Глобальный рынок ПК: рост задерживается?

31 июль, 2002 - 23:00Алексей Гвозденко
Середина календарного года -- традиционное время подведения итогов в компьютерной, да, впрочем, и в любой другой отрасли. Бизнес-сезон завершен, и на рынке до конца лета наступает затишье. Однако на сей раз многих специалистов интересовало другое -- произошли ли наконец хоть какие-нибудь положительные сдвиги в индустрии, ведь разговоры о них ведутся уже на протяжении нескольких месяцев. Ситуацию должны были прояснить традиционные квартальные отчеты ведущих аналитических фирм.
Итак, согласно результатам исследований компании Dataquest,во втором квартале мировые объемы поставок компьютеров составили 29,9 млн. шт., снизившись в сравнении с аналогичным периодом 2001 г. на 0,6%, несмотря на некоторые признаки оздоровления в начале года. По данным другой фирмы -- IDC, мировые продажи компьютерного оборудования за этот период оказались равными 31,1 млн. долл., на 0,5% меньше, чем год назад. Оценки немного отличаются, но общая тенденция явно одна и та же.

Первое, на что обращают внимание эксперты, -- это спад вместо ожидавшегося небольшого, но все-таки подъема. Сложившуюся ситуацию они объясняют тем, что в настоящее время рынок находится под воздействием эффекта избыточных складских запасов в первом квартале, но при этом пока не произошло увеличения продаж в корпоративном секторе, и, кроме того, в отдельных регионах вновь наблюдалось снижение покупательской активности в потребительском сегменте. Однако нельзя не упомянуть еще об одном факте -- по словам аналитика IDC Роджера Кея (Roger Kay), спад в большей степени отразился на производителях второго эшелона, чем на ведущих компаниях.

Мировой рынок ПК во II кв. 2002 г. по данным Dataquest

Компания

Объем поставок, тыс. шт.
Рыночная
доля, %
Прирост 2002/
2001, %
II кв. 2002 г.
II кв. 2001 г.
II кв. 2002 г.
II кв. 2001 г.

Hewlett-
Packard

4627
5517
15,5
18,3
--16,1

Dell

4459
3944
14,9
13,1
13,1

IBM

1960
2145
6,6
7,1
--8,6

NEC

1045
1147
3,5
3,8
--9

Toshiba

896
849
3
2,8
5,5

Остальные

16909
16479
56,5
54,7
1,7

Всего

29895
30081
100
100
--0,6

Мировой рынок ПК во II кв. 2002 г. по данным IDC

Компания

Объем поставок, тыс. шт.
Рыночная
доля, %
Прирост 2002/
2001, %
II кв. 2002 г.
II кв. 2001 г.
II кв. 2002 г.
II кв. 2001 г.

Hewlett-
Packard

4693
5600
15,1
17,9
--16,2

Dell

4600
3983
14,8
12,8
15,5

IBM

1959
2148
6,3
6,9
--8,8

Fujitsu Siemens

1196
1311
3,8
4,2
--8,8

NEC

1010
1058
3,2
3,4
--4,5

Остальные

17623
17138
56,7
54,9
2,8

Всего

31082
31238
100
100
--0,5


Лидером по объему поставок стала обновленная Hewlett-Packard с рыночной долей чуть выше 15% (точные цифры мы будем приводить лишь в тех случаях, когда данные Dataquest и IDC заметно разнятся), однако они у нее снизились в сравнении со вторым кварталом 2001 г. более чем на 16%. В то же время отставшая всего на несколько десятых процента Dell достигла очень существенного прироста -- 13,1%, по версии Dataquest, и целых 15,5% -- по версии IDC, причем специалисты особо отмечают значительное повышение эффективности ее бизнеса -- так, по итогам 2002 финансового года (завершившегося 3 мая) она сумела снизить размер своих операционных затрат до отметки 9,9% от общего оборота. Нельзя также не обратить внимание на более чем 20%-ный рост, которого удалось добиться Sony, и достигнутый, очевидно, за счет ноутбуков.

Теперь несколько слов следует сказать об отдельных регионах.

Для Соединенных Штатов оценки у Dataquest и IDC получились противоположные: первая зафиксировала уменьшение продаж на 0,8%, а вторая -- увеличение на 1,8%. Можно предположить, что обусловлено это в первую очередь неоднозначностью ситуации на американском рынке. Действительно, с одной стороны, активность покупателей из сферы бизнеса оказалась пусть и не особо высокой, но все же соответствующей прогнозам. С другой -- неожиданностью стал слабый спрос в потребительском сегменте.

Японский рынок, с точки зрения производителей компьютерного оборудования, наверное, находится сейчас в наиболее плачевном состоянии. Уменьшение продаж здесь по итогам второго квартала превысило 10%, хотя опять же было вполне ожидаемым. В дополнение к общему спаду немалую роль, по словам наблюдателей, сыграло повышение цен на ПК вследствие подорожания ряда компонентов, в частности ЖК-панелей (на Японию это повлияло особенно сильно, поскольку местные пользователи известны своей приверженностью к новым технологиям). Кроме того, свой вклад в снижение покупательской активности внес Кубок мира по футболу.

То же самое можно, естественно, сказать и о Южной Корее -- одном из ключевых рынков Азиатско-Тихоокеанского региона, и о Южной Америке, хотя и там, и там наблюдался рост в несколько процентов. Впрочем, футбол в той или иной мере повлиял на всех, за исключением разве что североамериканского рынка.

Ну и наконец, самый интересный для нас регион -- Европа, Ближний Восток и Африка (EMEA). Тут и Dataquest, и IDC зафиксировали спад -- соответственно 0,3 и 2,2%. Вполне очевидно, что в данном случае вниз с уменьшением продаж "потянула" остальных Западная Европа, где спрос со стороны корпоративных пользователей продолжал оставаться низким и число крупномасштабных проектов было весьма ограниченным. Тем не менее аналитики отмечают, что поставщикам удалось частично спасти положение благодаря малому и среднему бизнесу. Что касается потребительского сегмента, то тут ситуация оказалась даже хуже, чем в первом квартале. В то же время в Восточной Европе рынок продолжал развиваться, в результате чего произошло 13%-ное увеличение продаж.

Если говорить о конкретных производителях, то здесь картина следующая. Безусловным лидером после поглощения Compaq является Hewlett-Packard с рыночной долей порядка 20%. Впрочем, как и на мировом рынке, в регионе EMEA ее продажи в сравнении со вторым кварталом 2001 г. серьезно снизились -- более чем на 11%. У идущей на втором месте Dell доля оказалась вдвое меньше, а прирост -- около 5,5%, заметно ниже, чем в мире в целом -- очевидно, что в Новом Свете компания чувствует себя комфортнее, чем в Старом. Причем отмечается, что в корпоративном секторе положение Dell нельзя назвать крепким, однако она расширяет свое влияние в сфере малого и среднего бизнеса. Fujitsu Siemens, крупнейший европейский поставщик ПК, заняла третье место с рыночной долей около 7% и примерно 10%-ным уменьшением продаж, а IBM -- четвертое. Доля Голубого Гиганта на рынке EMEA составила приблизительно 6%, но продажи, опять же из-за низкой активности корпоративных заказчиков, упали более чем на 15%. Тем не менее, что касается ноутбуков, то тут IBM удалось добиться очень хороших результатов.

И наконец, замыкает первую пятерку Acer, сумевшая достичь значительного прироста поставок (33,3% по версии Dataquest и 18,7% по версии IDC) и завоевать около 4,5% рынка. Подобный результат был во многом обеспечен ноутбуками, на которые пришлась половина поставок ПК компании.

По поводу прогнозов на будущее эксперты высказываются в том плане, что предпосылки для оздоровления ситуации, в принципе, наблюдаются, но нет пока существенных факторов, способных дать необходимый толчок.

"С учетом постепенного улучшения в предыдущие кварталы рынок в плане ожиданий на ближайшее будущее был настроен весьма оптимистично, -- отмечает директор IDC Worldwide Quarterly PC Tracker Лорен Ловерд (Loren Loverde). -- Основные предпосылки к росту по-прежнему на месте -- это и возросшая экономическая стабильность, и устаревание имеющейся техники, и продолжающийся технологический прогресс. Однако и домашние пользователи, и представители сферы бизнеса пока очень осторожно относятся к вопросам вложения средств в компьютерное оборудование. Как бы там ни было, во второй половине года мы ожидаем роста продаж, даже несмотря на то, что нынешние результаты демонстрируют хрупкость рыночной ситуации".

Что касается влияния очередных недавних потрясений фондового рынка, ставших следствием "бухгалтерских скандалов", то оно, по всей видимости, было незначительным. Во-первых, в то время, когда эти потрясения произошли, покупательская активность стремилась к годичному минимуму, а во-вторых, превалирующую роль здесь сыграл скорее психологический аспект. Действительно, буквально на днях котировки на американских биржах вновь начали потихоньку расти.

А в завершение несколько слов о так называемых новых типах компьютерных устройств. Прогноз на эту тему недавно был опубликован еще одной известной аналитической фирмой -- In-Stat/MDR.

Ее эксперты выделяют три категории продуктов: Internet-терминалы, планшетные ПК Tablet PC и интеллектуальные дисплеи Mira, причем для каждой из приведенных категорий, по их мнению, найдется своя рыночная ниша.

Так, объемы продаж Internet-терминалов будут увеличиваться небольшими темпами, поскольку применение они найдут лишь в определенных, весьма специфических типах бизнес-приложений.

Глобальный рынок ПК рост задерживается?Tablet PC, в свою очередь, как считают в In-Stat/MDR, в большей степени подходят для широкого использования в средних и крупных компаниях. Однако исходя из нынешнего малого объема инвестиций в IT и необходимости "переучивания" пользователей (планшетный ПК, как известно, предполагает переход от клавиатурного ввода к рукописному) подъема в данном направлении можно ждать не ранее 2005 г.

Что касается Mira, то они ориентированы в первую очередь на потребительский сегмент, но и тут, по мнению аналитиков, всплеск интереса пользователей произойдет не ранее чем через два года, когда появятся мультимедийные приложения, позволяющие в полной мере оценить преимущества подобных устройств.