Фирма "1С": итоги 2007 г. и планы на будущее

31 март, 2008 - 12:54Александр Черников

«1С Украина» провела 27 февраля специальную пресс-конференцию для представителей массмедиа, где поделилась многими цифрами и фактами из своей сегодняшней жизни и обнародовала планы на будущее. Как правило, основной точкой отсчета для империи «1С» становились традиционные летние партнерские семинары, подробно освещаемые нами в течение ряда лет. 2007 г. обошелся без этого мероприятия, и тем интереснее оказался рассказ о фирме, продуктами которой пользуются тысячи организаций Украины и многих других стран.

Фирма "1С" итоги 2007 г. и планы на будущее
«Дорожная карта» платформы v8 пока заканчивается ноябрем 2007 г., но наглядно показывает, сколько было сделано разработчиками за последний год

Как известно, фирма «1С» занимается разработкой, производством и поддержкой компьютерных программ для массового рынка. Есть несколько основных направлений ее деятельности: программы делового назначения, большая линейка продуктов для обучения и отдыха, дистрибуция ПО от ведущих поставщиков. В Украине более развиты первые два направления, а пресс-конференция была посвящена в основном достижениям в области собственного ПО «1С» делового назначения.

В 2007 г. общий рост объемов продаж фирмы составил 93%, а по экономическим программам – 73%. Это означает, что в целом «1С» растет быстрее IT-рынка России и, соответственно, – быстрее мирового. Показатели за январь 2008 г. также дают повод для оптимизма.

В Украине прошлый год можно назвать годом стабильности в продажах экономических программ. Увеличивается доля продукта «1С:Предприятие 8». Если в 2005 г. она составляла 12%, то в 2006-м – уже 30%. За отчетный год она достигла 40%, а в январе нынешнего – 45% общего объема по экономике.

Вместе с тем в 2007 г. выросли продажи решений на хорошо обкатанной платформе 7.7, хотя и не слишком – на 13%. Это привычный и удобный для многих продукт, и очевидно, что еще какое-то время он будет продаваться, тем более что «1С» продолжает его полноценную поддержку. Но упор делается все же на «восьмерку», которой уделяется и будет уделяться все больше внимания. Фирма ставит перед собой задачу удержать массовую нишу, где она на сегодня чувствует себя довольно уверенно, и заменить применяемую едва ли не повсеместно «1С:Бухгалтерию» аналогичным продуктом для платформы v8. Это непростая задача. С одной стороны, «восьмерка» позволяет работать внедренцам-франчайзи на более масштабном рынке. С другой, – не должен быть слишком поднят «порог входимости» для небольших организаций.

Фирма "1С" итоги 2007 г. и планы на будущее Фирма "1С" итоги 2007 г. и планы на будущее
Последняя версия платформы – 8.2.7.84. Все подробности по «Управляемому приложению» и технологии веб-клиента приведены на users.v8.1c.ru

Фактически к середине 2006 г. украинские предприятия получили полную линейку прикладных решений – от массовой учетной бухгалтерии до корпоративного управленческого продукта «Управление производственным предприятием» (УПП). Следующим шагом стал проведенный в начале 2007 г. анализ рынка применяемой отечественными заказчиками функциональности продуктов на предыдущей платформе, потребностей пользователей и изменений в них. В результате был сделан вывод о востребованности еще одного прикладного решения, которое получило название «1С:Управление торговым предприятием» (УТП) и вышло в конце августа 2007 г. Это удачное решение, позволяющее в комплексе автоматизировать задачи оперативного, управленческого, бухгалтерского, налогового учета относительно небольших предприятий.

Среднемесячные продажи УТП в Украине составляют примерно 80 продуктов, и это вполне удовлетворительный показатель: «Бухгалтерия 8» реализуется порядка 300, «Управление торговлей» (УТ) – 70.

«УТ» не нуждается в особом представлении. Это было первое прикладное решение вообще, «восьмерка» начала продаваться именно с него. За период выпуска продукта в Украине его выбрали более 2,5 тыс. предприятий. Интересно, что выпуск «УТП» не поколебал позиций «УТ», т.е. они так же, как и в случае с «Бухгалтериями», заняли каждый свою нишу.

Необходимо отдельно сказать и несколько слов об «УПП», флагманском решении «1С». Это комплексная конфигурация, охватывающая большинство типичных направлений управления и учета, самое масштабное решение среди всех конфигураций аналогичного назначения, которые были разработаны ранее на платформах 7.7 и 8. За три года его предложения в Украине продано 340 комплектов «УПП», или в среднем 12 cистем ERP-класса в месяц. С одной стороны, цифра вроде бы не слишком велика. Но для многих компаний, работающих на рынке ERP-систем, такие (а то и меньшие) показатели являются годовыми.

И в заключение данного раздела нужно отметить, что все новые продукты и их редакции для Украины уже вышли и будут выпускаться в дальнейшем исключительно на платформе версии не ниже 8.1.

Кроме продуктов

Компания упорно развивает сеть «1С:Консалтинга», сознавая, что это сложная для работы ниша – достаочно только вспомнить анекдоты, которые ходят о консультантах. Подход фирмы здесь прагматичен – консалтинг должен быть без обмана клиента: пришли специалисты, посмотрели, рассказали, что нужно, оценили проект и нормально сделали. Все вроде бы просто и естественно, но любой потенциальный заказчик не задумываясь заметит, что очень хотелось бы, чтобы это относилось ко всем без исключениям консалтинговым структурам отечественного рынка.

Относительно новое для «1С» направление – курирование крупных проектов в корпоративном сегменте, что, в частности, позволяет объединять и координировать усилия франчайзи при их выполнении. Уже более полугода в украинском представительстве существует штатная должность менеджера по работе с корпоративными заказчиками (в настоящее время ее занимает Алексей Егорченков).

При этом «1С» видит свою роль в учебно-методическом обеспечении, где выделяется несколько направлений. Это – собственные учебные центры, партнеры и работа с учебными заведениями.

С июля 2007 г. в Киеве фирмой открыт собственный учебный класс, на регулярную основу поставлено проведение выездных курсов. За последние шесть месяцев было обучено 300 слушателей, 62 прошли аттестацию «1С:Специалиста» и 38 – «1С:Профессионала».

Однако «1С» хотела бы активнее привлекать и своих конечных потребителей, для чего создается специальная сеть Центров сертифицированного обучения. В 2006 г. в них подготовлено 850 пользователей, в 2007 г. – уже 1500. Есть также возможность дистанционного обучения – интернет-курсы, взаимодействие по электронной почте и удаленное тестирование.

Фирма "1С" итоги 2007 г. и планы на будущее

Третье направление – работа с учебными заведениями. Сегодня украинская фирма-франчайзи – это коллектив в среднем из 23 человек, из которых 17 непосредственно занимаются IT-сферой. Согласно проведенным расчетам, общая нехватка специалистов в них приближается к 5 тыс. человек. К этому следует добавить тех, кто обслуживает системы прямо на предприятиях. Существующая образовательная система не готовит такого количества знающих данный предмет выпускников. В результате вакансии заполняют те, кто изучал более или менее близкие предметы, что в итоге отрицательно сказывается на работе отечественных компаний. Уже только это должно вызвать необходимость пересмотра числа мест, в частности бюджетных, в учебных заведениях по различным профессиям.

Хотелось бы, чтобы выпускаемый специалист был в состоянии осуществлять планирование, руководство и координацию различных видов деятельности, уметь обеспечивать необходимый для деятельности коммерческой компании объем продаж, мог анализировать требования к информационной системе, руководить действиями группы программистов, определять регламенты и т. д.

И франчайзи, и клиенты готовы достойно оплачивать труд специалистов такого уровня. И не будет ошибкой сказать, что их дефицит, который наиболее остро сегодня чувствует «1С» в силу масштабов своей сети, становится основным фактором, сдерживающим внедрение информационно-управляющих корпоративных систем в нашей стране.

Продукты, партнеры, качество

Фирма "1С" итоги 2007 г. и планы на будущее
Вадим Мазур: «Очень большое значение придается повышению качества. Этому способствуют внедрение ТСКФ ISO 9000 и направление "1С:Консалтинг"».

Несколько вопросов о рынке корпоративного ПО, продуктах и стратегии фирмы мы задали непосредственно руководителю «1С Украина» Вадиму Мазуру

Как сегодня «1С» видится рынок корпоративных информационных систем?

Большинство систем автоматизации бизнеса становятся инструментальными, сочетая платформу и конкретные решения на ней. При этом компании, желающей успешно работать на данном рынке, должна быть присуща определенная гибкость, под которой мы подразумеваем возможность настройки решения на местах в сочетании с централизованной индустриальной поддержкой. Очень важно понимание необходимости быстрого эффекта внедрения для заказчика – нет смысла несколько лет строить у него «идеальную» систему, так как за это время и само предприятие существенно изменится, и собственник может пару раз поменяться. Таким образом, неизбежно смещение бизнес-моделей поставщика от первоначальной продажи программ к постоянному совершенствованию находящихся в эксплуатации систем управления предприятием. Поэтому внешние задачи фирмы-франчайзи в области внедрения можно свести к следующему: «поэтапно, но на единой платформе» и «больше сервиса и консалтинга».

Как можно кратко охарактеризовать тенденции продаж «1С» экономического ПО в Украине в 2007 г.?

Прежде всего – выпуск прикладных решений для версии 8. Мы хотим не только удержать за собой, но и увеличить продажи на массовом рынке. Важную роль здесь должна сыграть «1С:Бухгалтерия 8 для Украины», которая продвигается как продукт, способный поднять автоматизацию учета на новый уровень. Управленческие решения не снимаются с повестки, и в этой нише есть хороший задел: почти три года реализуется система «Управление Производственным Предприятием для Украины», вышел продукт «Управление Торговым Предприятием». Продолжается развитие отраслевых решений на платформе v8. Очевидно, что активизация продаж связана с учебно-методическим обеспечением партнерской сети и конечных пользователей, подготовкой молодых кадров, работой с учебными заведениями.

Если можно, более подробно о «Бухгалтерии 8 для Украины».

«1С:Бухгалтерия 8 для Украины» – продукт масового рынка на новой технологической платформе. Это разработка компании «АБИ Украина», выполненная по заказу «1С». Все права на ее распространение тоже принадлежат этой фирме. Предусмотрена также поддержка продукта по линии «ИТС». Мы постоянно улучшаем качество «1С:Бухгалтерии 8»: в декабре прошлого года выпущена редакция 1.1, в которой есть и новая платформа, и развитие целого ряда прикладных возможностей. Фактически «1С:Бухгалтерия 8» заняла свою нишу – отмечается только 13% обновлений, все прочие покупатели – новые пользователи.

А как вообще развиваются прикладные решения для «1С:Предприятия 8»?

«1С:Бухгалтерия 8 для Украины» выпущена в январе 2006 г. В конце I квартала того же года – «Зарплата и управление персоналом для Украины». Фактически в 2006 г. мы получили полную линейку продуктов: от массового учетного («Бухгалтерия 8») до корпоративного управленческого (УПП). В начале 2007 г. анализ украинского рынка показал востребованность «Управления торговым предприятием». Да и в целом было принято решение о расширении линейки продуктов для Украины.

Сегодня довольно много толков о продукте «1С:Консолидация 8». Что здесь нужно знать и понимать в первую очередь?

Тенденция к консолидации бизнеса в рамках национальных и транснациональных корпораций является одной из определяющих в развитии бизнеса в последние годы. Выход компаний на международные рынки капитала приводит к необходимости автоматизации подготовки отчетности по стандартам МСФО. «1С:Консолидация 8» – наш ответ на эти потребности бизнеса. На текущий момент «1С:Консолидацию 8» приобрели около сотни компаний – корпорации, холдинги различного масштаба, включающие от нескольких до сотен организаций. В Украине во втором полугодии 2007 г. отмечено восемь продаж. Но здесь следует учитывать, что продукт этот сложный: сначала его изучили партнеры, пройдя специальный курс, и только потом стали продавать.

Уже некоторое время «1С» говорит о необходимости курирования проектов с ее стороны. Зачем это нужно заказчику, партнеру и самой компании?

Перечислю лишь главные факторы. Для заказчика это – снижение риска неуспеха проекта (за счет подбора партнера, авторского надзора, технической поддержки при внедрении). Мы не скрываем, что определенную роль играют и амбиции: «лидеры работают с лидерами». Для чего это партнеру? Устраняется нехватка тех или иных компетенций, возможно создание команд из нескольких фирм, обеспечение крупных «длинных» продаж. Зачем это нужно «1С»? Повышается удовлетворенность партнеров и клиентов и, соответственно, расширяется присутствие решений «1С» на корпоративном рынке.

И в заключение несколько самых главных слов о стратегии «1С».

Стратегия «1С» основана на работе через сеть партнеров, и этот принцип остается неизменным уже в течение многих лет. Наши ключи к успеху: индустриальный подход к разработке, тиражированию, продаже и поддержке ПО, а также соответствие программных продуктов и партнерской сети по их распространению.