`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Мысли о музыке

–15
голосов

В какой-то момент обнаружил, что не могу найти перевод письма Стива Джобса “Мысли о музыке”, которое он написал еще в 2007 году, о DRM системах и прочих штуках, и как Apple пытается продавать музыку через iTunes Store. Поэтому выкладываю его здесь у себя в блоге, для коллекции, так сказать.

Я сам с интересом перечитал его — забавно рассматривать его в ретроспективе событий, которые произошли за эти полтора года. Сюда, к примеру, можно записать не только тот факт, что EMI стала продавать музыку через iTunes без DRM, но и тот, что все остальные музыкальные лейблы продают музыку без DRM — через, к примеру, Amazon, но не iTunes. Некоторые аналитики считают, что это происходит в связи с тем, что лейблы борются с влиянием Apple, которое компания получила, выведя iTunes в безусловные монополисты лидеры рынка. Короче, жить стало веселее :)
———————–
Стив Джобс
6 февраля 2007 года

Одновременно с ошеломляющим глобальным успехом музыкального плеера Apple iPod и музыкального онлайн-магазина iTunes, некоторые личности стали призывать Apple “открыть” систему управления цифровыми правами (digital rights management - DRM), которую Apple использует для защиты музыки от воровства, чтобы музыку, приобретенную в iTunes, можно было проигрывать на других цифровых устройствах других компаний, а также чтобы защищенная музыка, приобретенная в других музыкальных онлайн-магазинах, могла проигрываться на iPod. Давайте изучим текущую ситуацию и как мы до нее дошли, а потом взглянем на три возможных альтернативы в будущем.

Для начала, полезно помнить, что все iPodы умеют проигрывать музыку, которая свободна от какого-либо DRM и закодирована в “открытых” лицензируемых форматах, таких как MP3 и AAC. Пользователи iPod могут (и делают это) получать музыку из различных источников, включая CD, которыми они владеют. Музыкальные компакт-диски можно импортировать с помощью бесплатно скачиваемой программы iTunes, которая существует и для Мак, и для Windows PC, и музыка при этом автоматически закодирована в открытых форматах AAC или MP3 без какого-либо DRM. Эту музыку можно проигрывать на iPod или на любом другом музыкальном плеере, который поддерживает эти открытые форматы.

Трение происходит из-за музыки, которую Apple продает в своем онлайн iTunes Store. Поскольку Apple не владеет музыкой и не контролирует ее, компании приходится лицензировать права на распространение музыки от других, в первую очередь от “большой четверки” музыкальных компаний: Universal, Sony BMG, Warner и EMI. Эти четыре компании контролируют распространение более 70% музыки в мире. Когда Apple предложила этим компаниям лицензировать музыку, которой они владеют, чтобы продавать ее легально через Интернет, эти компании были чрезвычайно осторожны и потребовали, чтобы Apple защитила их музыку от нелегального копирования. Решение было в создании DRM системы, которая внедряет в каждую композицию, продаваемую на iTunes Store, специальное и секретное програмное обеспечение, чтобы эта музыка не могла проигрываться на неавторизированном устройстве.

Apple смогла выторговать права на использование музыки в тот период, которые включают возможность пользователем проигрывать их музыку, которая защищена с помощью DRM, на 5 компьютерах и на неограниченном количестве iPod-ов. Заполучение разрешения на такие возможности от музыкальных компаний не имело прецендентов на то время, и даже сегодня превышает то, что разрешают в других музыкальных онлайн-сервисах. Однако, ключевой момент нашего соглашения с музыкальными компаниями заключается в том, что если наша система DRM взломана, и их музыка становится доступной для проигрывания на неавторизированных устройствах, у нас есть буквально несколько недель на исправление проблемы, иначе они могут отозвать весь свой музыкальный каталог из нашего магазина iTunes.

Для предотвращения нелегальных копий, DRM системы должны позволять только авторизированным устройствам проигрывать защищенную музыку. Если копия защищенной DRM песни появляется в интернете, она не должна проигрываться на компьютере, куда она была закачана или на портативном музыкальном устройстве. Чтобы достичь этого, DRM система содержит секреты. Нет никакого заговора в том, чтобы защищать контент, кроме как хранение секретов. Другими словами, даже если кто-то использует самую сложную криптографическую систему для защиты музыки, ему все равно приходится “прятать” ключи, которые открывают музыку на компьютере пользователя или на портативном музыкальном плеере. Никто еще не придумал DRM систему, которая не зависит от таких секретов для ее функционирования.

Проблема, конечно же, в том, что есть очень много очень умных людей в мире, у некоторых из которых есть слишком много свободного времени, которые любят находить такие секреты и публиковать способ для каждого чтобы заполучить бесплатную (и украденную) музыку. Они зачастую успешны исключительно в этом, поэтому любая компания, которая пытается защитить контент с использованием DRM системы должна часто обновлять ее, добавляя новые секреты, которые сложно обнаружить. Это игра в кошки-мышки. Система DRM, которую использует Apple, называется FairPlay (честная игра). И хотя у нас было несколько взломов FairPlay, нам удавалось успешно восстанавливать их с помощью обновления програмного обеспечения магазина iTunes, программы iTunes для проигрывания музыки и програмного обеспечения в iPod. До сих пор мы выполняли наши обещания, данные музыкальным компаниям, по защите их музыки, и мы дали пользователям наиболее либеральные права на использование музыки, которые существуют в этой индустрии для легально выкачанной музыки.

С таким введением, давайте изучим три разных варианта на будущее.

Первый вариант - это продолжать текущее направление, когда каждый производитель соревнуется со своей собственной “сверху донизу” системой для продажи, воспроизведения и защиты музыки. Это очень конкурентный рынок, на котором большие компании инвестируют большие средства для разработки новых музыкальных плееров и музыкальных онлайн-магазинов. Apple, Microsoft и Sony все соревнуются со своими системами. Музыка, приобретенная в магазине Zune, принадлежащий Microsoft, проигрывается только на плеерах Zune; музыка, приобретенная в магазине Sony Connect, проигрывается только на плеерах Sony; и музыка, приобретенная в Apple iTunes Store, проигрывается только на iPod-ах. Это текущее состояние дел в индустрии, и пользователи обслужены достаточно хорошо, с постоянным потоком инновационных продуктов и большим выбором.

Кто-то может поспорить, что однажды купив музыку в одном из закрытых музыкальных магазинов, покупатель навсегда привязан к использованию музыкальных плееров только одной компании. Или же, если они покупают определенный плеер, они привязаны к покупке музыки только в музыкальном магазине этой компании. Правда ли это? Давайте взглянем на данные об iPod и iTunes Store - это наиболее популярные продукты в этой сфере и у нас есть точные данные по ним. До конца 2006 года, покупатели приобрели в общей сложности 90 миллионов iPod и 2 миллиарда песен в iTunes Store. В среднем, это 22 приобретенные песни с iTunes Store на каждый проданный iPod.

На сегодня самый популярный iPod может хранить 1000 песен, и исследования показывают, что в среднем iPod забит под завязку. Это означает, что только 22 из 1000 песен, или же менее 3% музыки на среднестатистическом iPod приобретены в iTunes Store и защищены с помощью DRM. Оставшиеся 97% музыки незащищены и могут быть воспроизведены на любом плеере, который может проигрывать открытые форматы. Сложно поверить, что всего лишь 3% музыки на среднестатистическом iPod достаточно, чтобы приковать пользователя на покупку только iPod-ов в будущем. И поскольку 97% музыки на среднестатистическом iPod не были приобретены в iTunes Store, пользователи iPod определенно не привязаны к iTunes Store для заполучения музыки.

Вторая альтернатива для Apple — лицензировать свою технологию DRM FairPlay существующм и будущим конкурентам с целью достижения взаимодействия между плеерами и онлайн-магазинами разных компаний. На поверхности, это выглядит как неплохая идея, потому что это может предоставить пользователям более широкий выбор сейчас и в будущем. И Apple могла бы тоже выиграть от этого, получая лицензионные платежи за свою FairPlay DRM. Однако, когда мы взглянем поглубже, начинают возникать проблемы. Наиболее серьезная проблема в том, что лицензирование DRM требует раскрытия некоторых секретов многим людям во многих компаниях, и история учит нам тому, что это неизбежно приведет к утечке секретов. Благодаря Интернет, вред от таких утечек усиливается, поскольку единственная утечка может быть распространена по всему миру менее чем за минуту. Такие утечки могут быстро привести к появлению програм, которые можно бесплатно скачать в Интернете, и которые смогут отключить защиту DRM так, что ранее защищенные песни можно будет проигрывать на неаавторизированных устройствах.

Не менее серьезная проблема и в том, как быстро восстановить ущерб, нанесенный такой утечкой. Успешное восстановление может потребовать улучшения програмного обеспечения магазина, ПО для проигрывания, и ПО в плеерах с новыми секретами, а затем — передачи этого обновленного ПО в десятки (или сотни) миллионов Маков, Windows PC и плееров, которые уже используются. И все это должно быть сделано быстро и скоординировано. Провернуть такое очень сложно, когда только одна компания контролирует все участки. Это практически невозможно, когда много компаний контролируют отдельные участки, и все они должны быстро действовать согласованно, чтобы восстановить ущерб, нанесенный утечкой.

Apple пришла к выводу, что если она лицензирует FairPlay другим, она не сможет больше гарантировать защиту музыки, которую она лицензирует у “большой четверки” музыкальных компаний. Вероятно, тот же вывод сделали и в Microsoft, раз они тоже решили переключить свои усилия с “открытой” модели лицензирования своей DRM другим на “закрытую” модель собственного музыкального магазина, собственную программу-организатор музыкальной коллекции и собственный плеер.

Третий вариант - это полностью избавиться от DRM. Представьте себе мир, где каждый музыкальный магазин продает музыку без DRM, закодированную в открытый лицензируемый формат. В таком мире, любой плеер может проигрывать музыку, приобретенную в любом магазине, и любой магазин продает музыку, которую можно проиграть на любом плеере. Это определенно самая лучшая альтернатива для пользователей, и Apple приняли бы ее в один момент. Если “большая четверка” согласится лицензировать Apple свою музыку без требования защиты ее с помощью DRM, мы бы переключились на продажу только музыки без DRM на нашем iTunes Store. А каждый iPod, который когда-либо был выпущен, сможет проигрывать эту музыку без DRM.

Почему “большая четверка” музыкальных компаний может согласиться разрешить Apple и другим продавать их музыку без использования DRM систем для ее защиты? Самый простой ответ - потому что системы DRM не помогли, и возможно, что никогда не помогут остановить музыкальное пиратство. Хотя эти 4 компании и требуют, чтобы вся их музыка, проданная в онлайне, была защищена системами DRM, те же музыкальные компании продолжают продавать миллиарды компакт-дисков каждый год, которые содержат абсолютно незащищенную музыку. Да, именно! Система DRM так и не была разработана для компакт-дисков, поэтому вся музыка, которая продается на CD, может быть легко загружена в Интернет, а затем (незаконно) закачана и воспроизведена на любом компьютере или плеере.

В 2006 году, менее 2 миллиардов песен, защищенных DRM, были проданы онлайн магазинами, в то время как более 20 миллиардов песен были проданы абсолютно без DRM и незащищенными на компакт-дисках, теми же музыкальными компаниями. Музыкальные компании продают бОльшую часть своей музыки без DRM, и не похоже, что они собираются менять это поведение, поскольку преимущественная часть их доходов зависит от продажи CD, которые должны проигрываться в CD-прогрывателях, которые не поддерживают никакой DRM системы.

Так если музыкальные компании продают более 90% своей музыки без DRM, какие преимущества они получают от продажи оставшихся нескольких процентов своей музыки обремененной DRM системой? Похоже, что никаких. Технические навыки и дополнительные ресурсы, которые требуются для создания, функционирования, и обновления DRM системы ограничивают количество участников на рынке продажи музыки, защищенной с помощью DRM. Если бы эти требования были убраны, музыкальная индустрия может испытать наплыв новых компаний, готовых инвестировать в инновационные новые магазины и плееры. Это может быть оценено исключительно как позитивное музыкальными компаниям.

В основном, сомнения по поводу DRM систем возникли в европейских странах. Возможно, те, кто недоволен текущей ситуацией, должны перенаправить свои усилия в направлении убеждения музыкальных компаний продавать музыку без DRM защиты. Европейцы, две с половиной из этих четырех больших компаний расположены прямо у вас во дворе. Самая большая, Universal, на 100% принадлежит Vivendi, французской компании. EMI - Британская компания, а Sony BMG на 50% принадлежит Bertelsmann, немецкой комании. Если убедить их лицензировать их музыку Apple и другим без защиты с помощью DRM, это позволит создать действительно взаимооперабельный музыкальный рынок. А Apple будет приветствовать такие изменения со всем сердцем.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

–15
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

> исследования показывают, что в среднем iPod забит под завязку

фраза викликала посмішку -- чи варто пояснювать, чому? довелося лізти в тенета й звірятися з оригіналом:

research tells us that the average iPod is nearly full

так значить не "під зав'язку", а все-таки "майже" =)

"it's quite easy if you don't know how" (c) d.adams

> Кто-то может поспорить, что однажды купив музыку в одном из закрытых музыкальных магазинов, покупатель навсегда привязан к использованию музыкальных плееров только одной компании. [...] поскольку 97% музыки на среднестатистическом iPod не были приобретены в iTunes Store, пользователи iPod определенно не привязаны к iTunes Store для заполучения музыки.

пан джобс красиво писав аж до цього моменту. але ось цей блок позбавлений логіки -- аж прикро =/

звісно ж, ніхто ні до чого не прив'язаний: можна придбати ipod для музики, захищеної drm'ом від apple, і zune -- для тої, що захищена drm'ом від microsoft. саме це, очевидно, мав на увазі пан джобс, але з цілком зрозумілих причин йому не стало наглості саме так вибудувати речення =)

"it's quite easy if you don't know how" (c) d.adams

Более того, тут наличествует хитрый софизм:

До конца 2006 года, покупатели приобрели в общей сложности 90 миллионов iPod и 2 миллиарда песен в iTunes Store. В среднем, это 22 приобретенные песни с iTunes Store на каждый проданный iPod.
На сегодня самый популярный iPod может хранить 1000 песен, и исследования показывают, что в среднем iPod забит под завязку. Это означает, что только 22 из 1000 песен, или же менее 3% музыки на среднестатистическом iPod приобретены в iTunes Store.

В этом "логическом выводе" 2 млрд песен просто разделены на 90 млн iPod'ов, таким образом предполагается, что все песни на всех iPod'ах -- уникальны, т.е. каждая из проданных песен есть только на одном iPod'е в мире.

Поправка: хотя, скорее, 2 млрд песен -- это не 2 млрд уникальных песен, а 2 млрд покупок. В этом случае выводы Джобса верны.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT