FB@work − зачем нужен Фейсбук на работе?

21 апрель, 2016 - 14:50Александр Черников

Довольно давно появились сообщения о том, что Facebook работает над новым продуктом, нацеленным исключительно на корпоративный рынок. Независимо от текущего состояния проекта, он интересен уже тем, что демонстрирует интерес Facebook к решениям для предприятий. Недавно прошедшая конференция F8 никак не прояснила текущее состояние вопроса. Так на что же рассчитывала компания со своим проектом «Facebook at Work»?

FB@work − зачем нужен Фейсбук на работе?

Один из начальных экранов сайта «Facebook At Work»

Компания запускает новые приложения для iOS и Android, которые, собственно, и называются «Facebook At Work». Кроме того, версия, доступная через веб-сайт, позволит фирмам создавать свои собственные социальные сети для сотрудников. Они построены по принципу самой социальной сети Facebook и работают точно так же, как она.

Работодатели смогут создавать логины для сотрудников. Пользователи смогут соединить их со своими другими профилями Facebook, чтобы получить доступ ко всему сразу.

Трудно сказать, насколько корпоративный сектор не дает покоя Facebook. Однако уже работают Microsoft Yammer, Slack, Convo, Socialcast, которые активно осваивают «enterprise social network». Для такой компании, как Facebook, отставание здесь просто не позволительно.

Даже LinkedIn намекнула, что следит за данным направлением (введение средств социальных сетей для быстрых сообщений и разделения контента с коллегами, − но не для вольных бесед в рабочее время).

FB@work − зачем нужен Фейсбук на работе?

Фактически, существующий продукт Facebook Groups уже используется меньшими организациями

Целевым сегментом Facebook первоначально выбрала компании с 100 или больше сотрудниками. Однако из-за ранней природы продукта, много вопросов, что называется, «повисло в воздухе». Такое «бета-положение» дел до некоторой степени странно.

Ларс Расмуссен (Lars Rasmussen), Egineering Director at Facebook, сказал в интервью, что компания фактически работала над FB@Work в течение последних десяти лет, поскольку сами сотрудники Facebook используют такую технологию, чтобы общаться друг с другом, распространять новости, планировать встречи и разделять документы.

Давнее и привычное торчание пользователей в Facebook и дружеские отношения с ней (это касается всех ее пользователей вообще), в общем, делают достаточно вероятным, что компания сможет получить для себя место на данном рынке, − который уже и так очень переполнен и конкурентен.

FB@work − зачем нужен Фейсбук на работе?

Ларс Расмуссен − «Сила FB@Work в том, что мы имеем обратную связь от миллиарда активных пользователей. Все лучшее включено теперь в этот продукт, и он хорошо приспособлен к различным вариантам применения.

Тут нужно отметить еще один факт. Почти все сотрудники компаний так или иначе уже связали свою частную жизнь с Facebook (и, соответственно, чувствуют себя в нем, как рыба в воде). Однако специальное исследование показало, что на работе они не стремятся изучать и использовать еще какое-то особое, другое ПО для общения и сотрудничества между собой.

Привычный Facebook может стать, − может и не лучшим, − но выходом из ситуации. Известно, что Microsoft уже пыталась ввести такую своеобразную «консумеризацию» на предприятиях, используя Yammer. Сеть FB@Work, построенная на принципах социальной сети Facebook, была бы, возможно, ближе всего к «потребительскому социальному опыту» (consumer social experience).

Кроме того, аналитики отмечают, что, сделав ПО FB@Work свободным, Facebook могла бы потенциально получить намного больше пользователей, − в дополнение к своей основной, более широкой сети.

В этом отношении Facebook также могла бы рассмотреть, в каких случаях фирмы могут заплатить за продукт, − и пользоваться им без рекламы, − в то время, как другие получили бы его бесплатно, но с сопутствующей рекламой. Но, поскольку большинство корпоративных приложений основано все же на платной модели, то более вероятно, что и здесь будет так же. Разумеется, это даст Facebook дополнительный источник дохода.

Логика здесь следующая. Если компания-клиент принимает FB@Work, она неизбежно заведет ряд новых аккаунтов. Далее ее сотрудники объединяют свои корпоративные и личные аккаунты так, чтобы заходить в оба одновременно. Соответствующий контент при этом сохраняется в пределах либо личного, либо корпоративного пространства Facebook. Все довольны.

Ну, хорошо бы. Однако пока совершенно неясно, как все это будет выглядеть в конечном варианте. Например, разделять документы с другими пользователями можно уже сегодня, но до сих пор нет никаких возможностей редактирования контента непосредственно в приложении. И также − пока только можно надеяться, что в будущем другие корпоративные инструменты будут интегрированы с FB@Work.

Это действительно нужно?

Одно из двух − или корпоративный мир просто не понимает преимущества FB@Work, или эта инициатива действительно не является убедительно полезной.

В данном случае я не рискую оценивать инициативу Facebook и давать какие-то заключения и прогнозы по этому поводу. Как «open end», предлагаю несколько избранных комментариев из длинного флейма к статье на ресурсе TechCrunch, размещенной там еще более года назад.

Однако и на недавней конференции Facebook F8 проект FB@Work не получил сколько-нибудь заметного освещения, ограничившись стендом на сопутствующей выставке. Так что вопрос о том, станет ли Facebook «корпоративным» или нет, остается пока открытым. Впрочем, дадим слово комментаторам − без классификации, так сказать, в порядке поступления.

— Это могло бы быть огромным шагом вперед для Facebook. Это − настоящий убийца для коллаборационных приложений и средств управления продуктами (product management apps).

— Я так не думаю. Это скорее похоже просто на социальную сеть для коллег.

— Единственной вещью, которую это, вероятно, убьет, является производительность труда.

— Это − способ для боссов шпионить за сотрудниками? Выглядит интересно, но не вещью, которая получит «огромное» распространение.

— Facebook обещает не собирать ваши корпоративные данные?

— Причина успеха Facebook в консьюмерском мире заключается именно в том же, почему она не будет успешной в корпоративной среде − это в основном непроизводительное использование рабочего времени.

— Не согласен. Ваши посты могут быть полны глупыми картинами животных, младенцев и еды, − или интересными статьями, которые увеличивают ваши знания. Все зависит от того, кто ваши друзья.

— Организации и потребители всегда рассматривали Facebook как маркетинговый и социальный медиа-инструмент, но не профессиональный инструмент управления.

— Идеальным сценарием было бы создание отдельного нового бренда, который бы мог конкурировать с LinkedIn и использовать на предприятиях лучшие методы различных социальных платформ.

— Способность организовать виртуальную команду в пределах крупной компании была бы очень полезной.

— Facebook был построен исключительно для вашей личной жизни. Почему бы вы когда-либо захотели объединить ее со своей профессиональной жизнью?

— Одни только угрозы безопасности должны заставить большинство компаний отказаться от этого.

— Как владелец бизнеса, я не использовал бы его по одной причине − как и Facebook теперь, это отнимает время, − т.е., деньги, − в мире бизнеса.

— Теперь будет легче притвориться, что вы работаете.

— Главным образом, это − просто еще одна возможность для Facebook, чтобы порыться в наших бумажниках...

А вам лично был бы полезен «Фейсбук на работе»?

P.S.

FB@work − зачем нужен Фейсбук на работе?

Может показаться, что описывая уже почти двухлетний проект, мы упускаем то, что могло случиться с FB@Work за это время. Ничего подобного. В статье от 14 апреля 2016 г. объективный и временами довольно едкий ресурс re/code не сообщил ничего нового, кроме того, что около 450 компаний «экспериментируют» с этой технологий. И еще дал фото вот этого, мягко говоря, пустоватого стенда на F8.