GPS в Украине: проблемы, тенденции, проекты

30 октябрь, 2002 - 00:00Сергей Горбунцов
Технология GPS оказалась в уникальной ситуации. С одной стороны, все осознают необходимость и видимые достоинства применения глобальной системы позиционирования. Причем как на корпоративном, так и на потребительском уровне. С другой -- распространение GPS идет весьма медленно. Фактически до недавних пор в Украине осуществлялись единичные продажи GPS-устройств, однако ситуация, возможно, скоро изменится к лучшему.
Государство и GPS

Государство играет особую роль в продвижении GPS-навигации, впрочем, как и геоинформационных систем в целом. По сути, именно оно главный собственник и источник огромного фонда картографических данных. Следовательно, и говорить о развитии рынка GPS в Украине без учета деятельности государства невозможно.

Основой его правового обеспечения является постановление Кабинета Министров # 2359 "Про впровадження на територii Украiни Свiтовоi геодезичноi системи координат WGS-84", принятое 22 декабря 1999 г. По словам Юрия Карпинского, директора Научно-исследовательского института картографии и геодезии (НИИКГ), это позволило создать нормативно-правовую базу использования GPS-приемников в Украине. В соответствии с данным документом был разработан и на сегодняшний день уже реализован ряд мер, способствующих распространению GPS-устройств на территории Украины. Причем как в государственном и корпоративном секторах, так и на уровне массового пользователя. Среди основных изменений специалисты называют переработку картографических материалов в соответствии с требованиями европейского сообщества, а также применение новых методов сбора и обработки картографических и геодезических данных.


GPS без карт...

...становится фактически никому не нужной дорогостоящей технологией. Как утверждает Юрий Карпинский, сегодня это является одной из основных проблем и главным фактором, тормозящим ее развитие. "До сих пор это было связано с отсутствием у государства четкой стратегии в отношении указанного направления", -- объясняет он. Кроме того, существенную роль играет и действовавшая до недавнего времени система координат 42 (с. к. 42), в которой реализовано большинство картографических материалов постсоветского пространства. В результате, по данным специалистов, использование GPS-устройств с существующими картами на широте, на которой находится Украина, приводит к смещению приблизительно в 170 м относительно реального положения на территории. Эта проблема на сегодняшний день решается с помощью перманентных наземных GPS-станций (в Украине их более десяти), обеспечивающих коррекцию данных, передающихся на GPS-приемники, с точностью до 4 м.

Безусловно, есть и ряд других проблем, среди которых следует выделить обновление карт. До сих пор на отечественных картах отсутствует большинство новых объектов, в том числе жилых домов. Это же касается переименованных населенных пунктов и улиц в крупных городах.

Важным моментом является и отсутствие некоторых видов карт. Так, в НИИКГ планируют начать разработку первых навигационных локальных карт, позволяющих прокладывать маршруты с учетом правил дорожного движения и т. д.

Пожалуй, следует сказать, что никто не отменял постановлений, касающихся секретности ряда объектов. В результате для начала продаж как карт, так и оборудования придется получить соответствующие лицензии и разрешения.


Рынок?

Бесспорно, рынок очень активно отреагирует на появление хороших и максимально детальных карт. "Сегодня еще нельзя говорить ни о статистике продаж, ни о предпочтениях клиентов. Мы видим отличную перспективу и пока только формирующийся спрос", -- отмечает Дмитрий Кустовский, менеджер коммерческого отдела ComputerLand Kiev. К слову, аналогичного мнения придерживаются и другие операторы рынка. По словам заместителя директора "ДКТ" Геннадия Буха, в ассортименте компании представлены соответствующие устройства, и она всегда готова дать необходимые консультации. При этом, на его взгляд, рынок только формируется.

Если рассматривать розничный рынок, приоритетный для большинства отечественных продавцов, то, по мнению специалистов, реальными, т. е. готовыми платить, потребителями на данный момент в Украине являются, в основном, лишь состоятельные клиенты, приобретающие, например, не просто КПК, а многофункциональное решение. Для многих оно может стать заменой навигационной системы, установленной в автомобиле, однако не имеющей соответствующего картографического обеспечения. Следовательно, продавцы наладонных компьютеров считают для себя этот рынок небезынтересным. Поскольку широкое распространение КПК позволяет говорить и о росте спроса на GPS-модули для них. Хотя при этом не следует забывать и о самостоятельных устройствах таких марок, как Garmin и т. д.

"Безусловно, существует еще несколько категорий потребителей GPS-устройств -- геодезические службы, предприятия нефтедобывающей промышленности, авиатранспорт т. д., -- отмечает Юрий Карпинский. -- Однако это не настолько емкий рынок, да и уровень устанавливаемых систем на порядок выше".

Как ни странно, но на данный момент наиболее активное участие в развитии рынка могут играть сами продавцы. Задача, стоящая перед ними, -- обеспечить конечного потребителя комплексным решением. Так, например, ожидается, что в компании ComputerLand Kiev с ноября текущего года начнутся продажи навигационного комплекта Мобильный офис/PocketUAMap/GPS, состоящего из карманного компьютера iPAQ H38хх, модуля расширения для карточек стандарта CompactFlash, GPS-приемника в стандарте CF Type II. Что же касается картографического обеспечения, то фирма сотрудничает с НИИКГ. Ее специалисты совместно с сотрудниками института подготовили соответствующее программное обеспечение и набор карт, программу-оболочку PocketUAMap версии 1.00, карты дорог Украины в масштабе 1:200000 и Киева (1:10000) либо одной из областей Украины. Безусловно, их можно будет приобретать и отдельно. Своими силами ComputerLand Kiev планирует осуществлять и поддержку продукта: выпускать обновления, исправления.

Это всего лишь один пример, и подобных ему в ближайшее время может появиться много. Так, компания "Аэроскан", поставщик устройств Garmin, в начале следующего года собирается выпустить карты с возможностью прокладывания маршрута.

В заключение следует сказать, что на сегодняшний день очевиден большой интерес к GPS-технологии как со стороны корпоративного, так и потребительского рынка. И если в первом случае каждое решение может быть уникальным и требовать индивидуального подхода в разработке, то во втором -- главным фактором станут доступность и простота использования. Причем инициатором развития розничного рынка, по-видимому, должны быть сами продавцы.