Несомненно, подтверждением роста значимости Украины для поискового гиганта является и недавний визит в Киев Башак Тамар, менеджера Google по развитию новых рынков. Естественно, мы не упустили возможность встретиться с сотрудницей Лондонского офиса компании и задать ей интересующие нас вопросы.
Я пришла в Google два года назад, по меркам компании – это уже давно. Я была одной из первых, кто начал работать в EMEA, мы называем этот регион emerging markets (развивающиеся рынки). Я начала с должности менеджера, работая под руководством директора по региону и моей главной ответственностью было открытие первых офисов в Турции, России, Польше и Израиле. Проведя около года на этих рынках, теперь моей ответственностью является развитие бизнеса в других странах региона – в Украине, Греции, Венгрии и других рынках.
Я стараюсь почаще приезжать в страны, которые находятся в моей ответственности, и это мой третий визит в Киев. Для меня очень важно посещать вашу страну, чтобы строить более тесные отношения с нашими партнерами, пользователями и иметь более полное представление о регионе.
Что же касается нашего подхода к развивающимся рынкам, мы стремимся выбирать правильный момент для открытия представительства. Прежде всего, следует учесть, что Google всего 9 лет и мы все еще очень молодая компания. Сейчас у нас еще нет представительства здесь, но в этом плане Украина похожа на многие страны – у нас все еще достаточно мало офисов во всем мире.
Наш главный приоритет - быть поисковой системой номер один, работающей с любым языком мира. И последний год мы особенно много усилий приложили к украинизации этого сервиса. Вообще, 70% наших инвестиций идет в улучшение поисковика, который является ключевым продуктом. И за последний год эффективность поиска по украинским ресурсам, как пользователи могут заметить, значительно возросла.
Второй приоритет – локализация наших продуктов. В случае с Украиной это два языка – русский и украинский, но украинизированные продукты на особом счету, так как, в принципе, их не так много.
Третий шаг – когда мы полностью уверенны в позициях нашей продуктовой линейки в данном регионе, только тогда мы открываем представительство и начинаем более широкую рекламную компанию.
Сейчас Украина находится на втором этапе и трудно предсказать, когда мы перейдем к третьему. Впрочем, Интернет – очень подвижная среда.
Я бы этот вопрос развернула в обратную сторону – как нам получить для iGoogle полезные для локального пользователя гэджеты? Это что-то, что Google не может сделать сама – так что я хотела бы вдохновить украинских издателей на создание гэджетов, ведь именно вы знаете рынок. И как только мы видим, что украинские пользователи активно используют эти гэджеты, мы с удовольствием сделаем их частью стандартной страницы iGoogle. И чем более популярны эти гэджеты, тем больше у них шансов занять лучшие места на первой страницы.
iGoogle – это похоже на завтрак, который человек себе готовит каждое утро. Только в данном случае человек с утра получает уже готовым именно то сочетание продуктов, которое он любит. Но опять же, эти продукты должны быть полезными и интересными именно для локального пользователя, и Google не способна построить все эти гэджеты для каждого отдельного рынка.
Разработка гэджетов требует довольно малых капиталовложений, и это можно делать даже из экспериментальных целей или из энтузиазма. Кроме того, это хороший путь продвижения бренда, поэтому для больших компаний не составит труда сделать один-два гэджета и посмотреть, как они будут восприняты украинскими пользователеми. Интернет – это сфера инноваций и здесь очень многие вещи создаются методом проб и ошибок.
У нас были экспериментальные проекты, и сейчас мы оцениваем насколько это направление перспективно для нас. Сейчас рано говорить, будет ли этот сервис доступен только в США или по всему миру.
С коммерческой стороны рынок, на котором мы работаем – рекламный, но наш успех на нем обеспечивается теми технологиями, которые мы разрабатываем. Наша цель – достичь целевой доставки рекламы и одна из вещей, которую мы тестируем – click-to-call и click-to-pay. Нам нравится внедрять инновации в новые рынки, и мы продолжим делать это по всему миру. Вопрос для нас остается открытым, когда именно украинский рынок будет готов к таким продуктам.
Когда мы смотрим на украинский рынок, мы видим что в этой стране очень много талантливых людей – скорее всего, поэтому Украина была выбрана первой. Кроме того, ваш сегмент Интернета на ранней стадии развития – большинство ресурсов и приложений русскоязычные. Из локальных пока что только самые простые новостные информационные ресурсы. Так что мы решили, что лучшее, что мы можем сделать для развития украинского сектора, это вдохновить молодых предпринимателей создавать бизнесы, которые окажутся полезными для украинской аудитории.
Таким образом, эта акция не связана с нашим поиском талантов для себя, а скорее для поддержки национального предпринимательства, поиска идей, которые сделают Интернет более полезным для украинских пользователей – и это именно то, как Google началась как компания.
Победители очень талантливы и это сугубо их заслуга, так что мы надеемся, что они смогут реализовать свои идеи и построить успешный бизнес.
Зависит от профессии, возьмем инженера-программиста. Первое, с чего стоит начать – это зайти на www.google.com, и зайти в раздел Google Job Center. Там перечислены все открытые вакансии.
Сейчас мы набираем людей для R&D центров в регионе, больше всего потребность в специалистах в нашем центре разработки в Цюрихе. Кроме того, подобные офисы есть в Санкт-Петербурге, в Москве, а также в Кракове, Тель-Авиве. Все эти центры набирают программистов сейчас. В Лондоне находится команда, работающая в основном над мобильными приложениями. Так что разработчики могут претендовать на эти вакансии, если, конечно, они готовы переехать в другую страну, так как сейчас в Украине у нас нет R&В-центра.
Что касается локализации продуктов – большая часть работ делается в Сан-Франциско, и там работает множество украинских талантливых программистов. И процесс локализации направляется из штаб-квартиры, но многое из того, что связано с переводом, делается третьими фирмами.
У меня есть вопрос на миллион долларов: Чего не хватает украинскому Интернет-рынку для более динамичного развития?
Мы попытались ответить на этот вопрос самостоятельно, но это как раз тот случай, когда правильный ответ знает лишь сам IT-рынок – ведь это рынок интеллектуальных ресурсов. Приглашаем наших читателей к дискуссии на нашем форуме.