FreeCRM: хорошо забытое старое

18 ноябрь, 2003 - 00:00Александр Москалюк
Через бизнес-план CRM ASP красной нитью проходят идеи 1999 года, когда бесплатные сервисы поддерживались за счет щедрых рекламодателей, готовых оплачивать хостинг и работу сотрудников, чтобы показать свой баннер целевой группе, однако руководство компании далеко от альтруизма и надежд получить таким способом первенство в этой сфере. FreeCRM с момента запуска предлагает платные пакеты для малого и среднего бизнеса. За $10 в месяц за каждое пользовательское место клиент сможет избавиться от рекламных баннеров.

Успех компании SalesForce.com на рынке удаленных CRM-систем и недавнее заявление Siebel об открытии своего ASP-подразделения говорят о том, что этот рынок постепенно привлекает к себе все большее число клиентов. Когда исследовательская фирма A. T. Kearney провела опрос среди CIO/CTO компаний с доходами выше 250 млн. долл., то выяснилось, что в ближайший год около 15,2 млн. долл. планируется потратить на ERP- и CRM-решения. По данным IDC, в сегменте аналитических бизнес-приложений, куда, согласно классификации IDC, входят и CRM-системы, в 2007 г. будет достигнут объем продаж в 4,7 млрд. долл.

На фоне перспектив подобного роста было бы просто неразумно оставлять столь лакомые куски пирога крупным игрокам ранга SalesForce, Siebel и Microsoft. Впрочем, хотя последняя пока и не предлагает ASP-решений, предпочитая заниматься продажей именно ПО, а не сервиса, но за Microsoft это делает компания SureBridge (экс-ManagedOps), предоставляя CRM-систему от Microsoft с собственным ASP-сервисом за $99 в месяц.

На сегодняшний день сайт FreeCRM.com функционирует в режиме полноценного доступа, т. е. предлагаемый на сайте продукт -- не бета-версия. Разработка проекта началась в феврале этого года, затем бету FreeCRM протестировали в некоей страховой фирме (где продуктом FreeCRM пользовались 100 сотрудников) и риэлтерских офисах. Как объясняет генеральный директор CRM ASP Эрик Стоун (Eric Stone), компания решила предоставлять услуги для тех, "кому удобнее искать контактный номер в компьютере, а не в записной книжке".

Бесплатная версия FreeCRM.com ограничена объемом в 5 MB жесткого диска. Платным клиентам снимают с показа баннеры, предоставляют поддержку и дают 100 MB на жестком диске. В то же время объем дискового пространства базы данных не ограничен. ПО от CRM ASP позволяет переносить клиентские базы из продуктов других компаний (Microsoft Outlook, ACT!, GoldMine и т. д.). При подключении к удаленной системе используется Secure Sockets Layer 128-bit.

На данный момент бесплатная версия сайта пока работает без баннеров, так как молодой проект еще не привлек должного количества посетителей, чтобы быть интересным для рекламодателей. Впрочем, и за $10 в месяц предложение FreeCRM достойно внимания со стороны коммерческих клиентов благодаря своей ценовой привлекательности (SureBridge требует, как упоминалось выше, ежемесячных отчислений в размере $99 за место, в SalesForce эта сумма составляет $65).

О быстром удешевлении бизнеса и росте конкуренции говорят и аналитики. Уэнди Клоуз (Wendy Close) из компании Gartner считает, что FreeCRM.com придется нелегко: "Половина CRM-поставщиков уже предлагают ASP-сервис, а другие собираются его предложить. Это очень трудный рынок для первопроходца. Кроме того, эффективность бесплатных сайтов, поддерживаемых за счет рекламодателей, мы имели возможность наблюдать несколько лет назад".

Впрочем, Эрик Стоун не разделяет пессимизма аналитиков. "Все, кто присутствует на рынке сегодня, стараются продать свою систему крупным клиентам. SalesForce, NetSuite, SalesNet -- все они работают с фирмами уровня Fortune 1000. Я же хочу заполучить в свои клиенты малый бизнес. Мой клиент -- это риэлтерский офис через дорогу", -- заявил генеральный директор стартапа.

В перспективе CRM ASP предполагает и продажу собственных серверов тем, кто остался доволен ASP-продуктом и не прочь приобрести аналогичный сервер для использования в своем офисе. Физические серверы, на которых установлена операционная система Linux, приобретаются у Dell и продаются за $10 000 при покупке однопроцессорной версии и $15 000 за два процессора.