Герберт Растбихлер, Hewlett-Packard: "Мы готовы начать предоставление технологических услуг в Украине"

3 июнь, 2008 - 10:13Леонід Бараш

Сегодня у нас в гостях Герберт Растбихлер (Herbert Rastbichler), вице-президент и генеральный менеджер Technology Solutions Group компании НР. В числе его приоритетных задач – укрепление лидирующих позиций НР в СЕЕ, обеспечение развития бизнеса и поддержание высокого уровня обслуживания ИТ-инфраструктуры заказчиков, ведь именно этот фактор для крупной компании зачастую определяет выбор на рынке того или иного поставщика. Поэтому основной темой нашего разговора и стал сервис.

Однако прежде всего мы хотели бы представить нашего гостя читателям, и попросили его в самом начале беседы немного рассказать о себе.

Hewlett-Packard "Мы готовы начать предоставление технологических услуг в Украине"

После окончания Венского технического университета я сразу стал работать в HP, и уже 26 лет являюсь ее сотрудником. Что важно, начинал я как инженер по обслуживанию заказчиков, точнее, занимался ремонтом оборудования. Этот опыт даже сегодня помогает мне понимать, как надо поддерживать наших клиентов в разных странах, что нужно для оказания им услуг на самом высоком уровне.

Когда я работал в Вене, нашей команде поручили также представлять компанию в Центральной и Восточной Европе. В начале 90-х годов мы открывали офисы HP в Польше, Чехии, Венгрии, России, и именно организация сервисного направления входила в мои прямые обязанности. Затем зона ответственности нашего подразделения расширилась – в нее вошли Ближний Восток и Африка. А с августа прошлого года я занимаю пост управляющего директора HP в Центральной и Восточной Европе.

Вы являетесь к тому же еще и генеральным менеджером Technology Solutions Group. Что вкладывает HP в понятие «технологические услуги»?

Технологические услуги – это весь комплекс работ, связанный с функционированием центров обработки данных (ЦОД), а также поддержка и ремонт всего продаваемого нами оборудования. Если говорить о ЦОД, то это поддержание работоспособности сетевой составляющей, обеспечение круглосуточного доступа к ресурсам за счет избыточности соединений и гарантирование выполнения ряда функций, являющихся критичными для бизнеса.

Еще в конце 90-х обслуживание вычислительной техники и используемого программного обеспечения, как правило, выполнялось специалистами компании-владельца. Чем объяснить тенденцию, что сегодня сервисы все больше оказывают компании-производители продуктов или специализированные фирмы?

Одна из наблюдаемых нами тенденций та, что компании хотят привлечь лучших специалистов и их знания, чтобы получить от информационных технологий максимальную выгоду. С более глубоким проникновением компьютерных технологий в бизнес и увеличением их сложности возрастает и потребность в опытных специалистах, которые помогут оптимизировать использование установленной техники и ПО.

Какие сервисы предоставляет сегодня НР?

В общем, наша компания оказывает все услуги, являющиеся общепринятыми в индустрии, в которой мы работаем. У нас есть три основные категории сервисов: технологические, консультационные и интеграционные, а также аутсорсинг.

Hewlett-Packard "Мы готовы начать предоставление технологических услуг в Украине"

На самом деле мы оказываем услуги различным заказчикам – это компании или предприятия и конечные потребители. Говоря об услугах для конечных потребителей, мы имеем в виду обслуживание продаваемого нами оборудования (принтеры, компьютеры, ноутбуки). Это гарантийный сервис, т. е. услуги, которые подтверждают надежность продукции компании. И здесь мы опираемся на наших партнеров, предоставляющих сервисы быстро и по всей территории стран Центральной и Восточной Европы. В отношении более крупных заказчиков – таких как банки, страховые компании, операторы связи – речь идет о расширенном наборе услуг для поддержки ЦОД, т. е. вышеупомянутых технологических сервисах, консалтинговых, а также услугах по интеграции систем и аутсорсинге. Мы, в частности, отмечаем повышенный спрос на интеграцию приложений. В качестве примеров услуг, оказываемых нами в разных странах, можно привести поставку биллинговых систем для телефонных компаний, автоматизированных банковских систем. Мы предоставляем сервис и государственному сектору, т. е. местным администрациям и федеральным властям. Так, в Польше, Венгрии и Словакии мы помогали внедрять системы автоматической паспортизации и контроля для пограничных служб при их вступлении в Шенгенский союз. Что касается аутсорсинга, то крупные компании во всем мире стараются привлекать ведущих специалистов в области ИТ из других компаний для обеспечения бесперебойной работы своих основных компьютерных систем, чтобы самим сосредоточиться исключительно на бизнес-процессах. Поэтому они с удовольствием сотрудничают с такими компаниями, как HP. Что касается Украины, то мы готовы предоставлять здесь весь комплекс услуг, включая аутсорсинг. Примером такого сотрудничества могут служить крупные иностранные компании, работающие в вашей стране, такие как Procter & Gamble, Ericsson. И в перспективе мы хотим расширить круг наших корпоративных заказчиков. По мере возникновения спроса с удовольствием будем предоставлять подобные сервисы и украинским фирмам.

Пользуются ли сейчас этими услугами какие-нибудь крупные украинские фирмы?

В настоящий момент, насколько я знаю, мы пока не предоставляем местным компаниям аутсорсинговых услуг. Это не означает отсутствия надлежащего спроса или нашу неготовность. Для того чтобы мы могли эффективно работать в сфере аутсорсинга, нам необходимы достаточно большие проекты – только в таком случае они являются для нас экономически оправданными.

Мы готовы начать предоставление подобных услуг в Украине, как только появятся крупные компании, которые решатся передать нам на обслуживание свою ИТ-инфраструктуру. Procter & Gamble отдали свою ИТ-инфраструктуру нам на обслуживание целиком. Но еще не все украинские компании готовы к такому шагу.

Какие сервисы наиболее востребованы в Европе и в Украине?

Как я уже упоминал, наибольшим спросом пользуются услуги в области интеграции приложений и аутсорсинга. Правда, сейчас мы наблюдаем две новые тенденции. Первая – растет спрос на обслуживание существующих центров обработки данных, т. е. на услуги по консолидации и оптимизации использования установленного там оборудования. Также мы помогаем снизить энергопотребление и улучшить охлаждение оборудования, что позволяет повысить его функциональные возможности, не вкладывая значительных средств. Вторая тенденция касается управленческого ПО и виртуализации аппаратных платформ. Речь идет о повышении эффективности использования программного и аппаратного обеспечения для решения бизнес-задач. Быстро меняющиеся бизнес-процессы требуют гибкости как программных, так и аппаратных средств, которые должны мгновенно реагировать на растущие потребности бизнеса и изменения на рынке.

Если сравнивать набор наших сервисных предложений в разных странах, давно применяющих информационные технологии, с Украиной, то нужно отметить, что главное отличие состоит в том, что объем услуг в области системной интеграции для Украины намного меньше. То есть западные рынки, рынки Центральной и Восточной Европы, как правило, более заинтересованы в подобных услугах. В этом заключается принципиальная разница. Но анализ показывает, что спрос на такие сервисы в вашей стране стремительно растет. И это вполне объяснимо. Тенденция такова: сначала продаются технологически менее сложные продукты, затем начинают поставляться более сложные, далее появляется сервис для их поддержки и, наконец, – потребность в услугах по системной интеграции. Такой вот алгоритм входа Украины в технологическое сообщество. И ваше государство не является исключением, оно движется по тому же пути, что и другие страны. Мы знаем, какова будет последовательность событий, и готовимся к этому. Ну, а если посмотреть на цифры, то объем нашего технологического сервиса в десять раз больше, чем объем бизнеса по услугам консалтинга и интеграции.

Какова схема предоставления услуг в Украине?

Hewlett-Packard "Мы готовы начать предоставление технологических услуг в Украине"

Мы в Украине предлагаем широкий ассортимент продуктов, и, естественно, обеспечить их сервисом самостоятельно сложно. Поэтому наша модель состоит из двух частей. Первая – гарантийная поддержка массовых продуктов предоставляется через партнеров, т. е. построена исключительно на использовании их возможностей. Это не значит, что мы продали продукт и говорим пользователю: делайте что хотите. Мы, без сомнения, помогаем нашим партнерам: обеспечиваем практически всю логистику этого процесса, снабжаем их запасными деталями. Есть отдельная компания, которая занимается поставкой только запчастей и обеспечивает всех работающих тут сервисных партнеров. Кроме того, такая модель очень выгодна для их бизнеса. Мы покрываем расходы по каждому случаю сервисного обслуживания. Но есть и вторая часть – обслуживание наших крупных заказчиков, скажем, из банковского или телекоммуникационного сектора, и их систем, от которых зависит большинство бизнес-процессов. Мы не можем в данном случае полагаться на партнеров не потому, что не доверяем им, а потому, что очень часто уровень инвестиций, необходимый для того, чтобы начать такую работу, слишком велик. Например, в сложном проекте, чтобы наладить надежное обслуживание всего процесса, нужно иметь запасных частей на миллион долларов. В этом случае мы работаем самостоятельно. Для важных и крупных заказчиков мы предоставляем сервис сами.

Есть ли в Украине партнеры НР по оказанию услуг и каких именно?

Сервисная сеть компании в Украине включает несколько партнеров, с помощью которых HP предоставляет услуги своим заказчикам. Развивают они и собственную сеть. Например, такая компания, как «ОРСИ» – наш крупный сервисный партнер – создает сеть агентов, работающих через нее. Еще один большой сервисный партнер НР, «БМС Консалтинг», также предоставляет комплекс услуг в этой области.

Какова динамика рынка сервисов в Украине?

Сегодня в вашей стране стремительно растет спрос на компьютерные технологии и услуги. Рынок развивается просто экспоненциально, и мы видим, что появляются сильные украинские компании, и они все больше используют в своей деятельности высокотехнологичные продукты и, соответственно, нуждаются в качественном сервисе. В настоящее время рынок Украины во многом схож в развитии с рынками стран Западной и Восточной Европы.

Мы в наших оценках полагаемся на данные IDC, которая проводит анализ рынка, и сейчас из них следует, что рынок сервисов растет на 30% в год.

А существуют ли планы по развитию услуг в Украине?

Как я уже отметил ранее, мы видим перспективу развития этого направления в Украине в двух основных областях: оказание технологических услуг, таких как обслуживание центров обработки данных и управленческих бизнес-систем, а также консалтинг и интеграционные услуги, спрос на которые постоянно растет. Мы вкладываем значительные инвестиции в то, чтобы в полной мере привнести наш опыт в Украину.

Кроме сервисов, в сферу вашей ответственности входят также продажи и маркетинг систем корпоративного уровня. Какие тенденции характерны для корпоративного сегмента при развертывании и апгрейде серверов и систем хранения данных?

Основная тенденция, которую мы наблюдаем, – виртуализация аппаратных платформ. Суть ее в том, что заказчики хотят использовать компьютерные мощности более гибко и динамично, чтобы быстрее адаптироваться к изменениям на рынке и возникающим вследствие этого требованиям к методам ведения бизнеса. Например, крупные компании в ходе масштабных маркетинговых мероприятий могут привлечь на нужное время дополнительные компьютерные ресурсы, скажем, часть мощностей, которые работают в нормальном режиме для выставления счетов, отдать в этот период для обеспечения маркетинговой кампании. И по ее окончании вновь вернуть их соответствующим подразделениям. Если говорить о системах хранения, то сегодня организациям приходится обрабатывать огромный и постоянно возрастающий объем данных. В связи с этим увеличивается спрос на так называемые системы Business Intelligence, используемые при принятии решений. Компании должны быстро отыскивать нужные данные и проводить их анализ для того, чтобы повысить информационную основу и качество принимаемых ими решений.

Справедливы ли эти тенденции и для Украины, или здесь имеется своя специфика?

Согласно моим данным, они абсолютно справедливы для локального рынка. Дело в том, что Украина уже давно следует общим тенденциям, наблюдаемым в более развитых странах, пусть и с некоторой задержкой. Поэтому у нас есть прекрасная возможность предвидеть развитие ситуации и хорошо к этому подготовиться.

Системы какого уровня и архитектуры сегодня наиболее востребованы в корпоративном сегменте Украины?

Хотя х86-системы, основанные на платформе Intel, до сих пор популярны, мы отмечаем повышение интереса к бизнес-критическим системам на платформе UNIX. Рынок этих серверов растет быстрее, чем серверов стандартной архитектуры. Крупный бизнес, например банковский и телекоммуникационный, все больше требует надежных, защищенных и простых систем, доступных 24 часа в сутки, чтобы обеспечить непрерывность бизнеса и гарантировать своим клиентам бесперебойное предоставление услуг. Сейчас мы наблюдаем также рост спроса на лезвийные системы как в мире, так и в Украине. Это новая технология, реализующая больше возможностей при существующих ресурсах.

Если мы говорим о UNIX-системах, какое аппаратное обеспечение поставляет HP?

Hewlett-Packard "Мы готовы начать предоставление технологических услуг в Украине"

Наша компания уже давно сделала для себя абсолютный выбор в критических системах в пользу процессора Itanium. После объединения с Compaq в свой портфель мы получили целый ряд платформ для серверов критического применения. Это и операционная система Tru64 UNIX, пришедшая с Digital Equipment и использовавшая процессор Alpha, и ОС HP-UX для процессоров PA-RISC, и платформа на процессоре Itanium, а в серверах класса Tandem имелись системы на базе чипов MIPS. У нас была большая линейка, но HP движется в сторону стандартизации, поэтому мы резко сузили тип применяемых процессоров. Компания перестала самостоятельно заниматься разработками в этой отрасли. За счет альянса с Intel мы получили сегодня возможность предлагать UNIX-системы, которые базируются на процессоре Itanium и становятся все популярнее. Последние данные IDC за 2007 г., опубликованные месяц назад, показывают, что самыми востребованными в Украине были системы именно на этих процессорах. Наша рыночная доля за прошлый год составила 41%, и мы заняли первое место на этом рынке по количеству проданных больших систем. Это не является фактором, характерным для всего мира, это особенность Центральной и Восточной Европы. В частности, в регионе CEE, в котором мы вместе работаем, рыночная доля также близка к 40%. Таким образом, можно сказать, что это общая тенденция данного региона. Рынок созрел, чтобы шире использовать технологию на процессоре Itanium. Мы стали более востребованным брендом, и рынок является судьей, который своими деньгами решает, нужно это кому-то или нет.

Кроме НР, на украинском рынке присутствуют и другие производители, предлагающие продукты того же класса. Какова политика компании для привлечения потенциальных заказчиков на свою сторону?

Прежде всего нам нравится конкуренция, ведь это здорово и хорошо для развития. Мы предоставляем качественные продукты и сервисы и главное – отличных специалистов для работы с клиентами. Проводим тренинги и обучение персонала, который работает в области продаж и оказания услуг, иначе говоря, общается с заказчиками. Мы учим людей прислушиваться к их нуждам, для того чтобы они получали наилучшие решения для своих задач. Объясняем им выгоды долговременного партнерства и важность того, чтобы бизнес заказчиков развивался. Таковы наши основные подходы и, пожалуй, главные отличия от конкурентов.

Существуют ли у НР какие-нибудь специальные программы для Украины?

Мы рассматриваем украинский рынок как один из перспективнейших в Центральной и Восточной Европе. В соответствии с нашими аналитическими исследованиями мы видим, что он выйдет на третье место после России и Польши уже через три года. Поэтому мы планируем инвестировать в Украину, обеспечить мощную рабочую среду для деятельности нашей компании в стране, а также расширить штат работающих здесь сотрудников. Ответ на ваш вопрос: да, у нас есть специальная программа развития для Украины. И если речь заходит о развитии, НР говорит о социальной ответственности, т. е. мы не только продаем свои продукты и услуги в Украине, наша компания также стремится способствовать ее экономическому росту, и для этого мы оказываем поддержку академическим учреждениям, таким как Национальный университет «Львiвська полiтехнiка», Киевский национальный университет им. Т. Г. Шевченко и многим другим вузам. Мы помогаем им строить инфраструктуру для обеспечения научной и учебной деятельности и, таким образом, закладываем фундамент для будущего страны.