DLD Conference 2007: не забываем о Европе

13 февраль, 2007 - 17:55Артур Оруджалиев

Прошедшая в конце января в Мюнхене конференция DLD 2007 (Digital, Life, Design) уже в третий раз объединила представителей издательского бизнеса, киноиндустрии и сектора hi-tech. Однако в отличие от прошлых лет наибольшее внимание посетителей на этот раз было приковано к интернет-стартапам и онлайн-бизнесу в целом.

Организованное компанией Hubert Burda Media мероприятие собрало около тысячи человек, среди которых - много руководителей интернет-проектов и инвесторов, заинтересованных в этом секторе. Примечательно: несмотря на то что DLD принято считать европейской альтернативой американской конференции DEMO, где традиционно проводятся демонстрации различных Web-стартапов, в нынешнем году, помимо презентации продуктов из Старого Света, не меньшее внимание было уделено "гостям" из Америки.

Так, Филип Роздэйл (Philip Rosedale), основатель и CEO компании Linden Lab, разработавшей Second Life ("Компьютерное Обозрение", №3, 2007), был удостоен на DLD 2007 титула "Инноватор года". Кстати, этот виртуальный мир не перестает удивлять: кроме того, что в нем уже открыты офисы многих крупных компаний, практически сразу после конференции стало известно, что Швеция планирует стать первой страной, имеющей официальное посольство в Second Life - на него будут возложены функции информационного портала. Среди других отмеченных в Германии наградами интернет-деятелей - Чад Харли (Chad Hurley) и Стив Чен (Steve Chan), разработчики видеосервиса YouTube, продавшие его в прошлом году Google за 1,65 млрд долл. - они стали "Предпринимателями года".

DLD Conference 2007 не забываем о Европе
Никлас Зеннстром, известный как сооснователь Skype и Kazaa, теперь занялся созданием интернет-телевидения

Большой интерес участники DLD 2007 проявили и к интернет-телевидению Joost, ранее проект назывался The Venice Project), основателями которого являются Никлас Зеннстром (Niklas Zennstrom) и Янус Фриис (Janus Friis), создавшие в свое время файлообменный клиент Kazaa и сервис IP-телефонии Skype. Их новый проект, как и предыдущие два, выполнен на базе технологии peer-to-peer и представляет собой бесплатное для конечного пользователя онлайн-ТВ. По заявлению создателей, для его функционирования достаточно мегабитового канала в Сеть, а качество сигнала, передаваемого посредством Joost, сравнимо с обычным телевидением. Зарабатывать авторы планируют на продаже рекламы во время трансляций, отчисляя при этом средства правообладателям. В настоящее время проект запущен в бета-режиме, и доступ к нему имеет ограниченный круг пользователей. Для того чтобы присоединиться к ним и протестировать сервис, необходимо оставить заявку на сайте.

Кстати, 82% посетивших конференцию экспертов полагают, что именно онлайн-видеосервисы будут в 2007 г. наиболее популярны, кроме того, активно станут развиваться проекты, наполняемые за счет пользователей (так называемые User Generated Content), а также разнообразные сообщества и социальные сети. Это позволит разработчикам сконцентрировать свои усилия на улучшении функциональности сайтов, а посетителям, соответственно, получать (путем формирования) персонифицированный контент.

Источники финансирования

Впрочем, если способами привлечения людей на свои ресурсы интернет-гуру, в принципе, уже хорошо владеют, то как извлекать из этого прибыль, понятно пока далеко не всем. Конечно, сформированному вокруг какого-то сервиса сообществу можно демонстрировать рекламу, однако при традиционной подаче она вряд ли покроет даже расходы компаний на персонал и техническое обеспечение. Сегодня многие делают ставку на платные дополнительные услуги. В немалой степени благодаря им, к примеру, сеть деловых контактов LinkedIn стала прибыльной уже в марте 2006 г. А вот ее европейский аналог XING пошел по другому пути. Этот стартап одним из немногих произвел IPO в прошлом году, в результате чего его капитализация превысила 160 млн евро.

DLD Conference 2007 не забываем о Европе
Конференция DLD 2007 собрала всех основных интернет-деятелей Старого Света

Однако такой путь могут выбрать действительно состоявшиеся популярные проекты с широкой аудиторией и готовым продуктом, большинство же новых Web-инициатив находятся в стадии разработки и совершенствования услуг и испытывают потребность в венчурном финансировании. Так, Netvibes, изначально французский сервис персонализированных стартовых страниц, в прошлом году получил 15 млн долл. от Мартина Варшавски (Martin Varsavsky), известного в интернет-сфере предпринимателя, инвестирующего во множество проектов (в том числе в Joost и XING), и сейчас число пользователей Netvibes составляет около 10 млн чел. со всего мира.

Еще одна из вероятных перспектив онлайн-стартапов - поглощение их сетевыми гигантами (как произошло с YouTube, Flickr и др.). Такие компании приобретают новые проекты в основном либо для расширения ассортимента оказываемых услуг, либо для выхода на новые интернет-аудитории, которые затем "направляются" на другие сервисы.

Интернет-бизнес по-европейски

DLD Conference 2007 не забываем о Европе
Инвестор Мартин Варшавски делает ставку на европейские онлайн-стартапы

Помимо обсуждения источников инвестиций и перспектив развития онлайн-проектов, участники DLD 2007 уделили внимание и особенностям стартапов из Старого Света. По мнению ряда экспертов, этот сегмент Интернета развивается быстрее, чем американский, а Мартин Варшавски полагает, что многие европейские ресурсы по техническим возможностям даже превосходят своих заокеанских "собратьев". К примеру, немецкий Sevenload и французкий vpod (видеосервисы) он считает более удобными по сравнению с популярным YouTube. Он отмечает, что поскольку владельцы и авторы авторитетнейших новостных ресурсов и блогов находятся в США, то вполне естественно, что они фокусируются именно на рынке своей страны. Кроме того, Интернет все же является частью IT-бизнеса, интеллектуальным центром которого принято считать Кремниевую Долину в Калифорнии.

Эти мнения можно было бы, конечно, расценивать как оправдания, однако не стоит забывать, что высказывают их инвесторы, которые абсолютно вольны в своем выборе, к тому же многие из них живут за пределами Старого Света и никак с ним не связаны. А онлайн-ресурсы, о которых идет речь, в самом деле очень популярны (в том числе среди американцев), просто многие наши соотечественники привыкли понимать под зарубежным сегментом Сети то, что в действительности является рынком США, игнорируя при этом существование вполне успешного европейского Интернета.