«Естественная объемность»

6 октябрь, 2010 - 16:27Тимур Ягофаров

Долго думал над тем как по-человечески назвать 3D-мониторы, не требующие использования специальных очков, пока в голову ни пришла такая вот фраза. Но все же главным поводом для поста стала не она, а демонстрация Toshiba на проходящей сейчас в Японии выставке CEATEC своих первых коммерческих ТВ с поддержкой этой самой «естественной объемности»

Сразу же предупреждаю, что сам я эту книгу не читал на этой выставке не был, поэтому полагаюсь лишь на комментарии посетивших ее журналистов. Итак, почти вслед за IFA Berlin 2010, где Toshiba развернула достаточно обширный стенд, презентуя, в том числе, и свои 3D ТВ с затворными очками, для своего более родного мероприятия компания приберегла гораздо более «разрывные» новинки. Были показаны две коммерческие модели 3D ТВ с «естественной объемностью» при относительно небольшом размере диагоналей – 12 и 20 дюймов, что по современным меркам уж никак не отнесешь к премиум-классу. Но тут стоит вспомнить Sony с ее OLED ТВ серии XEL, которая даже по-менее будет.

Почему речь идет о премиум-классе? Все дело в цене: за 12-дюймовую модель Toshiba собирается просить $1,400, и в два раза больше за 20-дюймовую. А в продаже они появятся в Японии в декабре. И сразу же возникает вопрос, почему так много за панели столь скромных размеров да еще без бриллиантов и золотой окантовки.

Секрет оказался довольно прост, хотя и не лежит на поверхности. Дело в том, что использование технологии лентикулярных линз для достижения эффекта объемности уменьшает исходное разрешение панели в несколько раз, так как при этом несколько соседних отвечают за формирование изображения, воспринимаемого с разных направлений. В результате при числе пикселей в 8,29 млн, что в четыре раза больше стандарта Full HD, пользователь может любоваться объемной картинкой размерами 1280 x 720. Понятно, что это конечно не Full HD, а всего лишь HD Ready, но бонусом является возможность отказаться от очков. Не знаю как вам, а мне они совершенно не нравятся.

По заявлению Юзо Хираяма (Yuzo Hirayama), главного исследователя из лаборатории мультимедиа в корпоративном R&D центре Toshiba, главным достижением возглавляемого им подразделения стало расширение угла обзора, в пределах которого корректно воспринимается объемность, с 20 до 40 градусов. При этом число таких направлений достигает девяти. Это значит, что одновременно любоваться объемностью на данном ТВ сможет до девяти зрителей, сидящих рядом друг с другом. Как по мне, вполне достаточно даже для наших семей, что уж говорить о японских.

Кроме того, в этих ТВ используется фирменный процессор Toshiba семейства Cell, способный в реальном времени преобразовывать обычное видео в стереографическое. Впрочем, об этом мы уже рассказывали в репортажах с CES 2010 и IFA 2010, но коротко напомню, что для такой конвертации используются фирменные алгоритмы и обширная архитектурная база данных.

По заявлению представителей Toshiba, для указанных 3D ТВ используются панели, созданные подразделением Toshiba Mobile Display. И, по мнению журналистов, формируемые на них объемные изображения смотрятся гораздо лучше, чем на 3.8- и 10.6-дюймовых аналогах, продемонстрированных Sharp. Последняя, кстати, является поставщиком таких панелей для игровой консоли Nintendo нового поколения. Объясняют эту разницу тем, что в решении Toshiba отсутствует эффект переливания или волнистость при изменении угла зрения, вызываемый недостаточно точным совпадением сетки пикселей с вертикалями лентикулярных линз.

А в заключение – небольшая неожиданность. Оказывается, кроме коммерческих моделей с небольшими размерами, Toshiba на CEATEC демонстрировала и 56-дюймовый прототип ТВ с поддержкой «естественной объемности». В компании решили не стыдится своих достижений. Вот только утаили, кто именно произвел этого «монстра», ведь Toshiba Mobile Display точно не фокусируется на панелях такого размера.

Так что 3D-будущее наступает по всем фронтам. Остается подождать еще лет пять, пока не появятся нормальные продукты по нормальным ценам. Под нормальными, я как раз и подразумеваю поддержку «естественной объемности». А оценка – пять лет – дана не мной, а экспертами индустрии, которые прочат будущее именно этой самой «естественной объемности». Или на языке оригинала «glasses free 3D».

Вам оно как, вообще, интересно это 3D?