HP BTO: оптимизация ИТ для решения бизнес-задач

24 апрель, 2008 - 11:59Юрий Кученко

Прибыльность подразделений, занимающихся только аппаратным обеспечением, падает. Это общеизвестный факт, и характерен он для всей мировой ИТ-индустрии. Соответственно, даже лидерам рынка приходится обращать все больше внимания на сегменты, обладающие с финансовой точки зрения более высоким потенциалом. И неслучайно сегодня ряд компаний, в числе которых и Hewlett-Packard, делают упор на ПО и сервисы для оптимизации бизнеса. Этим же, в частности, объясняется и череда покупок HP различных разработчиков программного обеспечения.

HP BTO оптимизация ИТ для решения бизнес-задач
Антон Серов: «...с каждым годом разрыв между нуждами бизнеса и способностью ИT удовлетворять эти нужды увеличивается»

В секторе корпоративного ПО Hewlett-Packard до недавнего времени прежде всего ассоциировалась с легендарным семейством НР OpenView. Существенное вложение в копилку предложений HP – покупка летом 2006 г. Mercury Interactive, специализирующейся на программных решениях по управлению ИТ. Сумма сделки составила 4,5 млрд долл. и стала вторым крупнейшим приобретением компании за всю ее историю.

Сегодня, по сообщению представителя департамента НР Software Антона Серова, открывшего семинар, проводимый компанией совместно с «БМС Консалтинг», корпоративное ПО является наиболее динамично развивающимся и прибыльным направлением бизнеса крупнейшего игрока мирового рынка, поставившего перед собой задачу трансформации из продуктовой фирмы в поставщика стратегических решений для бизнеса. Так, по отчетам аналитиков IDC, НР занимает шестое место в мире среди вендоров ПО с доходом по итогам 2007 финансового года 2,33 млрд долл. (ежегодный прирост свыше 79%).

Любой, даже самый успешный, бизнес нуждается в постоянном развитии, новых идеях и вложениях. В то же время его непрерывный рост сопровождается усложнением ИТ-инфраструктуры предприятия, которая становится все более дорогой в эксплуатации и менее надежной. О взрывном характере роста свидетельствует удвоение парка серверов в среднем каждые пять лет, числа сетей – каждые два года, соответственно растут количество и сложность бизнес-приложений, а также объемы корпоративной информации.

Таким образом, разрыв между бизнес-потребностями и ИТ-возможностями увеличивается. Поэтому сегодня перед руководителями ИТ-подразделений стоит задача добиться как можно более высоких результатов в условиях жесткой экономии ресурсов, сокращения издержек при повышении качества бизнес-процессов. Руководство компаний, как правило, оказывает постоянное давление на ИТ-менеджеров, пытаясь заставить их придерживаться некой «генеральной линии» и приносить прибыль, не заботясь об обеспечении их соответствующими инструментами для синхронизации усилий.

Для удовлетворения растущих потребностей сервисов в ИT-ресурсах HP выступает с инициативой Business Technology Optimization (BTO). Она объединяет ряд программных продуктов по управлению и оптимизации стратегии, бизнес-приложений и операций, поэтому, по меткому выражению Антона Серова, является некоторым аналогом связки «ERP/CRM для ИT».

Решение для оптимизации бизнес-технологий (BTO) предполагает системный подход к управлению качеством корпоративных приложений, что позволяет постоянно контролировать протекающие бизнес-процессы. По словам докладчика, традиционные методы их оптимизации заключаются в основном в наращивании аппаратно-программной базы и требуют перманентных, притом значительных материальных и временныóх затрат. В отличие от этого подхода предлагаемая HP стратегия, воплощенная в виде портфеля программных решений на основе открытых стандартов, даст возможность компаниям достигать своих бизнес-целей, снижая затраты на ИТ-инфраструктуру в общей доле расходов.

На функциональном уровне инициатива HP сгруппирована по трем направлениям и представлена в виде так называемых «центров» и групп продуктов: стратегия (управления запросами и проектами, применения сервисно-ориентированных архитектур); внедрение (управления качеством, управления производительностью) и эксплуатация (мониторинга бизнес-процессов, управления услугами, технологического мониторинга и управления).

В качестве примера сотрудник HP Software Вячеслав Зозуля подробно представил Service Managed Center, входящий в группу по управлению услугами (ITSM). Данный логический центр включает в себя несколько модулей. Говоря о HP ServiceManager как о продукте, докладчик представил постепенный план перехода с ServiceDesk на этот флагманский продукт в версии 7, анонсированной в конце прошлого года. Отмечалось, что это приложение – индивидуально адаптируемое, способно работать на платформах Windows, Solaris, AIX, HP-UX, Linux и фактически изолировано от операционных систем, аппаратных платформ, СУБД и уровня транспортных протоколов инфраструктуры заказчика.

Еще одна интересная презентация семинара была посвящена Project & Portfolio Management Center. По словам представителя российского офиса HP Дмитрия Мизерника, данное решение нацелено на обеспечение стандартизации и координации проектной и операционной деятельности предприятия. Продукт является интегрированным набором приложений, составляющих транзакционную систему, позволяющую руководить ИТ-службой в режиме реального времени (начиная c управления поступающими запросами и заканчивая программами, проектами, ресурсами и запуском в промышленную эксплуатацию новых информационных систем), а также принимать решения и контролировать их выполнение. Планирование даст возможность выявить болевые точки проектов, может осуществляться с привлечением сценариев типа «а что, если» и позволяет автоматически или вручную создавать оптимальные наборы проектов, предложений и активов.

Однако какой бы логичной и взаимосвязной ни выглядела выстроенная палитра решений компании, насколько простыми и интуитивно-понятными ни делались бы интерфейсы программных продуктов, мастерское овладение ими возможно лишь после прохождения определенного цикла обучения специалистов. Отметим, что в Украине партнерами HP в этой области являются компания «МУК» и «Академия БМС Консалтинг».