`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Тимур Ягофаров

Дополненная реальность: долго ли ждать следующую «большую вещь»?

+33
голоса

Все, кто посмотрел ролик, посвященный проекту Google Glass, наверняка согласятся с тем, что показанная в нем модель использования дополненной реальности – это как раз и есть та самая следующая «большая вещь». Вот только не понятно, долго ли еще ждать ее широкого внедрения в реальных устройствах.

На самом деле, дополненная реальность известна уже достаточно давно, вот только как-то не спешат производители с широким внедрением этой технологии. Время от времени в Сети встречаются упоминания о том или ином приложении для смартфонов, где используется принцип дополнения фиксируемой встроенной камерой смартфона картинки какими-то данными. И чаще всего речь идет о распознавании архитектурных достопримечательностей с выдачей по ним справочной информации. Вот только вот часто ли вам приходится в путешествиях попадать в незнакомые места, где вы собираетесь устраивать самостоятельные экскурсии? Не уверен, что у многих это случается чаще, чем раз в год, а то и в пару-тройку лет. Вот и оказывается невысокой востребованность «дополнения реальности» с помощью подобных электронных гидов.

Доводилось встречать и упоминания о системах навигации, где карта выводится прямо на картинку, получаемую камерой смартфона. А если его закрепить на приборной доске автомобиля, получается весьма наглядное руководство, привязанное прямо к реальной обстановке. Поэтому не возникает и малейшего сомнения в том, где же именно нужный вам поворот. Удобнее ли это чем традиционный навигатор с использованием 3D-модели? Пожалуй, да. Но настолько ли, чтобы стремиться приобрести именно такой вариант? И тут возникают сомнения в ценности подобного решения: а хватит ли вычислительной мощи у вашего смартфона, чтобы оперативно разобраться в дорожной ситуации и точно привязать зафиксированное камерой видео к встроенной базе объектов. Да и стоит тратиться на это удовольствие, если ты попадаешь в новые места не так часто?

Еще одна сфера, где применение дополненной реальности может иметь смысл – игры. Недавно стал участником презентации новой игровой приставки Sony PS Vita, в которой среди прочих нововведений мое внимание привлекла возможность переносить игру в реальное окружение. Признаться, прежде не имел подобного опыта, поэтому решил попробовать, что же представляет собой игровая дополненная реальность. Забегая вперед, скажу, что впечатления оказались гораздо выше ожидаемых. Но для начала коротко о самой приставке, хотя почему ее так называют мне не понятно, ведь ни к чему ее «приставлять» не нужно, вполне самостоятельное устройство.

Так вот Sony PSP Vita – это такой себе «большой медиаплеер» с 5-дюймовым (127 мм) OLED-дисплеем с разрешением 960 × 544 и соотношением сторон 16:9. В качестве аппаратной платформы здесь используется четырехядерный процессор ARM Cortex-A9 с достаточно мощной как для мобильного устройства графикой SGX543MP4+, поддерживающей OpenGL 2.0. Для поддержки дополненной реальности здесь есть фронтальная камера, способная работать в режиме 120 кадров/сек при 320x240 и 60 кадров/сек при 640x480. Не буду сейчас касаться прочих аппаратных подробностей, которые не относятся к основной теме. Скажу лишь, что у Sony Vita имеется встроенный беспроводной адаптер Wi-Fi, а для особо жаждущих постоянно иметь интернет доступ есть еще и версия с поддержкой 3G.

Так вот о дополненной реальности в играх. Свое освоение приставки начал с бесплатных игрушек – «Фейерверка» и «Прыжков с трамплина». Первые впечатления приятные. Кладешь квадратный бумажный маркер, позволяющий приставке привязаться к поверхности, на стол или диван, наводишь на него камеру, чтобы в кадре оказалось достаточно крупное его изображение, и вместо него на экране появляется либо деревенский домик, либо бассейн. А вокруг них видишь свою комнату. Забавно, но не более, пусть и огни фейерверка на экранчике взрываются на фоне знакомой вам обстановки, а прыгун с трамплина летит в бассейн, плещущийся прямо у вас на рабочем столе.

Зато следующий шаг – запуск уже коммерческой игры Little Deviants, которая в переводе получила название «Война в кармане» – впечатлил на полную. Она относится к жанру шутеров. Пусть и небольшой игровой опыт «боевых действий» у меня, конечно, есть. Доводилось в свое время и по коридорам «Вольфштейна» бродить, и более поздними шутерами баловаться. Правда, не могу говорить о каких-то солидных достижениях «международного уровня», так как все это были непродолжительные увлечения. Баловство, одним словом, хотя в свое время втягивало. Поэтому, с нетерпением ждал возможности оценить, насколько интересной окажется внесение в игру реальной обстановки.

Не буду подробно описывать ее суть, расскажу лишь о той части в самом начале, дальше которого пройти не было ни сил, ни времени. Но именно эта часть и впечатлила больше всего с точки зрения применение в игре дополненной реальности. Так вот в окошке экрана ты видишь свою комнату, куда ворвались летающие существа. И тебе предстоит защитить одних и уничтожить других. И все бы ничего, но все они летают в буквальном смысле вокруг тебя, норовя скрыться из виду за спиной. Поэтому приходится вставать с любимого дивана и крутиться как волчок, выискивая врагов с помощью системы наведения (ее минимальные подсказки помогают сориентироваться, куда поворачиваться), и, прицеливаясь в быстро мечущиеся цели, суматошно жать на гашетку. Разве сравнить это с традиционными компьютерными шутерами, где спокойно устраиваешься перед монитором, и шевелится лишь кисть с мышкой? Пусть и не вспотеешь от такой круговерти целей, но уж точно на месте не усидишь.

Признаюсь, даже после небольшого опыта подобного игрового взаимодействия начинаешь по-настоящему осознавать весь огромный потенциал технологии дополненной реальности. Сразу же появляются сценарии, в которых игра захватывает уже не одну комнату, а может и не одну улицу. Причем реализовать все это можно и в игровой приставке, и в обычном смартфоне. Было бы желание у разработчиков отыскать «золотую жилу» игровой идеи, способной захватить массу поклонников.

Так что следующая «большая вещь» в виде технологии дополненной реальности на самом деле уже пришла к нам во вполне реальном коммерческом продукте. Не берусь предсказывать его успех, потому что он зависит лишь от игрушек, а не от самой платформы Vita. Тем более что цена ее отнюдь не самая доступная: 3899 грн с поддержкой 3G и 3199 грн с одним лишь Wi-Fi. Хотя стоит подождать, вдруг и подешевеет.

Ну а чтобы этот пост не казался слишком уж перегруженным восторгами, добавлю в финале небольшую ложку дегтя в адрес Sony Vita. Дело в том, что при наличии в приставке возможности полноценного веб-браузинга, здесь не поддерживается flash. Велика ли эта потеря, решать каждому самостоятельно в зависимости от своих привычек работать в онлайне. Зато важным преимуществом Vita перед теми же смартфонами является большой яркий экран. Ну а различие в мощи платформы вскоре может исчезнуть – уже появляются на рынке смартфоны с четырехядерными процессорами.

Вот и скажите, насколько такая идея дополнения реальности в игре вам по душе? Как думаете, увидим мы уже в ближайшее время толпы игроков, носящихся по улицам с виртуальным оружием наперевес в поисках чудовищ, выскакивающих из подворотней и подвалов?


Чтобы у вы хотя бы немного прочувствовали суть игрушки, посмотрите начало этого ролика, подготовленного одним из игровых каналов

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT