Финансы подрастающего поколения не будут «петь романсы»?

7 март, 2011 - 10:25Дмитрий Гриненко

Судя по всему, самый тяжелый период недавнего кризиса мировой экономики остался уже позади. В числе одной из самых пострадавших по иронии судьбы была финансовая отрасль, отчасти и ответственная за возникшие на рынке пертурбации. Сегодня, в условиях постепенной нормализации ситуации, финансисты стремятся найти новые источники роста.

Одним из таких перспективных направлений может стать, по мнению экспертов глобального консалтингового подразделения Cisco IBSG (Internet Business Solutions Group) Internet Business Solutions Group (IBSG), смещение фокуса в сторону рынка самого молодого поколения потребителей, получившего название «поколение Y» или поколение Millennium, куда входят родившиеся в 80-90-х годах прошлого столетия.

Исследователи IBSG опросили свыше 1000 тыс. респондентов из Соединенных Штатов с целью выяснить финансовые приоритеты американских потребителей, их ожидания от банковского сервиса, уровень принятия видеотехнологий и предпочтения в сфере интерактивности. Оказалось, что хотя недавний кризис и ударил больно по финансам многих опрошенных, тем не менее, значительно выросло использование в повседневной жизни таких новых технологий как, например, онлайновое видео или социальные сети. При этом такая тенденция характерна как для поколения Y, так и поколения Х, появившихся на свет на протяжении двух десятилетий ранее. В качестве резюме опроса авторы представили 10 причин, почему молодые потребители изменят розничный банковский бизнес.

  1. Основные задачи поколения Y. Сокращение долгового бремени, управление расходами и финансовое образование – вот главные приоритеты молодых потребителей в посткризисную эпоху.
  2. Поколение Y нуждается в помощи в управлении своими финансами. Свыше трети представителей поколений X и Y считают, что им необходимы советы в финансовых делах. Для сравнения: среди послевоенного поколения число респондентов с таким же мнением не превышает 1/5.
  3. Поколение Y получает финансовые советы от родственников и знакомых, а не только от банков. Поколение Y прислушивается к финансовым советам друзей и родственников втрое чаще представителей старших поколений.
  4. Поколение Y ценит советы профессиональных консультантов. Свыше трети представителей поколения Y склонно прислушиваться к советам профессиональных консультантов, а не коллег или к информации из других источников.
  5. Банки хорошо позиционированы. 85% представителей поколения Y «удовлетворены» или «очень удовлетворены» нынешними поставщиками финансовых услуг.
  6. Поколение Y активно использует новые технологии. Представители поколений Y и X намного интенсивнее принимают новые инструменты онлайн и каналы получения финансовых советов. Более половины представителей поколения Y владеет веб-камерами (для сравнения: веб-камерами пользуется менее трети представителей предыдущих поколений, включая «бэби-бумеров», родившихся в 1946-1964 годах). Кроме того, 20% представителей поколения Y заходят на сайт YouTube по многу раз в день (в пять раз чаще, чем старшие поколения). У 97% представителей поколения Y есть мобильные телефоны.
  7. Поколение Y заинтересовано в получении автоматизированных советов. 40% представителей поколения Y пользуются веб-инструментами PFM (Personal Financial Management) для управления расходами, сокращения задолженности и оптимизации долгосрочных накоплений.
  8. Почти 40 процентов потребителей из поколения Y хотели бы общаться с финансовым консультантом по каналам видеосвязи (у послевоенного поколения этот показатель составляет 17%).
  9. Важно виртуальное сообщество. Поколение Y вчетверо чаще представителей старших поколений задают вопросы финансового характера в блогах и на онлайновых форумах.
  10. Охотно меняют банк. 26% поколения Y удовлетворены услугами своего нынешнего банка, но в то же время готовы его сменить. У более старших поколений доля таких желающих вдвое ниже, 13%.

Появление молодого поколения потребителей становится новым и важным направлением для банков, действующих проактивно. Cisco IBSG рекомендует банкам разрабатывать интегрированные предложения, отвечающие перечисленным выше потребностям поколения Y, то есть позволяющие управлять финансами, задолженностями и расходами с помощью автоматической доставки профессиональных услуг. Основываясь на результатах опроса, эксперты рекомендуют банкам разрабатывать функциональность «советов по желанию», сосредоточив внимание на трех направлениях:

  1. Разработка или приобретение инструментария для управления личными финансами (PFM), помогающей клиентам управлять личными финансами. Стоит учесть создание возможностей для персонализации консультационных услуг на интернет-платформе и предусмотреть реализацию функциональности PFM на мобильной платформе, включая функции предупреждений в реальном времени, обзоры и поддержку принятия решений.
  2. Укрепление отношений с клиентами с помощью видео высокого разрешения (как в офисе банка, так и дома). Внедрение возможности общения с финансовым консультантом в офисе через видеоканал с учетном возможности централизованного взаимодействия с финансовыми специалистами по видеоканалам с учетом приоритетности. Для учета приоритетности могут создаваться разные группы пользователей, например, группа высокодоходных клиентов и группа клиентов из малого и среднего бизнеса. По мере распространения видеотехнологий среди населения видеоуслуги можно будет распространить на домашних пользователей и мобильные устройства.
  3. Формирования онлайн-сообщества вокруг финансовых услуг. То есть места, где можно получить совет как от членов семьи, друзей и коллег, так и представителей банка. Сообщество будет сосредоточено вокруг общей цели – повышения уровня управления финансами.