ES400 — новый «телефон» Motorola или что-то другое?

21 июнь, 2010 - 13:11Арсен Бандурян

На прошлой неделе (17 июня) Motorola представила миру некое устройство под названием Enterprise Smartphone, и мои предсказания уже начали сбываться... В этом посте я начну детально рассказывать, чем же смартфон для бизнеса отличается от бизнес-смартфона, и почему, несмотря на "уродский" внешний вид и "нереальную" стоимость, их покупают сотнями.

Прежде всего, несколько ссылок для тех, кто любит всё обдумывать сам: пресс-релиз, микросайтспецификации в PDF), новость на сайте КО (с картинками). А теперь - по-сути.

Деятельность многих организаций очень плотно завязана на людей, большую часть времени проводящих вне офиса - полевых сотрудников. Они являются лицом и руками организации, зарабатывающими для нее деньги. В процессе своей деятельности им приходится оперировать информацией, и довольно разнообразными способами - подсматривать что-то в принесенных с собой документах, наводить справки, заполнять анкеты, созваниваться, фотографировать и т.д. От того, насколько эффективно и безошибочно (ведь иначе придется приехать снова и переделать) они это делают зависит коммерческая успешность компании в целом - если говорить о таких областях, как мерчендайзинг, дистрибуция, продажи, выездное техническое обслуживание (оргтехники, кондиционеров, лифтов и другого оборудования), курьерские услуги и т.д.

Компании, которые это понимают, внедряют мобильные решения. В частности, в Украине все крупные дистрибуционные структуры (в т.ч. в составе крупных производителей товаров) уже работают с ними, и многие - уже не первый год. Обычно, такое решение состоит из КПК для доступа к данным и ввода информации, телефона и фотоаппарата - в наше время, стали популярны коммуникаторы "всё-в-одном" и с GPS (так как людям приходится немало ездить). В некоторых случаях полезными дополнениями являются сканер штрих-кода (мерчендайзеры не выбирают каждую товарную позицию из длиннейших списков, ремонтники напрямую сканируют серийники деталей) и мобильный принтер для печати всяческой документации. 

В общем, одно хорошее видео заменяет много слов.

Как обычно, "есть один нюанс". Когда компания решает внедрять мобильное решение или нет, оцениваются три фактора: чо это решение нам такого хорошего даст ("выхлоп"), как долго оно обязано работать, и сколько дополнительных, гм, хлопот (напрашивается другое слово, известное всем ИТ-шникам) оно потребует для своего штатного функционирования (и ликвидации нештатных ситуаций). Разобравшись в этих факторах можно оценить выгоду, TCO и ROI. Аналогично, точно такие же требования выставляются к частям решения: прикладному и системному ПО, аппаратной части, сервису, персоналу и т.д.  

Давайте рассмотрим функции ES400 в этом разрезе и сравним его с коммуникаторами класса "ширпотреб" (consumer) с ценой $400-500 (отбросим value-сегмент) и "тяжелыми" бизнес-решениями по цене $1500 и выше.

Защищенность и надежность железа. Надежность нам важна с точки зрения доступности техники, ее полезности (ведь она полезна только когда работает) и хлопотности (когда не работает).

ES400 обладает пылевлагозащитой чуть выше IP42,  соотвествует MIL-STD-810G по защищенности от дождя и по падениям (падает с высоты 1м на винил на бетоне, что имитирует типичное офисное ламинатное покрытие) и выдерживает 150 последовательных падений с высоты 150 мм (имитирует падение с кувырками с лестницы, крыльца и т.д.). Все разъемы закрыты резиновыми заглушками. Дисплей, клавиатура и остальные кнопкм рассчитаны на интенсивное использование (1 миллион нажатий для клавиатуры и кнопок).

Конечно, хотелось бы увидеть, что падает он как минимум с 1.5м и на бетон/плитку, а не на ламинат, и защищен как минимум по IP54 (или вообще IP67), но это прерогатива тяжелых решений - такая защита значительно увеличивает габариты, массу и стоимость железки.

Типичные КПК могут предоставить лишь заглушки, причем, зачастую маленькие и неудобные. В остальном - опыт использования смартфонов разных брендов показывает, что при ежедневном использовании хотя бы e-mail за 5-6 месяцев хоть одна кнопка да вылетит или залипнет. Они просто не рассчитаны на ежедневное использование по 8 часов в день. Да и если первые 1-2 падения КПК переживет, но десятое - уж вряд ли.

Конечно, случаи бывают разные - есть компании, где обычные консумерские устройства бережно эксплуатируются уже 3-5 год. Такие компании сталкиваются с проблемой старения батареек (вопрос доступности). В начале "карьеры" моя MotoQ9 держала 3+ дня. Сейчас - еле выживает 2. Однако чаще мы видим обратную ситуацию, которую я проиллюстрирую на примере. Пару лет один крупный отечественный производитель решил мобилизировать свою сеть дистрибуции (400 чел).  Мы предлагали защищенное решение до цене, примерно в 2.5 раза дороже обычных КПК (даже не коммуникаторов) с упором на то, что оно проработает 3 (в худшев случае) - 5 (средний показатель) лет. Люди посчитали, даже если они купят 600 устройств (положат на склад резерв в 50%) - всё равно будет дешевле, чем покупать Моторолу. Резерв в 200 запасных КПК закончился менее чем за два года. При средней цене КПК (тогда) в $350 получаем цифру - 70 000 USD были вначале заморожены на складе, и в итоге всё равно выброшены в мусор. И такое мы видим (в разных масштабах) и в других отраслях, где люди пытаются приспособить консумерские устройства под бизнес-задачи, подразумевающие постоянное интенсивное использование.

В следующей части поговорим о доступности на рынке и сервисной модели.