EPoX: «На рынке материнских плат необходимо чем-то выделяться»

6 июнь, 2005 - 23:00КО

Бренд EPoX, хорошо знакомый компьютерным энтузиастам, долгое время был весьма популярным в Украине. Компания, никогда не претендовавшая на первые места по объемам продаж материнских плат, тем не менее часто задавала тон в этой области, особенно в классе моделей, что выбираются сознательно, а не покупаются в составе готовых ПК. Компания продолжает уделять большое внимание рынку СНГ, и во время приезда в Украину Роберта Баккера (Robert Bakker), менеджера голландского офиса EPoX, мы воспользовались случаем и встретились с ним. Первый наш вопрос о том, что сейчас происходит внутри компании.

Я начал работать в EPoX четыре года назад, за это время компания не слишком изменилась. Как и прежде, мы уделяем особое внимание оверклокингу в своих продуктах и в настоящее время, учитывая наше тесное сотрудничество по наборам логики с NVIDIA, производим больше плат на платформе AMD, нежели на Intel, – соотношение составляет примерно 60:40.

EPoX «На рынке материнских плат необходимо чем-то выделяться»
Роберт Баккер: «Последние два года EPoX несколько корректирует свой подход к бизнесу, пытаясь производить чуть более простые продукты, но в больших объемах. Однако рынок high-end для нас по-прежнему остается очень важным, приоритетным»

Безусловно, мы также стараемся поддерживать отношения с Intel, и сейчас выпуск NVIDIA чипсета для платформы Pentium 4 позволит нам расширить линейку в этом направлении. В любом случае, мы пытаемся идти в ногу и с Intel, и с AMD, NVIDIA, VIA, ATI, разрабатывать соответствующие платы к тому времени, когда рынок будет готов их принять. Также стараемся вести агрессивную ценовую политику, снабжать свои продукты дополнительной функциональностью, делая их привлекательными и во многом уникальными.

Как в целом Вы можете прокомментировать сегодняшнюю ситуацию на рынке материнских плат?

Это очень большой рынок, где нелегко вести бизнес – здесь необходимо чем-то выделяться. ASUS, например, расширила продуктовую линейку с уровня high-end до low-end, создав новый бренд ASRock, чтобы конкурировать с такими компаниями, как ECS, понимая, что теряет много в данном сегменте рынка. Foxconn также начала производство материнских плат в этом секторе. Однако чаще всего снизу вверх карабкаться намного сложнее – легче идти сверху вниз, именно так делала EPoX. Наша компания всегда была на вершине технологий, располагая топ-моделями плат, прогрессивных и в том числе хорошо разгоняемых. Пусть объемы продаж этих плат были немного меньше, чем у других, но мы в то же время занимали и занимаем совершенно особенную, «геймерскую» нишу.

Последние два года EPoX несколько корректирует свой подход к бизнесу, пытаясь производить чуть более простые продукты, но в больших объемах. Однако рынок high-end для нас по-прежнему остается очень важным, приоритетным.

Есть мнение, что к концу года на рынке останется всего 4–5 производителей материнских плат...

Действительно, некоторые наши конкуренты переориентируются на другие устройства. К примеру, такая компания, как DFI, полностью меняет свою стратегию, сосредоточиваясь на промышленных продуктах, а также нишевых платах класса LanParty, рассчитанных исключительно на энтузиастов. Многие сталкиваются с проблемами в продвижении своей продукции на массовый рынок, поэтому сейчас больше фокусируются на промышленном рынке и прочих более узких сегментах. Сегодня первый эшелон составляют ASUS, Gigabyte, MSI, ECS, кроме того, есть еще около пяти производителей, которые прилагают все усилия, чтобы удержаться на плаву. EPoX – компания второго эшелона, и мы, стараясь более твердо стоять на ногах, также стремимся осваивать и другие ниши, смежные с рынком материнских плат для ПК. Это Bluetooth-устройства, материнские платы для промышленного применения, компактные barebone-системы. Таким образом, мы сохраняем уникальные свойства продуктов, но вместе с тем приобретаем гибкость. Не всем это удается сделать.

Бизнес материнских плат по-прежнему прибылен?

Да, конечно, иначе здесь уже сейчас осталось бы намного меньше игроков. Но при этом компаниям необходимо постоянно быть начеку, иметь свой «конек», как-то выделять собственные продукты из общей массы. Если этого не будет, EPoX перестанет существовать.

Какова нынешняя доля EPoX на рынке?

Достаточно трудно сейчас ответить на этот вопрос. Не так давно у нас возникли сложности с продажами наших плат в США – один американский дистрибьютор продавал их через Интернет, обеспечивая компании существенные объемы на этом рынке, однако после прекращения отношений с ним мы потеряли значительную долю. Тем не менее EPoX входит в пятерку производителей второго эшелона (первым Top 5 принадлежит около 80% оборота на рынке материнских плат), занимая в этой группе 1-е или 2-е место, примерно наравне с ABIT.

То есть в этой группе ABIT ваш главный конкурент?

В принципе, да, однако эта компания выпускает платы в основном для платформы Intel, EPoX же сфокусированы прежде всего на платформе AMD. Другими своими серьезными конкурентами мы считаем Gigabyte и MSI. У нас примерно одинаковая продуктовая линейка материнских плат, но у EPoX, я думаю, больше гибкости и более агрессивная ценовая политика, особенно касательно пятерки ключевых моделей.

Каковы ваши планы и ожидания в отношении поддержки PCI Express?

Данный стандарт очень быстро осваивает рынок и уже сейчас занимает значительную его часть. Цена на устройства с его поддержкой постоянно снижается. EPoX в этом смысле пока что достаточно четко разделяет свои продукты: для массового рынка предназначаются платы с привычными слотами AGP и PCI, в моделях среднего и высокого уровня применяем PCI Express или даже SLI. В число тех пяти моделей, которые мы выбрали в качестве основных mainstream, пока нет смысла включать платы, оснащенные PCI Express. Думаю, это произойдет к четвертому кварталу нынешнего года.

Сейчас у EPoX пять главных направлений бизнеса. Планируется ли в ближайшее время осваивать новые?

Да, безусловно. Но мы всегда начинаем новые проекты с малого, с исследований и разработок на Тайване, и очень осторожно говорим о планах. Например, на данном этапе начали разворачивать производство видеокарт, причем исключительно на чипсетах ATI. Раза три пытались наладить такое же сотрудничество с NVIDIA, но каждый раз не слишком удачно. Поэтому и с ATI мы теперь движемся очень аккуратно и не спеша.

Все ваши научно-исследовательские центры по-прежнему находятся на Тайване?

Да, и в этом одно из наших отличий от конкурентов – многие из них перенесли свои лаборатории в материковый Китай, поближе к собственным производственным мощностям. А там сейчас сосредоточено по меньшей мере 90% предприятий. Но в наше время невозможно удерживать все подразделения в одном месте, поэтому фабрики мы размещаем также в других регионах (в основном в том же материковом Китае), где приходится устанавливать тщательный контроль за качеством. Таким образом, наш головной офис и R&D базируются на Тайване, заводы – в Китае, офисы – в Голландии (туда поступает продукция из Тайваня) и Германии, также есть крупные партнеры в России и Великобритании.

Расскажите подробнее о вашем бизнесе и планах в Украине.

По направлению материнских плат сейчас мы работаем с двумя компаниями – IT-Link в Киеве и «ТиД» в Одессе – и, в принципе, довольны этим сотрудничеством. Что касается других продуктов EPoX – графических карт, barebone-систем, Bluetooth-устройств – пока больших планов в вашей стране мы не строим. Некоторые наши конкуренты начинают делать игровые приставки и т. п., однако, по нашему убеждению, лучше, как я уже говорил, сосредоточиться на том, в чем ты силен. Компания должна быть очень хорошо подготовлена, чтобы начинать развивать какие-то другие направления бизнеса, иначе лучше и не начинать. Другие пытаются заниматься одновременно десятью группами продуктов, причем сразу в нескольких странах, но я убежден, что они утрачивают способность фокусироваться на главном. Когда порой в разговорах с представителями этих компаний речь заходит о материнских платах, я понимаю, что они не могут уделять данному направлению столько внимания, сколько удается нам.

В то же время рынок Bluetooth представляет для нас интерес – в первую очередь сегмент USB-адаптеров, но они составляют небольшую часть нашей продукции. Мы уже довольно давно продаем Bluetooth-устройства, однако понимаем, что это нишевые продукты – необходимо время, чтобы рынок принял их, а также значительные маркетинговые усилия для их продвижения.