FairPlay - какую игру предложит Apple

7 февраль, 2007 - 17:43Александр Пацай

Защита музыки и прочего контента - проблема не сегодняшнего дня, она была актуальной и год, и десять лет назад. Но по-настоящему остро встала с появлением цифровых форматов музыки, а также цифровых носителей и способов передачи материала. Мы предлагаем вам историю одной из наиболее востребованных и массовых в настоящее время на рынке систем защиты контента FairPlay от компании Apple.

Автор музыкального или видеопроизведения заинтересован в том, чтобы его труд не был нелегально скопирован, но вместе с тем оставалась возможность создать копию материала на законных основаниях. (Ну и в идеальном варианте, чтобы все это происходило с последующим отчислением гонорара как автору, так и правообладателю - потому что зачастую в современном мире это разные люди или даже организации.) Собственно для решения подобных задач и внедряется технология DRM (Digital Rights Management) как совокупность технических мер по предотвращению пиратского дублирования цифровых материалов.

Уже немало копий сломано в отношении DRM. Некоторые считают ее злом, ограничивающим право применения приобретенного контента, в то время как уже существуют законы, определяющие использование материалов, защищенных авторскими правами. Другие, а в их числе, естественно, фирмы, которые занимаются распространением аудиовидеопродукции, считают DRM единственно возможным решением проблем с копирайтом.

Одним из ранних примеров внедрения технологии DRM стала CSS (Content Scrambling System), примененная консорциумом DVD Forum для защиты DVD в 1996 г. Три года спустя норвежский хакер Йон Йохансен (Jon Johansen) выпустил программу DeCSS, с помощью которой можно было обойти CSS-защиту дисков. С тех пор, кстати, эта персона известна как DVD-Jon.

Napster (в первой своей реинкарнации) плюс аудиоформат MP3, да плюс все более доступные широкополосные каналы Интернета и, как следствие, падающие объемы продаж аудиодисков заставили звукозаписывающую индустрию пересмотреть ситуацию. Пути было два - запретить обмен файлами в Интернете или же стать участником музыкальной цифровой революции. Решено было испробовать и тот, и другой. В первом случае последовали судебные иски к компаниям, которые организовывали обмен музыкой - поэтому Napster после процедуры банкротства был вынужден стать обычным музыкальным магазином. Затем были выдвинуты претензии частным пользователям, выкладывающим на своих сайтах материалы, защищенные копирайтом.

Параллельно с этим начались попытки легальных продаж в Интернете, чтобы дать возможность потребителям законно получать музыку в цифровом виде. Но при этом следовало предотвратить ее копирование. Для решения этой проблемы воспользовались технологиями DRM. Причем различных реализаций последних на рынке существует множество, и все они, как правило, абсолютно несовместимы между собой. Например, FairPlay, используемая Apple для защиты файлов в iTunes Music Store, или же PlaysForSure, внедренная Microsoft для унификации технологии между разными производителями медиаплееров и музыкальными магазинами, или Helix DRM, созданная компанией Real, и др.

Apple, в 2001 г. выпустившая на рынок музыкальный цифровой плеер iPod, предложила свои услуги по организации онлайн-магазина медиаконцернам. С ней подписали соглашение пять основных звукозаписывающих компаний: EMI, Universal, Warner Bros, Sony Music Entertainment и BMG (на то время это были две отдельные фирмы, которые впоследствии объединились), в соответствии с которым они передавали музыкальные архивы для продажи через iTunes Store. Позже компания Джобса заключила контракты также и с несколькими независимыми студиями.

В качестве формата файла Apple решила применить открытый стандарт ААС (Advanced Audio Coding), разработанный группой специалистов, в которую входили представители Dolby, Fraunhofer, Sony и Nokia. Поскольку он был создан после появления MP3, то использует более эффективные алгоритмы для кодирования сигнала и по качеству его превосходит, например, 96 Kbps AAC по этому параметру соответствует 128 Kbps MP3. Стоит также отметить, что в отличие от формата MP3 передача материала в ААС не требует отчисления лицензионных платежей, поэтому он считается более привлекательным для распространения данных, скажем, для трансляции интернет-радиостанций.

Кроме того, у AAC есть еще одно важное преимущество перед конкурентом, которое определило его использование в качестве одного из форматов для распространения цифровой музыки. MP3, принятый как стандарт в 1991 г., не предусматривал защиты материала от копирования, в то время как AAC позволял ее применять. Поэтому Apple внедрила свою DRM-технологию FairPlay во все файлы, продаваемые через iTunes Store - сегодня это музыка, аудиокниги, фильмы и игры для iPod.

Основанная на технологии, созданной компанией Veridisc, FairPlay предотвращает проигрывание файлов на "несанкционированных" компьютерах - то есть сам файл может быть скопирован на HDD, но содержимое его закодировано с помощью FairPlay. При попытке воспроизвести файл iTunes проверяет наличие "разрешения" для его проигрывания, и, если оно отсутствует, программа просит ввести логин и пароль владельца. По правилам, установленным звукозаписывающими компаниями и Apple, разрешено воспроизведение приобретенного материала на пяти разных компьютерах. Однако его можно скопировать на неограниченное количество плееров iPod. Приобретенный файл также можно записать на стандартный аудиодиск - без ограничений на количество записей - при этом он будет перекодирован в аудиоформат для CD и потеряет встроенную защиту. После этого запись можно снова закодировать в MP3 или AAC, и файл будет уже без какой-либо защиты, однако качество звучания от такого двойного перекодирования может пострадать.

Самое главное ограничение, которое наложено на файлы, продаваемые через iTunes Store, - это возможность проигрывать их только на портативных плеерах iPod. Следует добавить, что iPod, в свою очередь, не может воспроизводить музыку, приобретенную в других музыкальных магазинах, зато работает с разными незащищенными форматами - MP3, WAV, AIFF. Как следствие - один из покупателей музыки в iTunes Store даже подал в суд на Apple, обвинив компанию в нарушении антимонопольного законодательства. Учитывая долю рынка легальных продаж музыки в Интернете, занимаемую iTunes Store (по некоторым данным, это более 75% рынка), можно сказать, что Apple действительно пользуется своим монопольным положением для контролирования вертикальной структуры iTunes Store - iTunes - iPod.

Из описанного выше понятны причины, почему уже неоднократно предпринимались попытки каким-то образом разрушить эту гегемонию Apple. Например, в 2004 г. RealNetworks представила технологию Harmony, благодаря которой музыку, приобретенную в ее интернет-магазине, можно было скопировать и проиграть на iPod. Harmony конвертировала музыку с RealPlayer Store, защищенную технологией HelixDRM, в совместимый с FairPlay формат.

Apple "нанесла ответный удар", внеся изменения в прошивку для iPod, и музыка, преобразованная с помощью Harmony, уже не могла проигрываться. Real, в свою очередь, обновила Harmony, чтобы обойти блокировки, установленные Apple. С тех пор обе компании играют в своеобразный пинг-понг: когда одна блокирует работу файлов, другая старается обходить заслоны, поставленные первой.

Помимо Real, есть немало борцов-одиночек, пытающихся преодолеть или избавиться от защиты файлов FairPlay. Одним из первых в этом ряду, как можно догадаться, конечно же стал Йон Йохансен. Его программа QTFairUse перехватывала раскодированный вывод и сохраняла его в виде потока ААС, который затем мог быть конвертирован с помощью другого приложения в обычный аудиофайл. Кроме того, DVD-Jon использовал свою технологию в приложении для проигрывания медиафайлов VLC - для воспроизведения файлов, защищенных с помощью FairPlay.

Другие программы, такие как Hymn, PlayFair, Jhymn, iOpener также пытались "помочь" желающим обойти защиту, установленную Apple в музыкальные файлы. Все они применяют "ключ пользователя", то есть фактически файл от защиты можно избавить только в том случае, если на компьютере есть ключ о его покупке. С помощью этих программ нельзя удалить защиту на файле, который приобрел кто-то другой.

Но Apple, конечно же, не сидит сложа руки, и с появлением новых возможностей для взлома обновляет как саму защиту, так и инфраструктуру, ее обеспечивающую.

В октябре прошлого года произошло событие, которое относится к знаковым в борьбе против FairPlay DRM. Йохансен объявил, что он полностью расшифровал систему кодирования файлов с iTunes Store. Более того, с помощью обратного проектирования (reverse-engineering) создал совместимый с FairPlay формат и готов лицензировать свое решение другим компаниям, чтобы они могли продавать содержимое собственных онлайн-магазинов в совместимом с iPod формате. При этом медиаданные по-прежнему будут оставаться в защищенном от копирования виде - фактически г-н Йохансен вместо "удаления" защиты будет ее добавлять - достаточно странный подход для борца с DRM-системами.

Для этого Йон Йохансен и его партнер Моник Фаранцос (Monique Farantzos) организовали компанию под названием DoubleTwist Ventures и объявили, что у них уже есть заказчики на их технологию.

По утверждениям основателей, они намереваются работать в двух направлениях. Первое, как уже было сказано, - дать возможность другим компаниям внедрить технологию FairPlay в свой контент, чтобы его можно было воспроизводить на iPod. За пять лет с начала продаж в мире насчитывается около 70 млн этих плееров и только одна Apple продает музыку, совместимую с iPod, естественно, есть немало желающих разрушить ее монополию. Второе направление, которое собирается развивать DoubleTwist, - создать условия, чтобы контент, приобретенный в iTunes Store, мог бы воспроизводиться на других плеерах. "Когда вы покупаете DVD, то знаете, что сможете проиграть его на плеерах от Sony, Philips или Toshiba. Но когда вы покупаете музыку в онлайн-магазинах, у вас нет этого выбора", - отмечает г-н Фаранцос. Если первое направление уже практически готово к лицензированию, второе пока что еще находится в стадии активной разработки, и представители DoubleTwist не могут сказать определенно, когда данная технология будет готова.

Основатели DoubleTwist утверждают, что Apple не сможет обойти написанный ими код без разрушения обратной совместимости со своими файлами. Учитывая, что Apple за несколько лет существования iTunes Store продала почти два миллиарда песен, ей придется быть очень осторожной при внесении каких-либо изменений в работу FairPlay. Моник Фаранцос и Йон Йохансен уверены, что их код будет работать, в отличие от Harmony от Real, когда компании приходится все время "залатывать дыры" совместимости.

Не боятся в DoubleTwist и судебного иска от Apple за реконструкцию их технологии. Digital Millennium Copyright Act (DMCA), главный законодательный акт по защите копирайтов материалов, запрещает обратное проектирование, за исключением случаев "идентификации и анализа элементов программы с целью достижения взаимодействия между программами", что вполне может сыграть на руку Йону. Возможно, именно в связи с этим пунктом в законе Apple до сих пор не подала в суд на Real Networks за Harmony и вместо этого продолжает бороться с помощью технических средств, внося изменения в прошивку своих плееров.

Apple за прошедшие несколько месяцев с момента появления DoubleTwist делает вид, что оного не существует, и пока никак не прокомментировала последние разработки DVD-Jon. Впрочем, вполне очевидно, что компания вряд ли в восторге от происходящего.

Но давайте спрогнозируем, как будет развиваться ситуация, если DoubleTwist осуществит планируемое и выпустит свою версию FairPlay на рынок.

Apple создала вертикальную систему iTunes Store-iTunes-iPod с одной целью - продавать iPod. По информации, поступающей из Купертино (где расположен главный офис), сам по себе iTunes Store работает на грани рентабельности, принося фирме буквально несколько центов с каждой реализованной песни. Большая часть заработанных денег уходит студиям звукозаписи, остальное направляется на операционные и маркетинговые нужды. В обмен на низкую рентабельность онлайн-магазина Apple получает продажи плеера iPod - так как пользователи вынуждены покупать его для прослушивания треков, приобретенных на iTunes Store. Именно iPod является тем устройством, что дает основные прибыли компании в связке "магазин + плеер" - по некоторым оценкам рентабельность продаж составляет 25-30%.

И вот появляется другой онлайн-магазин и продает музыку, совместимую с iPod. Что должна делать Apple в такой ситуации? Да скорей всего, ничего. Потому что наличие контента, совместимого с iPod, возможно, приведет к росту продаж самого плеера, что, конечно же, выгодно. Почему же Apple сама до сих пор не лицензировала эту технологию другим поставщикам контента? Возможно, компания просто предпочитает контролировать всю цепочку, обеспечивая таким образом пользователю одинаковый "опыт работы" с онлайн-магазином, музыкальными коллекциями и портативным плеером. И пока доля рынка iPod высока, Apple предпочитает оставлять положение дел таким, как оно есть - зачем что-либо менять, если и так все хорошо? А когда доля рынка по какой-либо причине начнет снижаться, например Microsoft Zune действительно станет успешным продуктом, Apple откроет FairPlay для лицензирования другим интернет-магазинам.

Хуже ситуация обстоит с другим из обозначенных направлений - DoubleTwist, тут группа DVD-Jon фактически замахивается на святая святых Apple - iPod - есть угроза снижения его продаж. По утверждениям Йохансена и Фаранцоса, код, который они написали, позволит устройству "мимикрировать" под iPod, и после этого с помощью iTunes можно будет синхронизировать музыкальную коллекцию с этим плеером. Вот здесь Apple, по-видимому, будет сражаться до конца, а судебные иски по таким делам, как правило, рассматриваются годами. Хватит ли у DoubleTwist ресурсов бороться с мультимиллиардным соперником и доказывать легитимность этой технологии? Остается только ждать и наблюдать за развитием событий.

Вероятно, что Apple предпримет превентивные меры и лицензирует FairPlay до того, как это сделает за них DoubleTwist. Мнение не только автора, но и многих наблюдателей в индустрии, что компании Джобса пора все-таки извлечь уроки из прошлого - истории Macintosh. А ведь еще в 1985 г. эту платформу предлагал лицензировать производителям компьютеров ни кто иной, как Билл Гейтс. И если бы тогда Apple прислушалась к его совету, возможно, сегодня на рынке и операционных систем, и готовых ПК была бы совершенно иная расстановка сил. Впрочем, это тема уже для другой статьи.

Что называется, когда верстался номер, пришло сообщение: у Apple в Европе с продвижением интернет-магазина iTunes возникли очередные проблемы. Торгир Уотерхаус (Torgier Waterhouse), старший советник Норвежского потребительского комитета (Norwegian Consumer Council) установил для американской компании период, в течение которого она должна обеспечить гарантированную совместимость файлов iTunes с плеерами других производителей. Если Apple не выполнит условие Уотерхауса до 1 марта, ее могут подвергнуть судебному разбирательству и оштрафовать. Есть информация, что соответствующие структуры по защите прав потребителей в Швеции и Финляндии приняли решение поддержать норвежских коллег, однако официально об этом пока не объявлено. Как сообщило агентство Associated Press, Объединение потребительских центров Германии (Verbraucherzentralen) и французская структура UFC Que Choisir выпустили соответствующие декларации. Подобная ситуация указывает на то, что дело принимает уже общеевропейский характер.

Представители Apple заявили о своем несогласии с предъявляемыми требованиями, но готовы предпринять все, чтобы "разрешить имеющиеся противоречия", отмечается в официальном релизе. Тут стоит подчеркнуть, что в отличие от предыдущих обвинений на этот счет, которые высказывались уже ранее организациями Франции, Apple действует весьма осторожно, избегая заявлений в духе "пиратство, которое поддерживается самим государством" и пр.