Да пребудет с вами Force.com

13 февраль, 2008 - 12:43Андрій Кухар

Минувшей осенью на конференции DreamForce компания Salesforce.com, пионер в области CRM-систем по требованию, представила первую «платформу как сервис» (Platform as a Service, PaaS) под названием Force.com. Предложив целую инфраструктуру для разработки и развертывания веб-приложений, она таким образом вышла на рынок заказного программного обеспечения.

Да пребудет с вами Force.com
На DreamForce 2007 присутствовал... режиссер Джордж Лукас (George Lucas), снявший известную картину «Звездные войны», где воспевается некая вселенская Сила, доступная только избранным. В отличие от нее «сила» от Salesforce.com открыта всем

Благодаря концепции SaaS (Software as a Service) и вычислениям по требованию (on-demand computing), информационные технологии сегодня претерпевает существенные изменения. Именно онлайн-приложения, в некотором роде смещающие поддерживаемые локально вычислительное и сетевое оборудование, а также программные средства с их сравнительно простыми методами развертывания, адаптации и использования, делают корпоративные решения доступнее. Обобщая, можно отметить, что если раньше для получения функциональных возможностей, скажем, управления взаимоотношениями с клиентами, требовались немалые капиталовложения в создание и поддержку IT-инфраструктуры организации, то теперь понадобятся гораздо меньшие затраты времени, усилий и финансов. Высвободившиеся ресурсы можно направить на те виды деятельности, которые оказывают наибольшее влияние на бизнес. Разумеется, речь идет о всех видах корпоративных систем без какой-либо привязки к департаментам продаж, маркетинга и поддержки – этот феномен эволюционного развития Интернет распространяется практически на все современные компании в любой отрасли.

К слову, недавно появился еще один повод для уверенности в том, что за Software as a Service – будущее, причем не такое уж и далекое. Все идет к тому, что правительство США будет переходить на ПО, поставляемое по требованию. Об этом стало известно на прошедшей две недели назад конференции SaaS/GOV 2008. Активным сторонником такого шага выступает Карен Эванс (Karen Evans), чиновник высшего ранга административно-бюджетного департамента Белого дома по электронному правительству и IT. По ее мнению, главной причиной предпочтения сервисной поставки программ стало то, что госорганы плохо справляются с задачей своевременного развертывания решений, кроме того, они не отличаются высокой степенью компетентности в управлении крупными проектами. Конечно, эти слова пропитаны эмоциями, но, возможно, в данном случае именно такие фразы более уместны и действенны, чем какие-либо другие? Как отметила г-жа Эванс, по сути, единственной препоной к принятию модели SaaS в правительственных учреждениях являются бюрократические опасения касательно информационной безопасности. Выходом из положения, по всей видимости, будет получение поставщиками сервисных программных решений свидетельств об обеспечении должного уровня защиты и конфиденциальности данных. Впрочем, даже отсутствие таковых не мешает Консультационному совету по охране исторического наследия США использовать концепцию SaaS, реализованную в решениях Salesforce.com, уже несколько месяцев. И, согласно отзывам его сотрудников, вполне успешно. Как отмечают аналитики, если американский государственный сектор переориентируется на сервисную модель, это послужит хорошим примером для частного сектора.

Полноценная платформа для создания ПО – пожалуй одна из наиболее долгожданных составляющих вычислений по требованию. Ожидается, что применение PaaS преобразует разработку приложений таким же образом, как идея Software as a Service модифицировала парадигму доставки программных решений.

Становление Force.com

Да пребудет с вами Force.com
Да пребудет с вами Force.com
Visualforce в действии. Вверху – экран одного из рядовых приложений Salesforce.com., внизу – этот же экран после «тюнинга»

Небезынтересно, что приобретение соответствующего доменного имени (естественно, force.com), по словам исполнительного директора Salesforce.com Марка Бениоффа (Marc Benioff), заняло целых четыре года. Но это не из-за того, что оно приносило значительную прибыль его владельцу Гордону Форсу-ст. (Gordon Force, sr.), использовавшему его для ресурса организованной им консалтинговой фирмы Force Technology. Сумма сделки не разглашалась, но, принимая во внимание то, что в последние годы стоимость ценных для бизнеса имен подскочила, скорее всего, она не мала. (Взять хотя бы осуществленную летом продажу business.com за 345 млн долл.)

Напомним, что Saleforce.com и до выпуска Force.com предлагала платформу для разработки SaaS-приложений на специальном on-demand языке Apex (ko.itc.ua/27195). Однако все без исключения произведенные на ее основе программы-сервисы выходили под брендом Saleforce.com, в результате чего независимые разработчики, так сказать, дистанцировались от своих заказчиков. Сейчас же в их распоряжении, по сути, универсальная инфраструктура для создания онлайн-ПО, ориентированного не исключительно на сотрудников отдела продаж (это и есть sales force) и прочих специалистов, нуждающихся в средствах управления взаимоотношениями с клиентами, а рассчитана на широкий круг потребителей. Причем по довольно низкой цене: стоимость месячной подписки одного пользователя на Force.com составляет 25 долл. (сравните с 65 долл. за Apex Platform Edition или Salesforce.com Unlimited Edition – 195 долл.), не считая бесплатной редакции Developer Edition. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, чем чревато такое привлекательное предложение для самой Salesforce.com. Компания может попросту потерять потенциальных клиентов своего флагманского решения, поскольку вероятность того, что вместо подписки на предлагаемый ею CRM-сервис они будут отдавать предпочтение новой платформе, довольно высока. Произойдет это или нет (со сменой названия Salesforce.com на Force.com), станет известно уже в скором времени.

Впрочем, мы несколько углубились в размышления о бизнесе, давайте все же остановимся на технической стороне вопроса. Итак, в основе Force.com лежат два основополагающих принципа: «мультивладение» (более подходящего перевода термина multi-tenancy трудно найти) и метаданные. Первый предполагает, что один экземпляр программного решения, исполняемый на площадке поставщика сервиса, обслуживает одновременно многочисленных клиентов-подписчиков (tenant). Другими словами, пользователи совместно применяют одну и ту же физическую инстанцию и версию приложения. При индивидуальных развертываниях происходит выделение виртуальных разделов, а не отдельных физических аппаратных и программных ресурсов, как в традиционной архитектуре типа клиент-сервер (где действует принцип single-tenancy). Соответственно, и экономия налицо, потому что нет необходимости в приобретении и дорогостоящей поддержке каждого компонента инфраструктуры (сетевого и вычислительного оборудования, системного и прикладного ПО). Кроме того, с точки зрения надежности, multi-tenancy предпочтительней single-tenancy, поскольку обеспечивает четкие границы между платформой и приложениями. Хотя последние и имеют собственные объекты данных, формы, схемы, средства интеграции, все они управляются как абстракции, что позволяет исключить вероятность того, что какая-то программа «вторгнется» в чужое пространство. Такому разграничению способствует также применение метаданных при создании программ. Главное же их преимущество состоит в том, что разработка приложений возможна не только посредством кодирования, но и с использованием не привязанных к платформе совокупностей метаданных. С помощью несложного конфигурирования строить ПО могут и пользователи, несведующие в программировании.

Технологически «стек» Force.com включает 6 слоев. На самом дне расположена инфраструктура доставки сервиса (trust.salesforce.com), состоящая из обладающего высокими показателями производительности и доступности центра обработки данных и разного рода средств обеспечения безопасности. На ней и размещаются созданные приложения, также как и CRM-системы Salesforce.com. В данный момент она в состоянии «переваривать» за месяц более двух млрд транзакций и поддерживать около миллиона подписчиков.

Над инфраструктурой находится СУБД. Разработчикам положено использовать ее для построения объектов (например, реляционных таблиц) и применять метаданные для их описания. Можно задавать взаимосвязи между объектами, для обеспечения целостности информации указывать правила проверки корректности, а для получения новых значений применять формулы. Стоит ли говорить о том, что заботиться о тонкой настройке и обновлении СУБД, а также резервном копировании данных, не нужно? Это сервис и ничего более.

Следующий слой (и сервис) – Force.com API, посредством SOAP-протокола предоставляющий возможности для интеграции приложений, вовлечения внешних данных и средств из других систем. Аналогичный интерфейс используется во многочисленных средах, начиная от традиционных инструментов для разработки ПО вроде .NET, Java, PHP и заканчивая решениями промежуточного уровня типа BizTalk, Tibco и Informatica. Также он применялся Salesforce.com и сторонними компаниями при создании адаптеров ко многим современным продуктам, среди которых SAP R/3, Oracle Financials и др.

Далее идет «логика как сервис». Бизнес-логика в приложениях расширяется на основе набора готовых, повторно используемых компонентов для управления документооборотом. С этой целью можно также прибегнуть к языку Apex – cкажем, написать на нем нечто вроде триггера, реагирующего на определенные события СУБД. Кроме того, с помощью Apex есть возможность даже получать доступ и вызывать внешние веб-сервисы.

Вероятно, наиболее интересным представляется предпоследний компонент «стека» Force.com – пользовательский интерфейс как сервис. Здесь доступно два способа создания и модификации интерфейса приложений. Первый заключается в использовании специального средства, позволяющего элементарными drag-and-drop-действиями изменять вид страниц и порядок следования полей данных и пр. Второй состоит в применении Visualforce, развитой среды построения интерфейсов, предлагающей широкие возможности эксплуатации традиционных веб-технологий, в том числе HTML, Adobe Flex, AJAX, в совокупности с другими инструментами Force.com.

Ну и наконец, «вершиной» платформы служит ресурс e AppExchang – место, где встречаются разработчики ПО и потенциальные пользователи. Сегодня на сайте предлагается более 750 приложений.

Новая надежда

Приведем несколько первых примеров использования Force.com. Начнем с компании Walt Disney, принявшей участие в тестировании платформы. В качестве инструмента для построения приложения для составления расписания появления персонажей в мультфильмах известный аниматор рассматривал кроме решения от Salesforce.com также платформу Microsoft .NET. И выбрав первое – не прогадал, ведь вместо рассчитанных 3 тыс. человеко-часов, отведенных на создание и внедрение ПО в .NET, эти работы в Force.com заняли менее 100. Кроме того, сервис получил ряд возможностей, которые не могли быть реализованы на основе платформы Microsoft.

Еще одним клиентом Force.com стал известный издатель видеоигр Electronic Arts. Компания, чей бизнес зависит от того, насколько результативен поиск, найм и удержание одаренных разработчиков, отдала предпочтение новой платформе от Salesforce.com для создания рекрутингового приложения, предназначенного для управления сведениями о действиях по привлечению талантов. Организации потребовалось всего три недели для построения системы, ставшей основой для десяти вспомогательных программ, одну из которых – средство управления реализаторами – ранее планировалось произвести за срок от 9 до 12 месяцев. С помощью Force.com она была создана и развернута всего за 6 недель.

По масштабу эксплуатации Force.com нет равных группе компаний Japan Post Group, предоставляющей разного рода финансовые услуги. В данный момент идет приватизация этой ранее принадлежавшей государству структуры, и она станет частной организацией. В то же время ГК быстро расширяет клиентскую базу. И для предложения финансовых продуктов разработчики HitachiSoft в Force.com оперативно создают и развертывают соответствующие приложения. Подписавшись на новую платформу 45 тыс. рабочих мест, Japan Post стала крупнейшим заказчиком данного решения. Кроме нее Force.com применяют в таких компаниях, как Citizens Bank, Kaiser-Permanente и пр.

Ученик Джедая

Чтобы поэкспериментировать с Force.com, достаточно обратиться по адресу developer.salesforce.com и подписаться на Force.com Developer Edition. При этом вы бесплатно получаете двухпользовательскую лицензию с доступом ко всем возможностям новой платформы. Здесь же можно найти любую, имеющую отношение к решению, документацию, электронные книги, примеры, а также различные ресурсы сообщества.