на технологиях Intel или же будут использовать их в будущем. Даже если эту оценку поделить на два, перед компаниями, работающими с продуктами и технологиями Intel, открываются самые радужные перспективы.

Первоочередным направлением, в котором стоит прилагать усилия разработчикам, по-прежнему являются персональные компьютеры – по крайней мере, так считает Intel. Цифровые медиаданные, доставляемые посредством Интернета, подстегнут потребительский сегмент, уже сейчас оцениваемый в 86 млн ПК, который вырастет более чем до 100 млн в последующие два года. Но не компьютером единым жива Intel – самое пристальное внимание она уделяет цифровому телевидению и TV-приставкам, а также цифровым видеорекордерам. Предложение разработчиками Intel платформы для цифровых медиаадаптеров – не единственный тому пример. В частности, с покупкой компании Oplus Intel инвестирует в создание и выпуск видеопроцессоров, применяемых в цифровых дисплеях, AV-ресиверах и телевизионных приставках.

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Дон МакДональд вместе с руководителем программы Viiv Мерлином Кистером представляют лучшую платформу для потребительских ПК

Этот момент очень важен для понимания того, куда движется сама Intel. По нашим наблюдениям, хотя компьютерный рынок остается для нее приоритетным направлением, компания явно «берет все шире» – ее нынешняя риторика довольно далека от «ПК – центр цифровой вселенной!» прошлых лет. Чем живет Intel сегодня как разработчик и как крупнейший игрок на рынке – уже не просто новыми технологиями или продуктами, а идеей создания новой индустрии. Соответственно и амбиции – быть поставщиком платформ и решений во всех сегментах рынка цифровых развлечений, даже для тех, что предлагают альтернативу «ПК-центристской» модели «цифровой вселенной». Логика компании здесь проста – главное, чтобы эта «вселенная» оставалась «Intel-центристской».

Рассматривая направления работы Intel Digital Home Working Group (DHWG), можно увидеть, что нас ждет впереди и какие препоны нужно преодолеть на пути к цифровому будущему. Прежде всего группа фокусируется на разработке платформ, примером чему является чипсет Intel 854, на базе которого уже выпускаются продукты для рынка потребительской электроники (в частности, от Thompson). Платформа Anchor Creek получит свое развитие в первой половине 2006 г. с выходом Bridge Creek. Основная ставка делается на двухъядерные технологии и решения, направленные на снижение энергопотребления (Merom, Conroe и др.) Так, на форуме демонстрировался действующий образец Entertainment PC на базе двухъядерного Yonah, оснащенный TV-тюнером, High Definition Audio, видеовыходом, DVD-рекордером и пр. Для демонстрации вычислительной мощи этого миниатюрного решения была запущена игра с впечатляющим уровнем графики и интерактивности виртуального мира. Так как сердцем Entertainment PC являются именно сетевые функции, то основная ставка делается на онлайновые игры, которые (очень кстати) создают не столь сильную нагрузку на графическую подсистему. Находят применение в цифровом доме и такие технологии, как VT и AMT: создание различных виртуальных машин на ПК откроет новые возможности для сервис-провайдеров, а пользователям будет обеспечена более высокая степень безопасности за счет изоляции персональных данных на аппаратном уровне.

IDF Fall 2005 будущее процессорных архитектур Intel
Посетители IDF рассматривают действующий прототип Entertainment PC на базе двухъядерного процессора Yonah, оснащенный всем необходимым для цифровых развлечений

Важнейшим направлением для DHWG являются технологии защиты авторских прав, в частности поддержка Microsoft DRM. Расширяется рабочая группа по созданию унифицированных стандартов цифрового дома, которая теперь насчитывает 249 компаний-участников из 22 стран, и деятельность Intel в этом направлении не ограничивается работой над стандартами – компания организует конференции, на которых производители могут решать вопросы совместимости своих продуктов (уже более 50 фирм приняли участие в таких «plug fest», протестировав более 150 устройств). Еще одна сфера интересов DHWG – это универсальный интерфейс для потребительских и компьютерных дисплеев. Наконец, в фокусе группы домашние сети, которые сейчас мигрируют на Wi-Fi, и технология Wireless USB, обеспечивающая высочайшую пропускную способность на малом расстоянии. Одна из впечатляющих демонстраций на форуме, имеющих непосредственное отношение к цифровому дому, – работа интеллектуальных беспроводных точек доступа, отслеживающих местонахождение устройства. К примеру, если выйти за пределы квартиры или дома с ноутбуком, сеть по-прежнему будет видна (что вполне понятно), но доступа к ресурсам не будет. Это радикальный подход к безопасности и распределению прав доступа, основанный не на шифровании, а на физическом определении координат устройства в пространстве.

В то время как беспроводные сети становятся предпочтительным выбором, Intel не забывает и о проводных. На IDF было объявлено, что компания снова объединяет усилия с HomePlug Powerline Alliance, работающей над передачей данных посредством электросети. Сегодня речь идет о пропускной способности порядка 70 MBps, что втрое больше трех одновременных потоков видео высокого разрешения и является прекрасной альтернативой для создания локальной сети в домашних условиях.

Итак, кругозор Intel расширяется, и индустрия цифровых развлечений имеет все шансы стать очередным «продуктом» с наклейкой «Intel Inside». При этом в интересах традиционного IT-бизнеса, ориентированного на потребительский компьютерный рынок, компания по-прежнему продвигает идею ПК как центрального элемента домашней экосистемы. Более того, эта концепция доводится до совершенства, что проявляется прежде всего в новой философии, которая стоит за разработкой и внедрением новых продуктов и технологий. Intel инвестировала значительные средства в так называемые этнографические исследования, чтобы глубже понять, как выразился Дон МакДональд, «что люди на самом деле делают в своей жизни, а не то, что мы хотим, чтобы они делали. И узнать, что люди хотели бы делать в своей жизни, а не то, как мы хотим, чтобы они использовали наши технологии». Вроде бы все просто и банально, но для тех, кто достаточно долго проработал в IT-индустрии, эти слова, озвученные такой компанией, как Intel, воспринимаются как откровение.

Чтобы проиллюстрировать результаты одного из исследований, был продемонстрирован видеоролик, где разным людям задавали вопрос о том, как они отдыхают дома. Ключевыми словами в большинстве ответов были «диван» и «телевизор». Женевьев Белл, руководитель этого проекта, наилучшим образом сформулировала сдвиг парадигмы Intel: «Вызов не в том, как построить цифровой дом [для людей], а в том, как сделать [их] дом цифровым». И такое революционное изменение в мировоззрении компании уже приносит свои плоды. На IDF был представлен прототип технологии и соответствующий знак Intel Viiv (читается как «вайв»), который после своего официального выпуска будет присваиваться ПК и прочим устройствам, имеющим максимум функциональности из области цифровых развлечений. Если проанализировать особенности платформы Viiv, то становится очевидным, что чуть ли не главным отличием от традиционных ПК является возможность управления программным медиаплеером и самим компьютером с помощью пульта ДУ, не вставая с дивана.

Собственно, пользовательскому интерфейсу и управлению было посвящено много слов. В частности, особо отмечался трехмерный интерфейс, разработанный Hitachi, который не только радует глаз, но и отличается максимальной интуитивностью. Другое принципиальное отличие Viiv-компьютеров – если традиционный ПК является, по сути, конструктором (скажем, тот же TV-тюнер нужно сначала установить и настроить), то здесь уже «все включено», т. е. интегрировано и готово к работе. Остается только нажать на кнопку и получить результат. Основа идеологии Viiv заключается в одном слове – «простота»: простота доступа к контенту, простота воспроизведения и простота подключения других устройств. В частности, предусмотрена функция мгновенного включения и выключения после первоначальной загрузки. Распознавание и транскодирование любых входящих медиаданных происходит без вмешательства человека, что делает Viiv-компьютер абсолютно всеядным по отношению к форматам. Двухъядерная процессорная архитектура Intel, в свою очередь, позволяет одновременно использовать Viiv-компьютер нескольким пользователям.

Еще один аспект – конечно же, дизайн, и здесь разработчики референсного устройства превзошли сами себя. Любые расцветки, и самое основное – предельная компактность может всерьез изменить отношение потребителя: главное, что продукт уже не выглядит как ПК, а это очень важно для массового пользователя, у которого само слово «компьютер» вызывает устойчивую ассоциацию со словом «сложно».

Чтобы понять, какие перспективы имеет Viiv на нашем рынке, стоит внимательней рассмотреть иллюстрацию, с помощью которой Intel описывает ключевую идею. Итак, мы видим в гостиной Entertainment PC (подключенный к телевизору и портативному медиаплееру) и/или Entertainment Laptop, в спальне – телевизионную приставку, связанную с Entertainment PC, в детской – игровой ПК и цифровой медиаадаптер, еще один ПК в кабинете, а в двух ванных комнатах и на кухне вроде бы ничего нет. Если мы примерим такую модель к нашим реалиям, становится очевидным, что в концепции цифрового дома, продвигаемой Intel, для нашего рынка проблематичным является не слово «цифровой», а слово «дом». В Соединенных Штатах основная часть «платежеспособного населения», которое может позволить себе (в отсутствие бензинового кризиса) «цифровые развлечения», живет именно в собственных домах. Отсюда и значительное число персональных устройств, проблема их взаимодействия и великолепное ее решение с помощью технологии Viiv. У нас же под словом home в большинстве случаев не подразумевается слово house, а потому ожидания от инициатив Intel связаны с возможностью приобретения одного универсального «коллективного» устройства, а не объединения множества персональных. Способен ли Viiv-ПК при всем богатстве его функциональности стать центром наших «цифровых квартир» (точнее, «цифровым центром» наших квартир)? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть вопросы ценовой доступности и моделей использования.

Если рассматривать Viiv-компьютер как сугубо развлекательное устройство, его единственным преимуществом для нашего потребителя может стать работа с аудио- и видеоданными, загруженными из Интернета. В остальном он не предлагает большего, чем бытовые аудио/видеопроигрыватели, и, в частности, DVD-рекордеры с жестким диском, стоимость которых будет существенно ниже Viiv-решений. Разве что из развлекательных возможностей Viiv-ПК предлагает еще и игры, но здесь возникают другие вопросы. Для PC-геймеров платформа Viiv не способна обеспечить производительность, достаточную для любых игр, так как в силу чисто физических ограничений не подразумевает использования новейших графических акселераторов. Для обычных игроков (которым неважно, на чем играть) та же Sony PlayStation 2 предлагает куда более комфортный способ отдыха (тем более семейного или с друзьями и даже в онлайне), не говоря уже о том, что приставки последнего поколения (Xbox 360 и PlayStation 3) обещают уровень графики, достижимый лишь для компьютеров класса high-end.

Если рассматривать Viiv как «центр развлечений плюс полноценный ПК в одном устройстве», тогда возникает другой вопрос: а не лучше ли приобрести ноутбук, который ко всей функциональности Viiv добавит еще и портативность? Конечно же, здесь ценовой фактор играет решающую роль, но, судя по общемировым тенденциям (в частности, уже во втором квартале 2005 г. на американском рынке по количеству продаж ноутбуки опередили десктопы), разница в стоимости по сравнению с Viiv-решениями окажется не столь значительной (не будем забывать, что для использования Viiv в качестве полноценного ПК потребуется еще и монитор). Опять же, современные ноутбуки ненамного будут отставать от Viiv по игровым возможностям, имея всю Интернет- и Wi-Fi-функциональность и способность без труда подключаться к телевизорам (в том числе и цифровым).

Таким образом, наиболее вероятная конфигурация для нашего цифрового дома будущего, который сможет (и захочет) себе позволить украинский средний класс, – это ноутбук и игровая приставка плюс бытовой DVD-плеер в качестве видео/аудиопроигрывателя. Для тех же, кто имеет жилище, подобное тому, что на иллюстрации, существует огромный рынок Hi-Fi- и Hi-End-аппаратуры, в которой все чаще применяются цифровые и интернет-технологии. Причем эта техника, помимо функциональности, предлагает еще один аспект, ключевой для премиум-сегмента – улучшенное качество воспроизведения. И речь не идет о том, что у Viiv-решений оно будет низким, а лишь о том, что в сознании требовательных покупателей именно специализированная Hi-Fi- и Hi-End-аппаратура ассоциируется с «премиальным качеством».

Немаловажную роль в восприятии Viiv-компьютеров играет и чисто психологический фактор. Для нынешнего «платежеспособного поколения», которое интересуется аппаратурой, Entertainment PC всегда будет оставаться компьютером, даже если интерфейс у него будет как у игровой приставки, управление – как у телевизора, а внешний вид – как у DVD-проигрывателя. Типичный случай того, что «сколько ни говори халва, слаще во рту не станет», поэтому пользователи, подумывающие о домашних развлечениях, будут еще долго смотреть в сторону «более простой» бытовой аппаратуры, те, кто увлекается играми, – в сторону приставок, а те, кому нужны Интернет и компьютер, – в сторону обычных десктопов (для низкого уровня доходов) или лэптопов (для высокого уровня). А к тому времени, когда онлайновые медиасервисы станут такими же привычными, как традиционное радио- и телевещание, эту нишу наверняка займут производители бытовой (а не «компьютерной») электроники просто за счет своих брендов, утвердившихся на потребительском рынке. И, несомненно, эти компании будут активно использовать платформы и решения Intel, как видно уже сейчас на примере Onkyo – одного из грандов бытовой электроники класса Hi-End, которая представила свой вариант Entertainment PC на базе технологий Intel.

Таким образом, универсальные «компьютерные» решения для дома оказываются под перекрестным огнем со стороны ноутбуков, игровых приставок и Hi-Fi-аппаратуры. Но как дополнительное (и при этом пусть даже центральное) устройство в доме Viiv-ПК может быть очень даже привлекательным вариантом. Просто, как мы уже отмечали, «дома» и «в доме» – далеко не одно и то же для таких стран, как Украина, поэтому Viiv-компьютер мы пока будем воспринимать как «перспективный нишевый продукт» для нашего рынка. Нельзя сказать, что Intel не осознает этого – один из докладчиков прокомментировал высказанные нами замечания по поводу Viiv в том духе, что «в любом случае потребителю нужен выбор, так что эти продукты обязательно найдут своего покупателя». То есть речь, по всей видимости, и не шла о создании нового продукта «для каждой семьи, в каждый дом» – как мы уже говорили, сейчас Intel гораздо больше интересует создание новой индустрии.