Фотокамеры теряют рынок

14 ноябрь, 2014 - 11:34Артем Юрченко

Беспрерывные трансформации мирового рынка электроники не обошли стороной и цифровые фотоаппараты — после нескольких лет относительно спокойного роста здесь наблюдается непрерывное снижение былых темпов развития.

Смена пользовательских предпочтений незамедлительно отражается на позициях когда-то мощных ИТ-направлений. Несколько лет назад под каток прогресса попали персональные навигаторы и музыкальные плееры, уступившие место более универсальным смартфонам. Прошло еще не многим более года и компьютеры стали терять свои, казалось бы незыблемые, позиции под натиском трансформировавшихся в сравнительно мощный инструмент планшетов. Похоже, теперь пришел черед цифровых фотокамер.

Справедливости ради необходимо отметить — наибольшие потери пока что несет сегмент любительских устройств с несъемной оптикой, попавший под удар оснащаемых все более совершенными штатными камерами смартфонов. Впрочем, устройствам из среднего и высшего ценовых диапазонов также становится неуютно, причем, зачастую, от внутренней конкуренции. В частности, если спрос на компактные «мыльницы» размывается смартфонами, то растущая популярность легких и менее габаритных системных камер откусывает ломоть за ломтем от доли высокомаржинальных зеркальных моделей, вынуждая производителей пересматривать в сторону уменьшения прогнозы их поставок.

Согласно статистическим выкладкам, приведенным аналитиками объединяющей Canon, Casio, Fujifilm, Nikon, Konica Minolta, Olympus, Panasonic, Sony и других ведущих поставщиков фототехники ассоциации Camera & Imaging Products Association (CIPA), за первые три квартала текущего года ведущие мировые производители совместными усилиями направили в каналы дистрибуции чуть более 31,3 млн фотокамер. Достигнутый результат оказался на 32,7% хуже, нежели за аналогичный период 2013 г. С января по сентябрь количество поставленных аппаратов с несъемными объективами достигло 21,2 млн, что указывает на негативную динамику в пределах 38,1% «YoY». В сегменте решений с более высокой нормой прибыли, включающем аппараты со сменными линзами, отгрузки едва преодолели отметку в 10 млн, однако спада (-17,7% «YoY») также избежать не удалось. Причем, если более зрелое направление цифровых зеркальных (DSLR) моделей отчиталось снижением объема поставок на 23,7%, до 7,6 млн аппаратов, то активно развивающаяся ниша системных камер (Non-Reflex) оказалась единственным, хотя и маломощным, двигателем индустрии — при общем объеме поставок за три квартала в размере лишь 2,3 млн устройств, рост в годовом сопоставлении здесь достиг весомых 10,5%. Поставки камер на европейский рынок за три первых квартала едва превысили 179,9 млн устройств (-26,7% «YoY»), тогда как отгрузки в Америку и Азию сократились на 26,7% (152,9 млн шт.) и 6,5% (234,6 млн шт.) камер соответственно.

Фотокамеры теряют рынок

В денежном выражении общее количество отгруженных за девять месяцев года фотоаппаратов было эквивалентно объему рынка в размере 6,8 млрд долл., вследствие чего результат годичной давности был ухудшен на 17,8%.

Безусловно, сложившаяся ситуация не могла не сказаться и на бизнесе сменных линз — за обозреваемый временной отрезок в каналы было отгружено 16,7 млн объективов (-13,1% «YoY»), из них 4,3 млн (-6,6% «YoY») относились к классу продуктов для камер формата 35 мм, а оставшиеся 12,4 млн (-15,2% «YoY») предназначались для устройств формата менее 35 мм.

Все без исключения участники индустрии, в особенности лидеры, испытали на себе обозначенное выше изменение рыночной конъюнктуры. Так, Canon, несмотря на ряд эффективных решений по сокращению расходов и обесценивание иены отчиталась снижением ключевых бизнес-показателей в завершившемся 30 сентября третьем финансовом квартале. Чистый доход компании снизился на 1% «YoY», до 540 млн долл. Причем, занимающееся камерами и другими фотопродуктами подразделение Image System сократило квартальную выручку на 9,4% в годовом сопоставлении, до 2,8 млрд долл. при ухудшении операционных доходов на 24%, до 398 млн долл. Тем не менее, если популярные модели из сегмента с несъемной оптикой сдаются под натиском мобильных устройств, то в более узком профессиональном направлении Canon удерживает первенство в Японии, США и Европе благодаря камерам в авангарде с относительно новой EOS 70D. Так или иначе, но в прогнозах поставок на текущий год японцы сократили ожидаемый объем отгрузок решений со съемной оптикой с 7 до 6,5 млн, тогда как уже откорректированная ранее цифра поставок компактных моделей осталась на отметке в 9,5 млн аппаратов.

Далеко не лучшим образом обстоят дела и у Nikon. В третьей четверти года вендор выпустил на потребительский рынок 1,79 млн цифровых камер, тем самым почти на треть (29%), ухудшив результат 2013 г. В обозначенном объеме на долю зеркальных решений пришлось 1,08 млн устройств (-22% «YoY»), тогда как поставки объективов Nikon, которые для компании традиционно остаются важной частью бизнеса, снизились на 22% «YoY», до 1,48 млн единиц. Аналогично Canon, в Nikon также приняли решение скорректировать прогнозы на нынешний фискальный год (апрель 2014 г. — март 2015 г.). В частности, ожидаемые поставки зеркальных моделей снижены с 5,05 до 4,9 млн аппаратов.