Дума об экономическом моделировании

10 июнь, 2013 - 15:35Павел Молодчик

Один из бурно развивающихся немецких IT-стартапов, примеченный мною на нескольких ганноверских и берлинских выставках - gb consite. Его типичные пользователи - предприниматели, присматривающие места для учреждения новых парикмахерских, пекарен и тому подобных заведений. Всего за 300 евро клиенту выдается автоматически сгенерированная карта области улавливания клиентов ("catchement area") такого примерно вида.
Дума об экономическом моделировании
Тройные границы символизируют области, отделенные от исследуемого пункта пятью, десятью и пятнадцатью минутами хода (их изломанность обусловлена наличием преград, которые приходится потенциальным клиентам огибать). Кроме того, клиент получает прогноз прибыльности своего предприятия, ибо gb consite располагает базой данных, с точностью до дома отражающей характерные для данной местности уровни доходов, наличие конкурирующих предприятий, а т.ж. плотность заселенности пенсионерами, студентами, малообеспеченными многодетными семьями и т.д. Источниками этих данных служат риэлтинговые агентства, поддерживаемые государственными ведомствами реестры и прочие источники. Применительно к пекарням точность предсказания прибыльности, по словам разработчиков, составляет около 80%. По мере уточнения и совершенствования способов интерпретации данных, а т.ж. выявления корреляций меж ними, точность предсказаний постоянно растет. Очевидно, качественная интерпретация данных невозможна без моделирования поведения типичного потребителя услуг и товаров. Во сколько типичный пенсионер католического вероисповедания просыпается? Как часто стрижется? Просит ли под конец освежиться дорогим одеколоном? Как зависят его привычки от размера доходов? Что станет с его доходами в свете планируемой через два года налоговой реформы?

Рискну предположить, что по мере появления у стартапа конкурентов объектом моделирования станет поведение не только потребителей, но и предпринимателей (вероятно, уже сейчас работники gb consite то и дело сталкиваются с проблемой: делить или не делить на три прогнозируемую прибыльность трех обратившихся к ним клиентов, преисполненных решимости открыть пекарню в пределах некоторого квартала?).

Лет через десять точность и доступность экономического моделирования позволят создать такое приложение для очков дополненной реальности, которое позволит горожанину путешествовать во времени и прозревать будущее: стоит передвинуть ползунок "Time" на пару лет назад или вперед, и вместо автомойки перед прохожим возникнет, соответственно, пустырь или общественный туалет. Еще лет десять, и ползунок окажется бесполезен: стараниями экономистов и эконометристов человечество опустится на днище потенциальной ямы, спасение из которой возможно лишь за счет таких выброшенных из-за своей неформализуемости на свалку истории понятий, как наитие, интуиция и счастливый случай.

К примеру, основатель первой макдональдсовской забегаловки мог воодушевить банкиров презентацией бизнес-плана по развертыванию сети, основанного на остроумной эксплуатации психологических уязвимостей потребителя. Но если бы он к этому плану приложил вердикт экономистов-предсказателей (без которого в будущем ни один бизнес-план приниматься к рассмотрению не будет), то воодушевление, того и гляди, рассеялось бы, так что резолюцию финансисты вынесли бы такую: "Что-то в этом, может, и есть, но 1% прогнозируемой с 99-процентной точностью прибыльности - это слишком осязаемая и слишком жалкая цифра. И то сказать: еще одно кафе с нездоровым меню в районе, изобилующем конкурентами и диабетиками. Бесперспективняк! Отказать!". Признаю, что вклад империи Макдональдс в достижения человечества сомнителен, и что представления мои об обстоятельствах ее основания наивны, и что, следовательно, приведенный пример оторван от реальности. Зато он краток и нагляден.