`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Евгений Касперский: «Скачок в глобализацию – основной итог прошлого года»

Статья опубликована в №7 (718) от 2 марта

+35
голосов

Еще несколько лет назад эта ИТ-компания родом из России была мало кому известна за пределами СНГ, а сегодня «Лаборатория Касперского» (ЛК) уже представлена на всех пяти континентах, вырвалась на 4-ю позицию в рейтинге крупнейших производителей антивирусного ПО для конечных пользователей (по данным IDC) и быстрыми темпами настигает признанных лидеров этого сегмента. Поэтому беседу с одним из основателей ЛК, ее генеральным директором Евгением Касперским, мы начали с вопроса о том, что же подвигло его стать на защиту наших компьютеров.

Евгений Касперский «Скачок в глобализацию – основной итог прошлого года»
Мы вкладываем в разработку столько, сколько считаем нужным, и не должны заботится о том, как угодить инвесторам

Все вышло отчасти случайно. Однажды на мой компьютер попал вирус – в ту пору (1989 г.) явление достаточно редкое. Мне как программисту стало интересно, и вскоре я разобрался, как он работает (это оказался Cascade), нашел «противоядие» и вылечил ПК. Так у меня появилось хобби: кто-то коллекционирует бабочек или марки, я же стал собирать компьютерные вирусы. А в какой-то момент понял, что на этом можно и зарабатывать – в «голодные» 1990–1991 гг. у меня появилось целых два контракта: согласно первому я должен был написать антивирус для MS-DOS и PC DOS, по другому – установить его на компьютеры, предназначенные для продажи. По тем временам это принесло достаточно неплохие деньги. Впрочем, финансовый аспект вопроса меня занимал значительно меньше, нежели азарт, а точнее – желание бороться с компьютерными вирусами и победить их.

Идея превратить свое хобби в полноценный бизнес появилась позже. Поначалу все складывалось крайне непросто – на то время в России рынка ПО и в помине не было, за рубежом же нас и подавно никто не ждал. В 1994 г. со мной работало всего четверо таких же увлеченных, но мы продолжали «разбирать» вирусы и обновлять свои продукты. Поэтому к моменту создания компании в 1997 г. у нас уже было достаточно наработок. Впрочем, и в дальнейшем ЛК развивалась эволюционно как в технологическом, так и в финансовом плане...

ЛК – самофинансируемая компания. Не было бы эффективнее привлекать сторонние инвестиции?

Действительно, наш бизнес строится на собственных ресурсах, и мы даже склонны этим гордиться. Впрочем, нужно сказать, что в конце 90-х из-за такой принципиальной позиции компания находилась в довольно непростом положении, но сегодня это скорее плюс – мы вкладываем в разработку столько, сколько считаем нужным, и не должны заботится о том, как угодить инвесторам. Даже в кризис «Лаборатория Касперского» не сворачивает долгосрочные проекты с одной только целью показать хороший финансовый результат.

Безусловно, я не могу исключить, что когда-нибудь мы попробуем привлечь сторонний капитал. Но это произойдет только в том случае, если действительно потребуется!

То есть финансовая независимость сослужила для вас в кризис добрую службу?

Да, наш бизнес продолжает расти, пусть не на 80–90%, как раньше, но, тем не менее, текущие финансовые показатели весьма оптимистичные. В компании также идут перемены, выходят новые продукты. А для меня лично прошлый год был вообще замечательным – получение Государственной премии РФ в области науки и технологий, встреча с президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым, знакомство с Джеки Чаном и государственные награды Китая, Новый год на Южном полюсе в рамках антарктической экспедиции Содружества наций.

А как ваш бизнес идет в различных регионах, где он успешнее?

Спада не наблюдается ни в одном регионе. Быстрее всего растет рынок США, где в прошлом году в рознице мы вышли на 2-е место – это серьезное достижение. На консервативных рынках Японии и Кореи результаты пока не столь впечатляющие, хотя и там заметен значительный рост, просто наша доля еще очень мала.

Вы только что вернулись из Китая, что нового у ЛК в Поднебесной?

Это совершенно особый рынок, ориентированный на местного потребителя и на местную продукцию, с чрезвычайно жесткой конкуренцией. В Китае мы вынуждены применять иной подход к продвижению своего ПО – другой бренд, специальный дизайн коробки и т. д. Помимо представительства, в этой стране у нас работают две лаборатории: тестовая и предварительного разбора вирусов. Надо сказать, что китайские программисты в основной своей массе звезд с неба не хватают (и это явно издержки местной системы технического образования), однако с сегодняшними задачами вполне справляются. Если же есть необходимость в оптимизации общего процесса разработки, помогает разница во времени с центральным офисом.

В большинстве стран СНГ вы занимаете значительную долю рынка. На вас уже обращают внимание антимонопольные службы?

У нас действительно лидирующие позиции во многих странах, и, естественно, это привлекает внимание разных служб. В России мы уже имели опыт общения с ФАС (все завершилось благополучно после того, как мы внесли необходимые уточнения в свою партнерскую программу), готовы и к будущим разбирательствам в США (а законодательство этой страны в части патентного права вообще располагает к тому, чтобы предъявлять иски софтверным компаниям). Но мы уверены в себе, так как создаем собственные технологии и платим все налоги, предусмотренные законодательством стран, где работаем, не пользуясь какими бы то ни было преференциями.

Ваша компания очень успешна на потребительском рынке. А как обстоят дела на корпоративном?

Я считаю, что на корпоративном рынке ЛК также достаточно успешна, просто на фоне бурного роста розницы (к тому же более заметной, в буквальном смысле) в этом сегменте наши достижения немного теряются. У нас есть корпоративные продукты, которые мы предлагаем во всех регионах, например, какое-то время назад министерство образования Малайзии приобрело почти 400 тыс. лицензий. Также среди клиентов банки, железные дороги, госучреждения, таможни. Но, конечно, корпоративный рынок очень консервативен – ведь миграция с одного решения на другое влечет существенные финансовые и временные затраты. И тем не менее, несмотря на кризис и желание компаний сэкономить, рост продаж здесь все равно есть.

Более того, до сих пор продукты для конечных пользователей и решения для бизнеса создавались на основе одних и тех же технологий, однако в ближайшем будущем мы намерены эту практику изменить – новое корпоративное ПО, уже находящееся в разработке, будет такими же «прорывным», как и персональное.

Персональный пользователь, в отличие от корпоративного, лояльностью не отличается. Не боитесь ли вы конкуренции, например со стороны бесплатных антивирусов?

Вообще я считаю, что бесплатные решения – это, конечно, лучше, чем ничего. Но надо иметь в виду, что регулярное обновление антивирусных баз и их распространение – очень затратное мероприятие. У нас огромный ежедневный трафик, и мы тратим колоссальные ресурсы на поддержание технических средств. Бесплатные же антивирусы обновляют свои базы, как правило, лишь раз в сутки – чаще их создатели просто не могут себе позволить, чего по нынешним временам явно недостаточно. По этой и некоторым другим причинам я не вижу в бесплатных антивирусах угрозы нашему бизнесу – обычно ими пользуются те, кто все равно ничего платить не будет.

Ну и не следует забывать, что разработчики – тоже люди и хотят получать деньги за свой труд.

А как насчет Microsoft Security Essentials?

Действительно, Microsoft Security Essentials превосходит другие бесплатные антивирусы. Однако несмотря на то, что в Microsoft работают, без сомнения, гениальные маркетологи, когда дело доходит до антивирусов, они делают ошибки, которых нам, например, удалось избежать.

В свое время я предсказывал, что проект Microsoft OneCare не будет коммерчески успешен, и оказался прав. Но выход данного продукта взбудоражил рынок и в какой-то мере даже помог нам – когда многие вендоры урезали бюджеты на развитие персональных версий, мы, наоборот, вложились в это направление и расширили свое присутствие в Европе.

Евгений Касперский «Скачок в глобализацию – основной итог прошлого года»
Когда многие вендоры урезали бюджеты на развитие персональных версий, мы, наоборот, вложились в потребительское направление и расширили свое присутствие в Европе

И тем не менее, не планируется ли изменение лицензионной политики для персональных пользователей?

Мы выпускаем новые версии персональных продуктов каждый год, и технологически они в значительной степени отличаются друг от друга. Это прежде всего связано с тем, что за 12 месяцев ситуация в мире вирусов меняется очень сильно. Да, в Китае мы предлагаем трехлетние лицензии, но это делается для того, чтобы приучить китайских потребителей покупать коммерческое ПО – уровень пиратства в этой стране превышает 90%, притом что ежегодно в Поднебесной появляется более 25 млн новых интернет-пользователей.

Сейчас много говорят об облачных антивирусных решениях. Собирается ли ЛК работать в этом направлении?

Я полагаю, что этот сегмент имеет отличные перспективы, и мы, кстати, были одними из первых, кто обратил на него внимание. Два года назад у нас не было достаточных ресурсов, чтобы об этом громко заявить, – в ЛК тогда проводилась реорганизация маркетинговых и бизнес-дивизионов, и мы, что называется, не могли все сделать одновременно. Но уже тогда у нас появились «белые списки», т. е. база данных доверенных приложений настолько огромная, что установить ее на ПК невозможно и бессмысленно. Позже добавилась и БД зараженных URL.

Но в целом, несмотря на свою перспективность, облачные технологии ни в коем случае не являются заменой традиционным антивирусным решениям. Я считаю, что наибольший эффект даст комбинация прежних, основанных на использовании локальных ресурсов и хорошо зарекомендовавших себя идей (в современной интерпретации) и облачных технологий.

Антивирусы и тем более комплексные решения, оснащенные брандмауэрами и эвристическими анализаторами, отнимают заметную часть ресурсов компьютеров. Собираетесь ли вы как-то адаптировать свои решения для неттопов, нетбуков и пр.?

Тут можно дать только один совет – не покупайте самые дешевые, маломощные устройства. А на машинах средней производительности наши продукты достойно справляются со своими обязанностями. Хотя мы действительно выпускаем специальные редакции для нетбуков – они доступны в некоторых европейских странах и США.

Сигнатурный анализ не успевает за вирусописателями, а эвристический также имеет свои ограничения, причем оба относятся к достаточно старым методам. Есть ли у ЛК какие-то новые идеи?

Нужно отметить, что давно известные технологии во многих случаях работают хорошо и быстро. Но, конечно, мы не стоим на месте. Прежде всего хотелось бы отметить функцию контроля приложений на базе «белого списка». Я считаю, что в ближайшее время это направление будет одним из основных. В последних версиях наших персональных продуктов появились такие технологии, как «песочница» (воплощенная в функции Safe Run), виртуальная клавиатура, контроль URL, который будет и дальше совершенствоваться.

Как видится обстановка в мобильном сегменте, особенно по мере популяризации iPhone и Android?

Проблема вирусов для мобильных платформ становится все более актуальной, хотя надо признать, что основная угроза здесь – потеря данных. Именно поэтому мы делаем особый акцент на такой функции Kaspersky Mobile Security, как «Антивор».

Тем не менее, говоря о проблеме мобильных угроз, надо учитывать региональную специфику. Так, если в России и Украине сервисы для смартфонов почти не развиты, то, к примеру, в Индонезии их предостаточно, и, соответственно, имеются ориентированные на их пользователей вредоносные программы. Так что широкое распространение последних – исключительно вопрос времени.

В 2009 г. были обнаружены первые вредоносные программы («черви» Ike) для iPhone, для Android – создан первый шпион, а для Symbian – зафиксированы первые инциденты с подписанными вирусами. Это свидетельствует о росте внимания киберпреступников к смартфонам. Причем если для iPhone группу риска составляют только пользователи взломанных устройств, то для Android – абсолютно все, так как приложения могут устанавливаться из любых источников. Полагаю, что растущая популярность телефонов на базе этой ОС в Китае и слабый контроль стороннего ПО приведут в 2010 г. к ряду громких вирусных инцидентов.

А что касается не-Windows компьютеров?

Техника компании Apple по вполне понятным причинам сегодня стоит особняком: «яблочные» продукты широко распространены в основном в США и Европе, тогда как вирусы по большей части пишутся в Китае, России и странах Латинской Америки.

На Linux пока нечего воровать, а вот для UNIX порой встречаются программы, ориентированные на конкретный бизнес, так что логично предположить участие инсайдеров в создании подобного вредоносного ПО.

Из более экзотических устройств можно упомянуть банкоматы – в прошлом году был обнаружен первый вирус для них, Backdoor.Win32.Skimer.a. А в перспективе не исключено появление вредоносного ПО для подключенных к Интернету бытовых устройств – тех же телевизоров или холодильников. Конечно, преимущественно это будут детские шалости, хотя возможны и более серьезные попытки использовать их, скажем, для организации массовых атак на сайты и веб-службы.

Каковы планы ЛК на ближайший год?

Мы продолжаем глобальную экспансию на мировые рынки. Сейчас расширяем присутствие во всех регионах, развиваем партнерские сети. Конечно, наиболее интересным событием станет открытие нашего подразделения разработки в Редмонде (США). Моя принципиальная позиция – такие офисы нужно открывать с нуля и набирать новых сотрудников (тем более на фоне кризиса и сокращений штата крупными компаниями для этого появляются дополнительные возможности).

Что касается продуктовых новинок, то, как я уже говорил, в настоящее время готовится кардинально усовершенствованный корпоративный антивирус, в 2010 г. появится его бета-версия.

В нашей глобальной стратегии больших изменений пока не предвидится – как и прежде, будут проходить партнерские конференции, выставки, встречи. Продолжится поиск новых креативных маркетинговых ходов – как показала практика, Flash-мультфильмы о компьютерном «зверье», концерт с Джеки Чаном на стадионе в Китае и акция «Территория безопасности» на Крещатике значительно эффективнее стандартных мероприятий, а обходятся намного дешевле.

+35
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT