Александр Костюк

директор департамента компьютерных систем компании «Навигатор»

Сегмент настольных ПК не показал существенного роста по сравнению с 2010 г. По данным аналитиков, рынок увеличился на 5%. При этом наша компания смогла показать рост в 11%, по сравнению с предыдущим годом, одновременно увеличив свою долю на рынке.

Примечательным для меня стало то, что и другие локальные компании понемногу возвращают свою долю рынка настольных ПК, а мультинациональные бренды – наоборот, сдают позиции. Думаю обусловлено это несколькими причинами. Во-первых, Украина перестала показывать стремительный рост рынка и, соответственно, выпала из числа фокусных стран для транснациональных компаний. Во вторых, погоня за долей рынка любой ценой постепенно перестает играть ключевую роль. На первый план выходят реальные вещи как, например, рентабельность бизнеса. Получение максимально возможной прибыли – цель любого бизнеса. Поэтому, если на протяжении нескольких кризисных лет нет возможности фиксировать прибыль за счет роста стоимости акций компании и дополнительной эмиссии этих акций, то нужно искать другие источники ее получения. В результате, вспоминают, что можно еще зарабатывать и на самом товаре, а не только на пиаре компании.

Есть две интересных разнонаправленных тенденции. С одной стороны, в конце прошлого года стоимость ноутбука впервые оказалась ниже, чем десктопа с монитором. С другой – жизненный цикл мобильного ПК короче, а производительность ниже. Через год-полтора емкость батареи ноутбука, как правило, снижается настолько, что из мобильного устройства он превращается в «переносное». Плюс отсутствует возможность модернизации ноутбуков. Думаю, эти факторы играют немаловажную роль при выборе покупателей в пользу настольного ПК. Также десктопы по-прежнему остаются доминирующим продуктом в корпоративном сегменте, и здесь развитие будет двигаться в сторону неттопов и all-in-one. Да и в качестве игрового устройства ноутбук пока не может заменить десктоп. В этой нише ощущается определенное давление со стороны игровых приставок. Тем не менее, игровые ПК по-прежнему останутся востребованными, так как сравнимых возможностей, производительности и совместимости не даст ни одна игровая приставка.

В плане динамики на 2012 г. я не ожидаю заметного роста продаж ни в ноутбуках, ни в десктопах в Украине. Скорее всего, будет снижение в обоих сегментах. Соотношение долей рынка 35 к 65 в пользу мобильных ПК, думаю, сохранится. А если и изменится, то за счет роста планшетов. Но они отнимут долю, прежде всего, у ноутбуков и нетбуков. Обусловлено это также и тем, что срок службы лэптопов примерно вдвое меньше, чем десктопа.

Свою задачу в сегменте настольных ПК на текущий год мы видим в сохранении достигнутых объемов, что при общем снижении продаж снова приведет к увеличению нашей доли.