Дон Грентам, Microsoft: «Облачная модель подходит биз­не­су любого размера»

4 октябрь, 2010 - 11:30Михайло Лаптєв

В середине лета 2010 г. на пост регионального вице-президента Microsoft по Центральной и Восточной Европе был назначен Дон Грентам (Don Grantham). А недавно он впервые посетил нашу страну, и разговор с ним мы начали с вопроса о его впечатлениях об украинском рынке.

Дон Грентам, Microsoft «Облачная модель подходит биз­не­су любого размера»

Ситуация в вашей стране не сильно отличается от положения дел в Центральной и Восточной Европе в целом. Экономика в различных сегментах рынка в этом регионе разной степени зрелости. Однако у всех стран есть потенциал в развитии с использованием ИТ. Украина не исключение, и у таких компаний, как Microsoft, открываются большие возможности по многим направлениям. Для нашей компании это весьма благоприятный период.

Что касается меня, то я старше, чем выгляжу (смеется). Когда начинал работать в индустрии, никто и не подозревал, как Интернет изменит жизнь людей. Раньше нельзя даже было представить, что покупки, общение и даже банковские операции будут осуществляться дистанционно. Сегодня молодое поколение не представляет жизни без Сети. Во времена моей юности ничего подобного не было. Перед отлетом в этот регион моя ассистентка уточняла, как составить маршрут поездки. Я сказал, что для меня это не имеет значения, поскольку очень важно уделить одинаковое внимание всем странам. Так, сначала я полетел в Афины, а через день отправился в Киев. В каждой стране ситуация похожа по ряду параметров. Microsoft с ее интеллектуальной собственностью, с производственными мощностями и активами отличается стабильностью и умением удержать место на рынке. Этому способствуют узнаваемый бренд и высокий уровень дохода. Кроме того, у нас есть возможность инвестировать в стратегические разработки в пользовательском сегменте, куда входят мобильные телефоны и интернет-сервисы. С другой стороны, мы продвигаем такое направление, как облачная обработка данных. Тут следует отметить, что Microsoft еще 15 лет назад запустила и стала предлагать облачные сервисы, правда, в несколько иной форме, и назывались они тогда иначе.

Для меня уже 25 лет чрезвычайно важным является вопрос: «Как технологии могут изменить жизнь людей к лучшему?» Прогресс не стоит на месте, и с каждым годом мы видим, как эволюционируют продукты на ИT-рын-ке. Тенденция такова, что практически вся техника оснащается возможностью подключения к Интернету. В будущем появятся новые виды устройств, которые сейчас даже представить сложно. Что касается Украины, то в этой стране с 45-милионным населением проникновение сотовых телефонов на рынок составляет 112%, насчитывается 19 млн домохозяйств и более 12 млн линий фиксированной связи. Это очень обнадеживающие цифры. Да, сегодня ситуация непростая, и правительство ощущает давление экономического кризиса. Однако подобное наблюдается не только у вас, но и во многих других странах. Тем не менее экономика развивается по определенным законам, и после спада вновь наступает подъем. Возможности прогресса в технологическом плане никуда не исчезли.

У вашей компании много направлений развития. Какое из них является в Украине приоритетным?

Главный бизнес Microsoft хорошо известен, тут много говорить не нужно. Потребительский сегмент и Интернет – также весьма существенные элементы нашей стратегии. Например, мы собираемся развивать Bing в Украине. Сейчас наиболее приоритетным направлением является облачная обработка данных, и здесь крайне важно заручиться сильной поддержкой со стороны партнеров. Вчера с коллегами в украинском офисе мы серьезно обсуждали вопрос реализации наших планов в этом сегменте. Мы все еще разрабатываем оптимальную для нас бизнес-модель. Продолжаем также работать над Business Productivity Online Suite (BPOS). Одна часть клиентов хочет большего за меньшие деньги, стремится минимизировать полную стоимость владения. Вторая старается повысить конкурентоспособность благодаря использованию наших технологий. Это ключевые факторы, которые сохраняются на протяжении многих лет. Следующим логическим шагом будет обеспечение клиентов технологиями в качестве вспомогательного звена для осуществления других сервисов. Безусловно, появятся новые задачи. Например, потребуется сделать такую структуру окупаемой и востребованной на рынке. Игроки, с которыми нам предстоит сотрудничать, – это технологические компании и предоставляющие различные сервисы. У всех есть что привнести для полноценного функционирования предлагаемой модели.

Чтобы конкретнее ответить на ваш вопрос, скажу, что уже в скором времени мы собираемся открыть доступ в Украине к нашим сервисам облачной обработки данных.

Корректно ли говорить о переменах в бизнес-развитии Microsoft в Украине?

Дон Грентам, Microsoft «Облачная модель подходит биз­не­су любого размера»

Можно сказать, что наши активы играют большую роль в планировании дальнейшего развития. Такая политика распространяется и на Украину. Мы не уменьшаем вложений в этот рынок, просто меняем приоритеты. Сегодня все больше фокусируемся на сервисах, что влияет на распределение наших инвестиций.

Но это не переломный момент, а эволюция. Microsoft не отказывается от каких-либо существующих моделей. Многие пользователи все еще хотят работать с данными непосредственно на своем ПК, а программисты – создавать приложения для них. Мы им предлагаем эти возможности. Но для других уже интересны иные варианты. У нас есть и они. Как я упоминал, в наши планы входит запуск на украинском рынке ПО для облачной обработки данных – ориентировочно через два квартала. В ряде стран оно уже доступно на различных этапах готовности. Сегодня существует 20 проектов, представленных украинскими компаниями – написаны приложения, но бизнесы, которые их используют, находятся за пределами страны. Очевидно, подобная ситуация не устраивает разработчиков, они хотели бы взаимодействовать с локальными заказчиками. Во всяком случае перспективность такой модели многие уже ощутили.

Но сегодня подобные сервисы в основном начинают использоваться крупными компаниями?

Да, в настоящее время нашими клиентами являются преимущественно такие корпорации, как Starbucks, Coca-Cola, Bayer, GlaxoSmithKline. И этот список довольно большой. 15 лет назад люди были очень озабочены уровнем безопасности своих данных в Интернете. Сегодня пользователям важно знать, что информация, которую они помещают в «облако», будет в сохранности и всегда доступна им. Вышеперечисленные компании очень волновались по этому поводу, однако удостоверились, что в «облаке» их данные надежно защищены. Следом за ними облачными вычислениями заинтересовались государственные структуры.

Мы делим «облака» на приватные и публичные. Первые также могут находиться за пределами страны. Плата за использование таких сервисов будет отличаться. Если ваше частное «облако» входит в состав более крупной инфраструктуры, цена будет меньше, если же вы поддерживаете его самостоятельно, она возрастет. Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что сегодня мы работаем с очень крупными предприятиями, которым такая модель действительно необходима.

Полгода назад мы запустили Azure. У нас по всему миру есть 10 тыс. клиентов, которые платят за исполнение своего ПО в нашем «облаке». И среди них уже не только корпорации. Например, один из партнеров Microsoft во Франции – компания, где работают порядка 100 сотрудников. Они занимаются статистикой, и у них нет вообще собственных серверов – для всех вычислений и хранения данных используется Azure. Наши «облака» обеспечивают максимальную производительность, только когда это необходимо. Держать для таких целей собственные ресурсы им было бы просто не по карману.

Дон Грентам, Microsoft «Облачная модель подходит биз­не­су любого размера»

Другой пример – компания Green Button. Возможно, ваши читатели не знают, но все вычисления для фильмов «Аватар» и «Властелин Колец» производились с помощью нашего облачного сервиса. Вместо покупки огромного ЦОД кинокомпания в нужные моменты использовала наши мощности, и это позволило ей сэкономить значительные ресурсы.

Но, помимо Azure, у нас есть другие массовые сервисы, которые также относятся к категории облачных. На сегодняшний день насчитывается 369 млн активных пользователей Hotmail, на Windows Live в день мы имеем один миллиард посещений. Кроме того, сервисы BPOS уже поддерживают 25 млн рабочих мест в 26 странах.

Что касается Украины, то главный вопрос, который нам предстоит решить тут, – насколько быстро мы сможем осуществить этот переходный процесс. В любом случае мы не откажемся от своей старой модели, поскольку большое количество клиентов до сих пор ее использует.

Будете ли вы поддерживать обе модели?

Скорее всего это будет гибридная модель, объединяющая наиболее существенные аспекты обеих. С украинскими партнерами мы обсуждали подобный концепт. Для многих клиентов очень важно около 3% почтовых ящиков компании (по разным причинам) оставить в серверной офиса, остальные они могут хранить в «облаке». На удобстве работы отдельных пользователей это не скажется.

Как вы считаете, достаточно ли высокий уровень безопасности данных в «облаке»?

Уверен, что современных технологий полностью хватает для обеспечения безопасности на высоком уровне, к тому же они все время эволюционируют. В специфических ситуациях, например при обработке данных для государственных организаций, могут понадобиться какие-либо дополнительные меры. Тем не менее и в этой группе уже есть наши клиенты. И ЦОД, которые использует Microsoft, постоянно проходят тщательные проверки.

Но, кроме технологических, есть еще и психологические аспекты. Скажем, мои родители никогда не указали бы в Интернете номер своей кредитной карты, дети же постоянно совершают различные покупки в Сети, даже не задумываясь об этом. В Братиславе мы присутствовали на открытии школы, которую Microsoft оснастила оборудованием. Вот где начинаешь понимать, что информационные технологии приносят обществу пользу. Я уверен, что ученикам очень понравился их первый день в школе. Мы видели, как им было интересно печатать на ноутбуке тексты, а потом отправлять их на интерактивную доску для общего просмотра. Когда я повел свою дочь в первый класс, все было совершенно иначе. Ну и, конечно, ничего подобного и быть не могло, когда я пошел туда сам. Когда сегодняшние первоклассники вырастут и станут CIO, безопасная облачная обработка данных будет для них чем-то совершенно обыденным.

А как малый бизнес относится к облачной модели?

Дон Грентам, Microsoft «Облачная модель подходит биз­не­су любого размера»

Рынок делится на три сегмента: корпоративный, малого бизнеса и пользовательский. Что касается потребителей, то со своей стороны они уже выразили желание использовать облачную обработку данных. Пример тому – высокая популярность сервиса Hotmail. В этом контексте хотел бы рассказать одну историю. Это случилось несколько лет назад, когда моей дочери было 17. Однажды по дороге в школу она задала вопрос о моей работе. Наша компания занималась продажей различного ИТ-оборудования, в том числе устройств для хранения данных. Дочь поинтересовалась, что это такое. Тогда я спросил ее, догадывается ли она, что каждое SMS в мире где-то сохраняется. Она засмеялась. Я сказал, что не шучу. А она буквально побледнела и прервала разговор. Эту историю я рассказал, чтобы отметить: нам настолько комфортно в мире ИТ, что мы не задумываемся, где хранится наша информация.

Мне кажется, малый бизнес не против принятия новых моделей обработки данных. Проблема в том, что рынок еще недостаточно осведомлен о них. Эту задачу предстоит решить каналам и провайдерам. Очень немногие крупные корпорации работают с малым бизнесом напрямую. Как правило, они взаимодействуют через партнеров. Телекоммуникационные компании, хостеры и производители сформируют треугольник, который определит судьбу облачной модели. Безусловно, все три сегмента рынка будут развиваться с разной скоростью. Так, клиенты из корпоративного сектора более продвинуты и стараются идти в ногу с тенденциями, чтобы не проиграть на мировом рынке. Приведу пример. Не так давно мы строили приватное «облако» крупной нефтяной компании в Далласе. Это очень информированный клиент, который знает, чего хочет, и нуждается в максимальном уровне безопасности своих данных.

Интересным будет процесс принятия облачной обработки данных представителями малого и среднего бизнеса, а также розничными магазинами, работающими напрямую с потребителем. Именно конечный пользователь станет катализатором этого процесса для части розничных продавцов.

Какие вы могли бы выделить основные элементы вашей стратегии по продвижению Azure в Украине?

Я думаю, первый – это четко определенные сроки. Напомню, что мы планируем запустить Azure через два квартала. Второй – команда, которая будет заниматься техническими вопросами по данной платформе. Очень важной составляющей успеха является также сотрудничество с рядом локальных компаний. У нас есть все необходимые средства для того, чтобы поставить эту технологию рынку и обеспечить ей необходимую поддержку. Сейчас нам важно разработать оптимальную бизнес-модель.

Мы сотрудничаем с Central Europe On-Demand (CEOD), которая использует данную бизнес-модель в ряде стран, и хотели, чтобы они также взяли Украину в поле своей деятельности. В компании хорошо понимают особенности наших облачных сервисов. Начиная с апреля 2011 г. мы дадим пользователям возможность протестировать пробную версию. В июле доступ к сервису Azure в Украине можно будет купить открыто. Сегодня важно обеспечить разработчиков решениями и сервисами для того, чтобы те могли получать деньги за свою работу. Использование Azure, безусловно, не только принесет определенный доход нам, но и создаст интересную бизнес-модель для разработчиков. Поэтому им необходимо показать все преимущества облачной обработки данных. «Облако» сможет служить вычислительной мощностью для осуществления аутсорсинга. Мы считаем, что это новая экономическая модель.

Когда наш сервис приобретет популярность на рынке, он может быть продан партнеру, а тот станет использовать его под своей маркой. Такая модель будет востребована телекоммуникационными компаниями, которые благодаря ей смогут продвигать свои услуги.

Следующий вопрос хотя и не напрямую, а опосредованно также связан с облачной темой. Поскольку мобильные терминалы сегодня являются неотъемлемой частью всей экосистемы, какова стратегия вашей компании на рынке смартфонов?

По части смартфонов наши позиции долгое время были не настолько сильны, как нам бы того хотелось. Около года назад Microsoft приняла решение в корне пересмотреть свою политику в данной сфере. Сейчас стратегия полностью определена, компания хорошо представлена на рынке. Мы рады, что в области смартфонов достигаем качества выполнения задач и уровня дисциплины, присущих нашему основному бизнесу, и хотим быть лучшими и в этом классе. Уже опытные образцы показывают, что удобство пользования продуктами на Windows Phone 7 в сравнении с другими телефонами находится на очень высоком уровне. Мы сделали выводы из опыта предыдущих лет, когда допускался максимально широкий ассортимент устройств, и сегодня предъявляем достаточно жесткое требование к аппаратной части. Поэтому уверенно можем сказать, что независимо от марки аппарата качество работы будет хорошим.

Главный вопрос: когда все это появится в Украине?

Мы планируем, что в вашей стране телефоны будут доступны в ноябре текущего года. Причем уже не образцы, а коммерческие продукты. Отмечу, что на первых порах в них будут некоторые ограничения (отсутствие русского и украинского интерфейсов, некоторых функций Marketplace). Но важно то, что они появятся уже очень скоро в продаже, и все недостающее можно будет очень просто добавить с обновлением платформы. Ключевая особенность этих аппаратов – интеграция контактов почты и социальных сетей. Думаю, вам покажется небезынтересным, что код, написанный для этих телефонов, можно использовать на вашем ПК, в Azure, а также браузере для работы с другими платформами.

Еще хочу отметить, что Windows Phone 7 была создана с нуля в кратчайшие в истории индустрии сроки. Как видите, наша компания не стоит на месте, мы сохраняем необходимую динамику развития, быстро реагируя на запросы и предпочтения пользователей.