Достучаться до небес

15 июль, 2010 - 16:37Сергей Мишко

Растущий энтузиазм потребителей вокруг пресловутых Google Apps, равно как и личный положительный опыт использования сервисов Google для совместной работы, заставил задуматься об их применимости для корпоративного использования.

По крайней мере, сам Google в этом нисколько не сомневается и предлагает за разумные 50 долл. на одного пользователя в год возможности профессионального пакета. В обмен компании получают 25 ГБ дискового пространства для каждого сотрудника, административный контроль и управление данными, корпоративный уровень безопасности, гарантию бесперебойной работы в течение 99,9% времени и постоянную круглосуточную поддержку. На бумаге все выглядит достаточно привлекательно, а на практике?

Цитата из RBC daily за 2007 год:
«Следует признать, что онлайн-программы действительно ориентированы на потребительский сегмент и малый бизнес, на тех, кто не обзавелся развитой ИТ-инфраструктурой. О каком-то потенциале использования таких приложений в среднем и крупном бизнесе говорить пока рановато».
 
Насколько изменилась ситуация по прошествии трех лет? Обратимся к первоисточнику: странице Google Apps с историями успеха клиентов. Список из 10 (!) компаний, одна из которых сама Google, мягко говоря, не впечатляет и не добавляет оптимизма. Если же в фильтре выбрать «Крупный бизнес», получим всего четыре примера. Пробуем заглянуть на англоязычную версию страницы, ситуация сразу меняется в лучшую сторону – без малого 100 примеров, из них 14 крупных заказчиков. Как всегда, русскоязычных пользователей обошли вниманием, ну да ладно, нам не привыкать.
 
Так все-таки, много это или мало 100 успешных примеров использования Google Apps в общемировом масштабе на общем фоне постоянного муссируемой темы облачных вычислений? Безусловно, на сайтах Google отражены далеко не все примеры, и нет никаких сомнений, что онлайновые сервисы постепенно завоевывают популярность среди мелких компаний. По крайней мере, их с интересом тестируют многие тысячи пользователей, но насколько они интересны крупному бизнесу?
 
Из по-настоящему громких всемирно известных имен в списке историй успеха помимо самой Google можно отметить разве что GE. Но североамериканский промышленный гигант присутствовал в нем и три года назад. Получается, воз и ныне там? О каких-либо хоть сколько-нибудь интересных примерах из Украины или соседней России я вообще молчу. Либо их нет, либо они мне не известны.  
 
Между тем, конкуренты, как водится, не дремлют. Прежде всего, Microsoft, которая что бы ни говорили ее многочисленные недоброжелатели, все-таки имеет куда как больший опыт в работе с корпоративными приложениями. Да и почтовые серверы Exchange в качестве стандарта де-факто во многих компаниях тоже пока никто не отменял, равно как и ставшие привычными и родными для большинства пользователей приложения из состава Office. Их онлайновые аналоги должны стать основой Web Apps с возможностью хранения информации в рамках облачной службы Microsoft SkyDrive. Хотя честно говоря, сложно себе представить работу MS Word из-под Firefox где-нибудь под Linux :). Но должно работать по заверениям разработчиков.
 
А тут еще на пятки наступают проворные индусы, активно продвигающие заслуживающий внимания похожий по функциональности онлайновый сервис хостинга электронной почты и управления документами Zoho Business. Причем зарегистрированные в Google Apps компании имеют возможность свободно воспользоваться альтернативными сервисами Zoho. Это не только конкурирующие в лоб почтовый клиент и онлайновые редакторы, но и, например, чрезвычайно полезные для бизнеса CRM-система и средство управления проектами. 

Zoho Sign In

Кому удастся одержать победу в пока только разворачивающейся борьбе за продажу «пропусков на небеса» для среднего и крупного бизнеса, покажет время. Если только на них вообще в обозримой перспективе возникнет устойчивый спрос, ведь маститые компании известны своей консервативностью и недоверчивостью, особенно когда речь идет про святая святых – коммерческой информации. И все-таки, мне кажется, Google предстоит предпринять что-то из ряда вон для сохранения позиций лидера на новой для себя terra incognita. Пока помогает имидж самой лучшей в мире поисковой системы, но будет ли достаточно этого завтра?