Для чего нужна автоматизация? Басня о создании электронного архива 5.

8 ноябрь, 2009 - 13:18Михаил Бейрак

В одной стране постсоветского пространства в самом крупном городе жители платили за коммунальные услуги. Может, с руководством у них сложилось, может, жители зарабатывали много, а может, просто честные были – о причине история умалчивает. Много лет система сбора коммунальных платежей работала исправно, уровень собираемости платежей был высокий, все сбытовые предприятия были довольны, сотрудники предприятия, занятого сбором платежей, ежемесячно получали премии, а руководство города уж и подавно было довольно. Но в начале ХХI века сбытовые предприятия стали говорить странные слова о баллансе. Дескать, все то здорово, но кто сколько потребил их продукции (электричество, природный газ, горячая и холодная вода, отопление) – неизвестно. Т. е. сколько было получено всего этого – известно, а вот куда делось – не очень. Для понимания расхода необходимы были показания счетчиков, которые можно было бы ввести в биллинговые системы сбытовых предприятий и затем контролировать системы сбыта.

Перед предприятием, администрирующим сбор коммунальных платежей, была поставлена задача организовать сбор показаний счетчиков для нужд сбытовых предприятий. На первый взгляд, она не представлялась сложной – данные о суммах платежей и так вводились в учетную систему. Казалось, что увеличив число людей, занятых вводом данных, задачу удастся безболезненно решить. Подсчеты количества цифр, которые необходимо дополнительно вводить, показали, что число операторов необходимо увеличить на 25%. И эта цифра совершенно никого не испугала. Но оказалось, что новых сотрудников надо обеспечить рабочими местами, рабочие места занимают площадь, пропорциональную площади новых столов, а вот со свободным местом как раз все плохо – помещения, занимаемые предприятием, и так были переполнены. Альтернативой являлся капитальный ремонт зданий с достройкой еще одного этажа. Но подсчеты сметной стоимости такого проекта однозначно показали – автоматизация значительно выгоднее. Тут же вспомнили о том, что и электронный архив квитанций хорошо бы иметь, для контроля так сказать. И дальше был успешный проект по созданию электронного архива – но это уже другая история.

Мораль: на постсоветском пространстве при принятии решений об автоматизации исторически показателем ROI никто не пользовался. Но это не означает, что никто ничего не автоматизировал...