Долго ли осталось настольным ПК?

20 апрель, 2013 - 11:12Євген Куліков

Стремительный взлет популярности планшетов и ощутимое падение рынка ПК в прошлом году заставили многих усомниться в перспективах традиционных дескотопов. Мы поинтересовались мнением на этот счет представителей крупнейших в Украине сборщиков ПК.

Олег Гокунь

начальник департамента системной интеграции компании «Рома»

Долго ли осталось настольным ПК?

На протяжении первых трех кварталов 2012 г. спрос на персональные системы был достаточно устойчивым, как в корпоративном, так и в розничном сегменте. Затем последовал спад продаж и снова скачок в декабре. В первом квартале 2013 г. наблюдалось снижение спроса на 12-17% относительно аналогичного периода прошлого года. Хронические неплатежи бюджета и госпредприятий по договорам 2012 г., а также корректировка инвестиционных программ крупных корпоративных заказчиков в начале года заставляют отечественных производителей отслеживать ситуацию для уточнения своих планов выпуска. Мы ожидаем оживление продаж ПК и планшетов на базе Windows 8. О какой-то позитивной динамике без восстановления платежной дисциплины говорить сложно.

Хочу процитировать Эрика Чен (Eric Chen), Asus: «Аутсайдеров нет: для каждого класса компьютеров в современном мире есть своя ниша». Основа нашей стратегии – поиск новых ниш и рациональное использование существующих возможностей. Тенденцию на мобилизацию и миниатюризацию воспринимаем только позитивно. В нашем случае ПК является локомотивом создающим (поддерживающим) целую экосистему устройств и гаджетов.

В корпоративном сегменте спрос на ПК возможно останется на уровне 2012 г. Ожидаем увеличение доли А-брендов в общем объеме. Активная работа последних, устоявшиеся стереотипы пользователей при принятии решения о приобретении мобильных систем, уход с рынка ряда отечественных компаний безусловно привели к уменьшению доли локальных производителей. Но спрос есть, он достаточно устойчив, а цены и гарантийная поддержка у нас более лояльны. Мы смотрим оптимистично на перспективы нашего бизнеса ПК.

Александр Костюк

директор департамента компьютерных систем компании «Навигатор»

Долго ли осталось настольным ПК?

По данным исследовательских компаний, объем рынка персональных компьютеров в целом в 2012 г. оценивается примерно в 2,6-2,8 млн. шт. При этом если в сегментах стационарных ПК и ноутбуков наблюдалось падение, то продажи планшетов увеличились в десятки раз.

Несмотря на общее сокращение объемов продаж настольных ПК на 15%, мы смогли удержать свои позиции на уровне прошлого года и по-прежнему лидируем в этом сегменте с долей рынка 10%, продав устройств, практически вдвое больше, чем ближайший конкурент.

В сегменте планшетов «Навигатор» также занимает около 10% и входит в первую пятерку производителей. За прошлый год мы реализовали 15 тыс. планшетов. В планах на этот год – повысить продажи в 3-5 раз, в том числе за счет расширения ассортимента. В нашей линейке ImPAD будет около 10 моделей для разных задач и возможностей, как на Аndroid, так и на Windows.

Кардинально новых веяний по сравнению с 2012 г. мы не ожидаем. Доля стационарных ПК и ноутбуков продолжит сокращаться. Одной из причин существенного падения в этих сегментах (15-20% – десктопы, 10% – ноутбуки) в 2013 г. может стать ограничение бюджетных трат, что связанно с нестабильной политико-экономической ситуацией в стране.

Продажи планшетов, по причине их новизны, достаточной функциональности и доступности, будут расти. Поскольку эти устройства можно считать действительно «персональными» и доступными практически каждому, их востребованность будет достаточно высока. Рост рынка может составить 500%.

Полагаю, настольные ПК потеряют свою актуальность, только когда рынок полностью перейдет на виртуальные сервисы и облачные вычисления. Пока же есть необходимость в мощном железе для игр, а темпы развития облачных технологий достаточно невысокие, десктопы будут востребованы. Безусловно, их доля будет сокращаться, а внешний вид и начинка тяготеть к более компактным и изящным форм-факторам, таким как неттопы, AIO и т.п.

Доля крупных игроков рынка стационарных ПК на сегодня составляет около 30%. Это примерно на 20% меньше, чем до кризиса. Причина сокращения продаж ведущих производителей связана в первую очередь с банкротством большинства отечественных компаний, которые не прошли испытание кризисом.

Угрозы от «самосборщиков» мы не ощущаем, поскольку основной их рынок – это множество мелких клиентов и точечных заказов, которые крупные игроки в виду своей структуры физически не в состоянии обслужить.

Михаил Павленко

руководитель интернет-магазина shop.rim2000.ua компании RIM2000

Долго ли осталось настольным ПК?

В прошлом году продолжился рост потребления компактных ПК: настольных, мобильных, планшетных. Вместе с тем, корпоративный сектор остается верен десктопам. Это связано с простотой обслуживания таких ПК, их ценой и квалификацией системных администраторов. Однако, частные потребители, а за ними и организации, будут понемногу переходить на компактные форм-факторы, как только появятся предложения с простой открытой архитектурой за разумную цену.

Довольно много пользователей при выборе системного блока обращают внимание на удобство доступа и обслуживания. Они характеризуются, в частности, размерами корпуса и расположением компонентов. Немало и тех, кому необходимы мощные машины, будь то инженер или геймер. Главное, что стандартные десктопы довольно просты в обслуживании.

Есть, конечно, и такие потребители, которые уже много лет ждали появления маленьких компьютеров. Им не нужна большая вычислительная мощность ПК, зато важно рабочее пространство. Вот такие пользователи в первую очередь и переходят на компактные ПК. Именно по этой причине три-четыре года назад выросло потребление ноутбуков с экраном 15,6 и 17 дюймов.

Доля планшетных компьютеров растет, на мой взгляд, за счет десктопов и неттопов лишь отчасти. Большинство же пользователей покупают их вместо смартфона или плеера. Получается, что новая технология заняла пустующую нишу.

Значительного увеличения спроса на компактные ПК среди корпоративных клиентов пока не наблюдалось. Тут все решает доступность продукта и обслуживания. Лишь немногие портативные модели сейчас обладают классической архитектурой, и, следовательно, возможностью использования привычных комплектующих. Хотя, стоит заметить, в последнее время появляется все больше таких моделей.

Доля самосборных десктопов составляет от 80% и более. Привозные ПК не могут составить локальным сборщикам весомой конкуренции, т.к. у них нет явного преимущества. Их козырь – это бренд. Среди потребителей десктопов можно выделить две основных категории: корпоративный и частный покупатели. С первыми все ясно – сисадмины прекрасно понимают, что все компьютеры собирают из одинаковых комплектующих, будь то брендовый ПК или локальной сборки. А возможность гибкого конфигурирования, неопломбированный корпус, сроки сборки, легкий ремонт и обслуживание ПК от локального производителя – это осязаемая выгода.

В оценке второго типа покупателей – частных потребителей – все зависит от их знаний и финансовых возможностей. Для того, чтобы человек купил себе домой брендовый компьютер, он должен быть готовым расстаться с кругленькой сумой за новый ПК при сомнительных преимуществах. Не так много потребителей готовы платить за бренд, ограничивая при этом себя в модернизации и гарантийном обслуживании.

Юрий Шевелев

главный инженер производства компании «Инком»

Долго ли осталось настольным ПК?

По нашим наблюдениям сегмент персональных компьютеров в Украине за прошедший год развивался довольно стабильно. По объемам реализации 2012 г. был вполне предсказуем. Сохранялись традиционные сезонные всплески и спады заказов.

Корпоративный сегмент не оправдал наших ожиданий только в IV квартале, несколько снизившись. В то же время за счет заказов от розничного направления ситуацию удалось стабилизировать. Таким образом, объемы 2012 г. фактически повторили 2011 г.

Полагаю, для корпоративных пользователей актуальность традиционных ПК сохранится, по крайней мере, в течение ближайших 5-7 лет.

С нашей точки зрения успешный выход на рынок планшетных ПК прежде всего обусловлен «свободой» и «дружелюбием» по отношению к пользователю. Для довольно большого количества людей «общение» с традиционным ПК было и остается сложным, что связано с необходимостью настраивать ОС и разнообразное ПО, устанавливать обновления, пользоваться различными средствами защиты и т.п. По крайней мере, половине пользователей, особенно в быту, это в тягость.

На корпоративном рынке особых изменений в нынешнем году мы не ожидаем. Успешное выполнение планов зависит в первую очередь от нормального экономического состояния страны, активности и желания развиваться у компаний.

Естественно, что «привозные» ПК отбирают часть объемов. Но мы, будучи отечественным производителем, не требуем для себя неких преференций в виде увеличения таможенных сборов, как, например, украинские авто производители. Мы работаем своими силами и не претендуем на чью-то долю рынка, даже если нам трудно в этой конкурентной борьбе. Со своей стороны мы предлагаем клиентам реальный, проверенный годами сотрудничества сервис и поддержку в различных направлениях. Это касается не только вопросов поставки ПК и серверов, а и внедрения сложных комплексных решений, которые мы предлагаем нашим заказчикам.