IBM и Lenovo: продолжение легенды?

28 декабрь, 2004 - 00:00Александр Черников Переговоры и подготовка слияния заняли 13 месяцев, но стороны считают, что время потрачено не зря и соглашение будет выгодным для бизнеса обеих компаний -- Lenovo имеет мощную инфраструктуру и клиентскую базу на рынке Китая, а IBM -- во многих других регионах мира.

Участие самой IBM в дальнейшей судьбе дивизиона будет не слишком большим, но достаточно заметным. Ее доля, согласно условиям соглашения, составит 18,9%. Lenovo заплатит 1,25 млрд долл. (600 млн наличными и 650 млн -- в ценных бумагах) и останется должна IBM еще полмиллиарда.

IBM и Lenovo продолжение легенды?
Лю Чжуанжи и старший вице-президент IBM Джон Джойс (John R. Joyce) обмениваются только что подписанными контрактами
Кроме того, компания получит право использовать в течение пяти лет марку IBM и бренд Think, а также помощь IBM в маркетинге и распространении компьютеров через ее торговую сеть. Сделка позволит Lenovo выпускать хорошо известные и уважаемые в мире бренды -- ноутбуки серии IBM ThinkPad и десктопы IBM ThinkCentre, а спустя пять лет, возможно, так же хорошо зарекомендуют себя изделия, и в названиях на месте IBM появится Lenovo. Однако первые 18 месяцев работа Lenovo и IBM будет продолжаться в обычном режиме, и только затем начнется использование единой торговой марки.

Всего в Нью-Йорке, где разместится штаб-квартира, Пекине и Рейли (штат Северная Каролина) в составе дивизиона будет работать 10 тыс. служащих IBM и 9,2 тыс. -- Lenovo. Стивен Уорд (Stephen Ward), вице-президент IBM Personal Systems Gro-up, получит должность CEO, а занимающий аналогичный пост в Lenovo Янг Юанкинг (Yang Yuanqing) станет президентом.

Приблизительные расчеты, основанные на прошлогодних результатах деятельности обеих компаний показывают, что объем продаж Lenovo составит примерно 11,9 млн устройств, что принесет, соответственно, около 12 млрд долл. годового дохода -- в четыре раза больше нынешних объемов.


IBM

Руководитель финансовой службы IBM Марк Лоуридж (Mark Loughridge) так поясняет финансовую сторону сделки: "Конечно, доход нашей компании несколько уменьшится. Но зато мы получим лучшие общие финансовые показатели (по мнению финансовых аналитиков, эта сделка добавит в 2006 г. примерно 5 центов дохода на акцию IBM, или 85 млн чистого дохода), а также возможность продавать в Китае больше услуг компании. В целом же мы хотим быть мировым лидером в области поставки IT-решений, как можно более ценных (value-added) для ведения бизнеса компаний любой отрасли и любого масштаба.

С 2002 г. IBM потратила 9 млрд долл. на приобретение более 30 компаний, включая PriceWaterhouse Coopers. За этот же период она избавилась от нескольких видов коммерческой деятельности, где испытывала ограничения в масштабе или рыночных возможностях".

В таком же духе высказался и Сэм Палмизано (Sam Palmisano), нынешний председатель совета директоров и СЕО IBM -- продажа означает окончательное перебалансирование портфеля IBM в пользу рынка корпоративных решений.

Эта стратегия IBM была определена еще несколько лет назад, когда Палмизано настойчиво убеждал предыдущего руководителя IBM Лу Герстнера (Lou Gerstner) отказаться от бизнеса некоторых видов аппаратного обеспечения, где получать прибыль с каждым годом становилось все труднее, и перейти к более дорогостоящему бизнесу, где не упоминалось бы слово "товар".

Он также активно пропагандировал Linux, хотя многим тогда казалось, что позиции Microsoft Windows незыблемы. И кто знает -- может быть, IBM до сих вынашивает планы мести Microsoft за поражение в битве Windows и OS/2 в начале 90 х годов?

По словам Палмизано, вычисления и их использование сегодня изменяются радикально, реализуя то, что IBM называет on-demand business. В то же время бизнес ПК быстро приобретает черты, характерные для рынков бытовой электроники, где необходимо прежде всего удовлетворять индивидуальные требования всех категорий покупателей. Это совершенно непохожие виды бизнеса, которые ведутся по совершенно различным экономическим моделям, и отличие между ними будет только усиливаться с годами.

Таким образом, уже в течение нескольких лет IBM последовательно выходит из бизнеса аппаратных средств, продав заводы по производству ПК компании Sanmina-SCI и предприятие по выпуску накопителей на жестких дисках -- Hitachi. Еще раньше она лишилась сетевого и дисплейного подразделений.

Собственно, IBM уже некоторое время только разрабатывает ThinkPad и ThinkCentre, производя их исключительно с помощью совместных предприятий или отдавая в аутсорсинг другим компаниям.

Что же остается у самой IBM? Не так мало. Шумно разрекламированный процессор P5 и линейка eServer на его основе, 31,7% рынка серверов (на третий квартал текущего года, согласно исследованию IDC). Набор высококачественного корпоративного ПО, а также несколько подразделений, оказывающих консалтинговые услуги, в том числе и в области on-demand business.


Lenovo

История успеха Lenovo едва ли не самая громкая в Китае, и она активно рекламируется как пример китайского экономического чуда. За счет применения дешевой рабочей силы, сокращения издержек производства и упрощенной конструкции своих компьютеров она предлагает устройства стоимостью всего около $350, захватив 12% азиатского рынка (кроме Японии) и продав в 2003 г. товаров почти на 3 млрд долл.

Lenovo, ранее называвшаяся Legend Computer, сегодня является крупнейшим производителем ПК в Китае и владеет 27% местного рынка. Эта не слишком известная в остальном мире компания была основана еще в 1984 г. сотрудниками Академии наук Китая. Диапазон предлагаемых ею товаров очень широк -- от мобильных телефонов до суперкомпьютеров.

Вдохновитель и создатель компании Лю Чжуанжи (Liu Chuanzhi) еще в 1966 г. получил ученую степень в Xian Military Communications Engineering College. Из-за этого ему пришлось поработать во времена культурной революции на ферме в южной области Гуаньдуна (Guangdong), куда он был сослан как имеющий образование. Однако потом он получил заметную должность в Академии наук Китая, где оставался до начала 80 х годов, когда новая политика Дэн Сяопина (Deng Xiaoping) благословила до тех пор еретическую концепцию "делания денег".

Лю Чжуанжи и десяток его соратников организовали фирму, заняв 25 тыс. долл. в Академии наук, и некоторое время просто продавали компьютеры IBM и принтеры НР. Только в 1990 г. компания начала разрабатывать и производить собственную линейку ПК под торговой маркой Legend, а четыре года спустя вышла на биржу Гонконга, продав часть акций (хотя контрольный пакет остался за Академией наук). Союзы, заключенные с AST Research и Acer, дали Lenovo необходимые знания и технологии, а в области онлайновых сервисов компания сотрудничала с America Online, инвестировав в совместное с ней предприятие 100 млн долл.

И конечно, большое значение в развитии компании имели личные связи Лю с руководством военных научных организаций и компартии Китая.

Таким образом, Lenovo -- один из фаворитов китайского делового мира, и хотя это дает ей ощутимое преимущество перед внутренними конкурентами, в то же время ослабляет ее позиции на внешних рынках, поскольку компания не готова на равных соперничать с западными производителями. Этому есть подтверждение -- в последние два года рост доходов Lenovo заметно снизился, и ее активно "поджимают" Dell и НР в верхнем ценовом диапазоне и еще несколько компаний -- в нижнем.

Лю, который в настоящее время является председателем совета директоров Lenovo, говоря о сделке, отметил, что для компании очень важно получить статус международной и обеспечить присутствие ее продукции во всем мире. Это не новая политика компании -- в 2002 г. Lenovo попыталась выйти на европейский рынок, предложив в Испании свои ноутбуки под торговой маркой QDI, но вынуждена была отступить из-за трудностей со сбытом в самом Китае, где активно начала работать Dell. Борьба продолжается и сейчас -- недавно Dell выиграла 10 миллионный контракт на поставку своих ПК серии Optiplex в школы Пекина.

Китайские эксперты оптимистично считают, что многие местные компании будут воодушевлены действиями Lenovo и последуют за ней. Западные аналитики, наоборот, придерживаются мнения, что Lenovo не имеет практически никакого опыта работы на рынках вне Китая, и это достаточно серьезная проблема для нее, а положительным пока является только то, что о существовании Lenovo услышало большое количество людей во всем мире.


Рынок

Называя шаг IBM "мудрым", Gartner Group предсказывает ежегодное снижение спроса на ПК в период с 2006 по 2008 год примерно на 5,7%, а дохода -- на 2% и считает, что к 2007 г. три из десяти ведущих продавцов ПК выйдут из этого бизнеса.

Вообще, в последние годы компании, занимающиеся производством аппаратного обеспечения, чувствовали приближение трудных времен на рынке ПК и старались выйти в другие перспективные сектора. Однако, если Dell и НР устремились в область бытовой электроники, то IBM сосредоточила свои усилия на серверах high-end-класса и услугах в сфере информационных технологий.

IBM и Lenovo продолжение легенды?
IBM и Lenovo продолжение легенды?
IBM и Lenovo продолжение легенды?
Это вторая попытка IBM. В прошлом году она заключила трехлетний 3,6 миллиардный контракт с американской компанией Sanmina -SCI, которая должна была собирать ее десктопы и серверы начального уровня. Последняя также приобрела заводы IBM в Мексике и Шотландии. Однако прошедший год не принес никаких существенных улучшений в этой области.

За первые девять месяцев текущего года IBM продала 6,8 млн ПК, что составляет около 5% глобального мирового рынка этих устройств (третье место в мире) и гораздо ниже показателей Dell (16,4%) и НР (13,9%, включая торговую марку Compaq). Рыночная доля Lenovo в мире также мала -- всего 2%. В то время как Dell и НР неуклонно увеличивают объемы продаж, IBM и Fujitsu Siemens Computers (FSC) практически топчутся на месте после сокращения сбыта в 2002 г.

На бирже сообщение о сделке вызвало некоторое снижение курса акций IBM, менее чем на 2%, что, в общем, говорит о небольшой ее значимости для будущего компании и о том, что пока не ясно, как это отразится на финансовом состоянии IBM.

На прошедшей несколько дней назад итоговой Oracle OpenWorld этого года Майкл Делл (Michael Dell) по поводу данного события заявил, что в течение последних лет не было случаев удачного приобретения или слияния компаний. По его мнению, так будет и на этот раз. Майкл Делл также подчеркнул, что его компания не интересуется этим подразделением IBM и вообще почти не приобретает других компаний, а совершенные до сих пор покупки были относительно мелкими. Наибольшая и самая первая сделка с компанией ConvergeNet, занимающейся устройствами хранения, оказалась неудачной, и это подразделение просуществовало всего несколько месяцев. "Ясно, -- сказал Делл, -- что ПК не входят в долгосрочную стратегию IBM. Для нас же это -- основная цель, и подтверждение тому -- начало строительства нового завода Dell в Северной Каролине".

Глава Sun Скотт Макнили (Scott McNealy) на вопрос о том, станут ли теперь ПК с брендом IBM дешевле, язвительно заметил, что он предложит Lenovo свои Java Desktop System и Star Office, поскольку IBM так и не собралась приобрести их -- тогда стоимость новых ПК еще больше снизится.

Предполагается, что свою рыночную долю может увеличить и Acer, которая находится сейчас на пятой позиции и ставит себе целью к 2007 г. подняться на две ступеньки вверх. Для этого есть основания -- слияние Compaq и НР в сентябре 2001 г. позволило Acer добавить несколько процентов к своей доле рыночного пирога.


Почему нет?

Покупка американского бренда китайской компанией, которая будет продавать товары в том числе в США, -- случай беспрецедентный. Однако уже говорят и о том, что Mitsubishi Motors будет выкуплена китайской компанией. Если раньше считали, что Китаю потребуется 30 лет, чтобы его экономика сравнялась с США, но теперь многие сокращают этот срок до 10 лет. В самих США факт продажи бренда, составляющего национальную гордость американцев и часть их технологической культуры, сравнивают с тем, как если бы Ford Motor продала свою легендарную торговую марку Mustang компании Hyundai.

Некоторые считают, что IBM сильно рискует, передавая китайскому производителю свой бренд. Ноутбуки ThinkPad покупали в основном корпоративные пользователи, для которых цена никогда не была определяющей при выборе устройства. Lenovo же имеет наибольший опыт в изготовлении максимально дешевых устройств для исключительно чувствительного к цене азиатского рынка. Но если изделия Lenovo будут соответствовать легендарному качеству и функциональности продукции IBM, последние модели которых обзавелись устройствами доступа по отпечатку пальца и жесткими дисками, выдерживающими падение с двухметровой высоты, то почему нет? Те, кто ведет разговоры о невозможности Lenovo обеспечить соответствующий уровень качества, фактически разыгрывают классическую карту FUD (fear, uncertainty and doubt -- опасение, неуверенность и сомнение), одновременно пытаясь на этой волне захватить еще несколько процентов рынка конкурента.

Верно то, что вообще все китайские компании неохотно инвестируют в R&D, предпочитая заниматься в основном торговлей с возможно меньшими накладными расходами. Не исключено, что расчет властей строится на иностранных инвестициях в исследовательские учреждения с местным персоналом наподобие тех, которые уже открыли в Китае Sony и Samsung. Очень вероятно, что китайские инженеры и ученые смогут многому научиться у своих соседей и станут развивать в дальнейшем собственную IT-науку. Но пока их научные достижения будут быстрее воплощаться в товарах иностранных фирм, делая их качественнее и дешевле, чем продукты местного производства. Lenovo надеется избежать этого с помощью R&D-подразделений IBM, тем более что в недавнем интервью пекинской газете Лю отметил, что преимущество бренда Lenovo на внутреннем рынке постепенно утрачивается и логотип IBM должен вернуть его компании. Что ж, возможно такая стратегия "большого прыжка", популяризируемая в Китае со времен Мао, и оправдает себя, продолжая славную историю одной из самых известных торговых марок персональных компьютеров в мире.