ЕСМ 2008: кто есть кто

23 июнь, 2008 - 10:29Александр Черников

В этой статье мы хотели привести общую картину сегодняшнего рынка, опираясь на данные исследования Gartner Group «Magic Quadrant for Enterprise Content Management, 2007» за сентябрь прошлого года. Оно оценивает разработчиков средств управления контентом: их совершенство, зрелость и возможности интеграции.

ЕСМ 2008 кто есть кто
После ряда покупок конкуренты расположились тесной группой, мало в чем уступая друг другу. Лишь SAP предпочитает в своей EMC-стратегии опираться на партнеров и не ввязывается в большую драку самостоятельно (показаны только компании, ведущие в настоящее время бизнес в Украине)

Главные два посыла для проведения этого исследования следующие: 1) компании начали активно развертывать контент-инфраструктуру; 2) некоторые основные функции корпоративных систем переходят в разряд утилитарного использования («коммодизирут»).

Собственно, управление контентом в нем определено достаточно сухо: «критическая технология, которая помогает организациям управлять важными документами и другой неструктурированной информацией».

При этом поставщики стремятся к экспансии – стараются охватить весь спектр потребностей пользователей. Они предлагают сегодня достаточно широкий диапазон функциональности, ориентируются как на традиционные, так и считающиеся более перспективными «процессоцентрические» приложения, предоставляя соответствующие контент-сервисы.

Тут уместно сделать несколько замечаний: примерно с девяностых годов прошлого века рынок корпоративных приложений и инфраструктурных решений, обеспечивающих их работу, стал очень динамичным, и никому из присутствующих на ИТ-рынке игроков почти во всех его сегментах не удавалось чувствовать себя спокойно в течение многих лет. «Схлопнулись» рынки CRM- и ERP-приложений, как оказалось, проигрышный путь выбрали первые веб-структуры; пережили кризис средства информационного обеспечения цепочек поставок (SCM) – этот список можно продолжать довольно долго. Все они не только старались удовлетворить растущие требования пользователей, но и как бы «подтягивать» их за собой, вводя функциональность, прежде неиспользуемую и даже невиданную в профильных компаниях.

Когда она существенно превысила запросы клиентов, на первое место начали выдвигаться показатели ТСО и ROI. Поставщики наконец обратили внимание на рынки средних, а затем малых предприятий.

А сегодня, ориентируясь на контент-сервисы, ЕСМ-разработчики пытаются вывести информационные потоки в отдельные структуры так, чтобы оставить корпоративным приложениям только соответствующую их назначению логику.

ЕСМ 2008 кто есть кто
Диаграмма Forrester позволяет несколько дополнить сведения Gartner Group, опубликованные практически одновременно. Например, SAP здесь находится правее Xerox, Microsoft имеет не менее сильную ЕСМ-стратегию, чем Oracle, EMC и IBM FileNet, а Open Text, в свою очередь, отстает от последних. Очень любопытно, что все представленные компании имеют примерно одинаковую долю рынка (несколько больше только у EMC и IBM FileNet. Это значит, что борьба за клиентов развернется нешуточная

Интересно, что Gartner Group советует читателям не сравнивать позиции компаний, представленных в квадранте 2007 г., с положением даже прошлого года, поскольку рынок ЕСМ развивается очень быстро. Следовательно, изменяются критерии для отбора и ранжирования поставщиков. Проще говоря, положение одной и той же фирмы может разниться даже для одного года, если при выведении интегральной оценки использовать различные ее составляющие и весовые коэффициенты. Gartner Group также не рекомендует покупателям выбирать поставщика только из числа тех, кто размещен в секторе «лидеров» – как по отмеченным выше причинам, так и исходя из соображений соответствия выбранного решения реальным требованиям, а не амбициям клиента (пример компании, приведенной в предыдущей статье Темы номера, хорошо иллюстрирует это).

В текущем году приоритетными для оценки по оси «общие возможности организации» названы: характеристики предлагаемых продуктов и сопутствующих им сервисов, общая жизнеспособность поставщика (включающая финансы, стратегию, структуру организации и т. д.) и опыт пользователей. Учитывались также, но с меньшим приоритетом, организация продаж и ценовая политика; понимание сегмента рынка и изменения, происходящие с данной компанией на нем; маркетинговая и операционная деятельность. На наш взгляд, это вполне оправдано для быстро развивающихся секторов рынка. Пока потенциальные потребители не накопят достаточный опыт в использовании информационных технологий нового поколения, они принимают решение о покупке, исходя в основном из двух критериев: что мы сможем сделать с вашим товаром и не окажемся ли мы без поддержки через пару лет.

По оси «полнота видения» к наивысшим приоритетам отнесено только две позиции: стратегии предложения продуктов клиентам и работы с вертикальными индустриями и другими отраслями. Это говорит о том, что лучшее положение у тех компаний, которые ориентируются на сегодняшние и завтрашние потребности рынка во всех его сегментах и соответственно этому строят стратегии в области исследований, маркетинга, продаж, региональной деятельности и бизнес-модели. Неожиданно для многих инновации получили минимальный статус – по мнению аналитиков, сегодня уже есть достаточно зрелые решения и необходимо научить клиентов ими пользоваться, а не продолжать создавать в лабораториях «идеальные» системы.

Обзор рынка

ЕСМ 2008 кто есть кто ЕСМ 2008 кто есть кто
ЕСМ 2008 кто есть кто ЕСМ 2008 кто есть кто
Довольно бессмыссленное занятие – рассматривать скриншоты ЕСМ-систем. Все они, как представленные в нашем обзоре, так и другие, чаще всего представляют скучные праздному глазу серые таблицы. Для этого коллажа мы просто выбрали наиболее яркие из них

Управление корпоративным контентом, как говорят в США, является «umbrella term» – неким обобщающим понятием, в целом характеризующим видение проблемы и некой структуры, а также объединяющим технологии см (content management) и форматы контента.

Согласно Gartner, рынок ECM составил приблизительно 2,9 млрд долл. в 2007 г. и до 2011 г. будет расти примерно на 13% (т. е. наращивая темпы каждый год). Сегодня это здоровый рынок, хотя и подвергающийся постоянным преобразованиям. Главным их инициатором называют Microsoft, которая вводит ряд компонентов управления контентом в общую ИТ-инфраструктуру (например, библиотечные сервисы и совместную работу над документами). Не остаются в стороне этого процесса и другие крупные разработчики данного направления.

Такое положение вызвало к жизни новый термин – базовые контент-сервисы (Basic Content Services, BCS), входящие в каждую конкурентную ЕСМ-платформу. При необходимости они могут дополняться специализированными вертикальными корпоративными приложениями. Для BSC-систем, несомненно, будут создаваться дополнительные расширения. Скорее всего, в эту область устремится немало мелких фирм, рассчитывающих на то, что их удачную придумку приобретет какая-нибудь из серьезных компаний – пример EMC, покупавшей их за последние годы десятками, только подтверждает это.

Консолидация продолжается, и на рынке ЕСМ сегодня осталось только три-четыре игрока, которые действительно предлагают решения класса «enterprisewide».

В 2006 г. IBM купила FileNet, Open Text – Hummingbird, а Oracle – Stellent. Конечно, каждая компания сама решает, как ей выживать и конкурировать в бизнесе, но аналитики в целом не считают это явление особенно положительным, указывая на то, что подобное сокращение предложений ограничивает выбор поставщика клиентами и в целом предоставляет последним меньше новшеств.

Соответственно, менее «всеядные» разработчики будут вынуждены спуститься на рынок средних предприятий, предлагая им вертикальные решения, содержащие встроенные элементы ЕСМ – согласно определению, Content-Enabled Vertical Applications, CEVA. Предполагается также, что контент-приложения уже в текущем году начнут активно распространяться за корпоративные границы, используя мгновенные сообщения, блоги, vikis, социальные сети и т. д.

Управление контентом (СМ) сегодня подразумевает широкий спектр функциональности, с BCS на нижнем конце для базовых и горизонтальных решений и полным ECM на верхнем для процессоцентричных приложений (Process-Centric Applications, PCS). Так что глобальные предприятия будут ориентироваться на решения от большой четверки. Остальным достанется BCS (который еще называют «управлением контентом для масс»), ориентированный в основном на рабочие группы или на первоначальное внедрение в организациях по более низкой цене.

С другой стороны, BCS-решения неизбежно будут расширяться, и это подстегивает продавцов полных решений ЕСМ – они стремятся увеличить дистанцию и одновременно лишить менее крупных разработчиков преимуществ в области BCS. Нетрудно догадаться, что возглавляет последнее направление Microsoft со своими Windows SharePoint Services – она не раз уже «коммодизировала» элементы и технологии, бывшие ранее исключительно в составе масштабных корпоративных предложений.

В целом Gartner полагает, что CEVA и отраслевые решения торговой специализации – будущее для большинства традиционных продавцов ECM. Напомним, что CEVA применяются, когда бизнес-процессы управляются создаваемыми (или используемыми повторно) документами, формами и другим контентом.

Кроме того, в случае если информационная архитектура, управление процессами и аналитика уже существуют, то CEVA может обеспечить совершенствование процессов за счет повышения не только скорости работы, но и ответственности каждого сотрудника. Последнее – не слишком очевидное и не слишком приятное известие для многих наемных специалистов, которые теперь, в прозрачной структуре выполняемых бизнес-процессов, будут вынуждены подчиняться общему ритму работы. Другими словами, отныне на предприятиях любой отрасли может быть организован некий информационный конвейер, и еще неясно, какие социальные последствия это вызовет. Пока же Gartner, согласно своему видению, называет такие технологии корпоративным информационным управлением (Enterprise Information Management, EIM).

Участники регаты

ЕСМ 2008 кто есть кто
Эта пирамида вносит окончательную ясность в рыночное позиционирование разработчиков ЕСМ-систем

Следует оговориться, что «Magic Quadrant for Enterprise Content Management, 2007» сравнивает только разработчиков коммерческого ПО и не включает SaaS-решений с открытым кодом и других альтернатив, которые до сих пор остаются недостаточно зрелыми и распространены не очень широко.

Сектор SaaS/hosted ECM сегодня дает только 2–3% полного дохода рынка ЕСМ. Кроме того, пока большинство все же внедряемых SaaS решений для управления контентом являются скорее масштаба подразделения, чем предприятия.

Поэтому показаны только разработчики, получающие в общей сложности за лицензии, обновления и обслуживание не менее 10 млн долл. Они также должны присутствовать не менее чем в двух регионах мира, иметь отзывы клиентов и самостоятельно поставлять большую часть решений. За прошедший год в сегменте ЕСМ не появилось ни одного игрока, достойного быть включенным в квадрант, а Stellent, приобретенная Oracle в конце 2006 г., отдельно теперь более не оценивается.

Фирмы, представленные в секторе лидеров, в настоящее время преуспевают и подготовлены к будущему с ясно сформулированным видением. У них есть сильные партнеры в канале, присутствие во многих областях, последовательная финансовая работа, широкая поддержка платформы и хорошая служба поддержки. Помимо этого, они доминируют в одной или нескольких технологиях или вертикальном рынке. Лидеры могут поставить полный на сегодня и хорошо масштабируемый набор ECM. Больший акцент был сделан в этом году на интеграции. В результате Gartner Group выделила четыре компании-лидера: ЕMC, IBM, Open Text и Oracle.

Провидцы могут иметь интересные собственные решения или быть партнерами по нескольким основным компонентам ECM. Они типично показывают глубокое понимание рынка и часто предугадывают изменение его основных требований, но у них меньшие способности к ведению мощного бизнеса. Поэтому их главной заботой является закрепление на рынке, внедрение скорее горизонтальных, чем вертикальных решений. Из активно работающих в Украине компаний здесь находятся Microsoft и Xerox.

О компаниях, предлагающих ЕСМ-решения в Украине, писать несложно – их всего семь, и все они из числа глобальных. У местных разработчиков нет ничего похожего, и они не в состоянии соперничать с ними ни в технологиях, ни в объемах бизнеса. Хотя слабость локальных производителей – не правило. В том же квадранте присутствуют европейские фирмы, которые пусть и уступают масштабом лидерам, но находятся на вполне современном техническом уровне и используют последние достижения в данной области. Поэтому отечественные структуры, заинтересованные в ускорении и оптимизации своего бизнеса – как всегда, в первую очередь финансовые – выберут западных поставщиков. А давно отлаженные системы работы с документами различных госстуктур, скорее всего, еще несколько лет будут работать без существенных изменений со своими или внешними службами поддержки.

Персоналии

EMC – последовательный лидер рынка с отличным «послужным списком» внедрения Documentum с ежегодными темпами роста, превышающими аналогичный показатель всего сегмента ЕСМ. Ее системы управления контентом и архивирования обеспечивают широкую функциональность по всему жизненному циклу контента – от ввода до завершающего архивного хранения.

Приобретение FileNet делает IBM самым солидным продавцом ECM-решений, если судить по доходу. Компания ориентируется на крупные инфраструктурные решения, имеет широкий канал сервис-партнеров (к ним добавилось более 200 партнеров FileNet, которые поставляют свыше 150 CEVA), и это в дополнение к собственной IBM Global Services. IBM занимает прочное положение на ключевых вертикальных рынках, в том числе в традиционных для нее секторах финансовых услуг, страхования, банковского дела и правительства.

Видение Microsoft необходимости дать возможность широким массам средства управления контентом фактически стало ключевым фактором для начала полного преобразования рынка ECM, переместив ряд традиционных разработчиков в область отраслевых и вертикальных решений. Со своим Office SharePoint Server Microsoft обеспечивает хорошо интегрированный продуктовый набор, основанный на стеке продуктов Microsoft.

Никак нельзя обойти вниманием Open Text. Это наибольшая компания, которая занимается только ЕСМ. В 2006 г. она купила Hummingbird, что обеспечило ей лидирующее положение на ряде вертикальных рынков. Open Text тесно сотрудничает с ключевыми разработчиками ИТ-инфраструктуры – SAP и Microsoft.

Oracle – одна из трех компаний, имеющих в своем арсенале платформу управления контентом. Это дает ЕСМ-возможности компаниям, которые используют ее инфраструктуру. Очень много значат масштаб Oracle, ее разработчики и партнеры. Oracle Universal Content Management (бывший Stellent UCM) – зрелый, хорошо интегрированный продукт. Теперь под маркой нового бренда он получил доступ к ряду других технологий, таких как BI и корпоративный поиск.

SAP поставляет контент-сервисы как часть своего прикладного стека, имеет хорошие партнерские отношения с EMC и Open Text, что расширяет ее ЕСМ-возможности. В основном по этой причине SAP не демонстрирует намерений поставлять полные наборы ЕСМ и пока не составляет серьезной конкуренции в этой области лидерам данного сегмента рынка.

Продукт Xerox DocuShare, реализующий совместное управление документами (Collaborative Document Management) с использованием Веб, является реальной альтернативой Microsoft SharePoint. В течение прошлого десятилетия он постоянно улучшался и получал все боóльшую инсталляционную базу. Дополнение DocuShare CPX обеспечивает расширенные функциональные возможности и масштабируемость. С CPX позиционирование Xerox несколько перемещается – от базовых контент-сервисов к тому, чтобы поставлять и BCS-, и ECM-решения на основе единственной платформы.