Один из бурно развивающихся немецких IT-стартапов, примеченный мною на нескольких ганноверских и берлинских выставках - gb consite. Его типичные пользователи - предприниматели, присматривающие места для учреждения новых парикмахерских, пекарен и тому подобных заведений. Всего за 300 евро клиенту выдается автоматически сгенерированная карта области улавливания клиентов ("catchement area") такого примерно вида.
Тройные границы символизируют области, отделенные от исследуемого пункта пятью, десятью и пятнадцатью минутами хода (их изломанность обусловлена наличием преград, которые приходится потенциальным клиентам огибать). Кроме того, клиент получает прогноз прибыльности своего предприятия, ибо gb consite располагает базой данных, с точностью до дома отражающей характерные для данной местности уровни доходов, наличие конкурирующих предприятий, а т.ж. плотность заселенности пенсионерами, студентами, малообеспеченными многодетными семьями и т.д. Источниками этих данных служат риэлтинговые агентства, поддерживаемые государственными ведомствами реестры и прочие источники. Применительно к пекарням точность предсказания прибыльности, по словам разработчиков, составляет около 80%. По мере уточнения и совершенствования способов интерпретации данных, а т.ж. выявления корреляций меж ними, точность предсказаний постоянно растет. Очевидно, качественная интерпретация данных невозможна без моделирования поведения типичного потребителя услуг и товаров. Во сколько типичный пенсионер католического вероисповедания просыпается? Как часто стрижется? Просит ли под конец освежиться дорогим одеколоном? Как зависят его привычки от размера доходов? Что станет с его доходами в свете планируемой через два года налоговой реформы?
Рискну предположить, что по мере появления у стартапа конкурентов объектом моделирования станет поведение не только потребителей, но и предпринимателей (вероятно, уже сейчас работники gb consite то и дело сталкиваются с проблемой: делить или не делить на три прогнозируемую прибыльность трех обратившихся к ним клиентов, преисполненных решимости открыть пекарню в пределах некоторого квартала?).
Лет через десять точность и доступность экономического моделирования позволят создать такое приложение для очков дополненной реальности, которое позволит горожанину путешествовать во времени и прозревать будущее: стоит передвинуть ползунок "Time" на пару лет назад или вперед, и вместо автомойки перед прохожим возникнет, соответственно, пустырь или общественный туалет. Еще лет десять, и ползунок окажется бесполезен: стараниями экономистов и эконометристов человечество опустится на днище потенциальной ямы, спасение из которой возможно лишь за счет таких выброшенных из-за своей неформализуемости на свалку истории понятий, как наитие, интуиция и счастливый случай.
К примеру, основатель первой макдональдсовской забегаловки мог воодушевить банкиров презентацией бизнес-плана по развертыванию сети, основанного на остроумной эксплуатации психологических уязвимостей потребителя. Но если бы он к этому плану приложил вердикт экономистов-предсказателей (без которого в будущем ни один бизнес-план приниматься к рассмотрению не будет), то воодушевление, того и гляди, рассеялось бы, так что резолюцию финансисты вынесли бы такую: "Что-то в этом, может, и есть, но 1% прогнозируемой с 99-процентной точностью прибыльности - это слишком осязаемая и слишком жалкая цифра. И то сказать: еще одно кафе с нездоровым меню в районе, изобилующем конкурентами и диабетиками. Бесперспективняк! Отказать!". Признаю, что вклад империи Макдональдс в достижения человечества сомнителен, и что представления мои об обстоятельствах ее основания наивны, и что, следовательно, приведенный пример оторван от реальности. Зато он краток и нагляден.