`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Роман Хархалис

Жизнь замечательных идей

+77
голосов

Компания «Астелит» хочет сделать одну очень правильную вещь.Из всех украинских операторов только она всерьез поставила перед собой цель продавать операторские терминалы. Ничего удивительного в этом нет ‑ по такой схеме работает вся Европа и половина остального мира. Но не все идет гладко…

Масштаб украинских операторов не позволяет привлечь к сотрудничеству ни один из мировых брендов первой величины. Эта проблема уже больно ударила по очереди по всем отечественным CDMA-операторам, она же актуальна и для life:). Прогнозируемые объемы продажи даже в ее случае недостаточны для производства брендированных партий продуктов, эксклюзивных условий поставки моделей и даже изменения текущих логистических схем у Nokia, Samsung, Sony Ericsson, HTC. Поэтому в ход идут более мелкие и потому – сговорчивые производители, за очень редкими исключениями – не представленные не только в Украине, но и во всем регионе.
В общем, до сих пор операторские терминалы life:) можно было назвать небезынтересными продуктами, но привлекательными покупками – вряд ли. В компании упорно продолжают искать решение, и это достойно уважения. Так что ноутбук со встроенным сотовым модемом фактически становится следующим звеном цепочки из PCMCIA-модема для EDGE+, телефона Dual SIM, планировавшегося к поставкам коммуникатора Palm Treo.
Сразу отмечу, что предложение «Вихрь возможностей» (собственно, бандл из ноутбука, SIM-карты и бонусного бесплатного трафика) кажется мне весьма противоречивым. Но его преимущества и недостатки, с моей точки зрения, не совсем там, где их усматривает большинство наблюдателей.
В кулуарах презентации life:) критиковали за выбор производителя. По распространенному мнению, то, что устройства выпускает «Навигатор», а не, скажем, ASUS, Sony или кто-то еще из этой когорты, вредит продукту, так как порождает недоверие со стороны потребителя. Но на это можно возразить. Во-первых, брендирование продукции упомянутых марок локальным логотипом – вещь абсолютно нереальная как из соображений маркетинга самих этих производителей, так и технически: партии слишком малы для маркировки на заводе, а возможностей для вскрытия, доукомплектации и переупаковки целой партии уже в Украине нет ни у «Астелита», ни у вендоров, ни у дистрибьюторов. Во-вторых, в текущем варианте маркировка и упаковка сделаны солидно и качественно, в итоге бренд локального производителя «перекрывается» мощным брендом оператора, а сам продукт вызывает скорее положительные эмоции. На месте «Навигатора» я бы даже пошел на полномасштабный ОЕМ и лого Impression с корпуса убрал, мне кажется, можно вполне достаточно заработать на самом производстве. В-третьих, если маркировку поставить обязательным условием, то такой контракт за пределами Украины способны выполнить разве что второразрядные китайские фабрики. Уровень их качества и сервисного обслуживания – можете себе представить. Если встанет вопрос о починке сломавшегося ноутбука, то «Навигатор» здесь всяко предпочтительнее китайцев, да и уровень качества у него с большой вероятностью будет повыше. И это, пожалуй, самое главное.
Основной недостаток проекта, с моей точки зрения – выбор форм-фактора. Лэптоп с экраном 15" – это «замена десктопа»; 90% времени этот девайс стоит на столе, а значит, подключается к Интернету в лучшем случае через Wi-Fi, а то и обычным сетевым кабелем. Подключение через GSM-сеть будет использоваться настолько редко, что это ставит под сомнение необходимость в нем вообще. Проблема, кстати, очевидна для всех – вопрос «а почему 15 дюймов, а не 12?» был задан на пресс-конференции первым, и отнюдь не мной. Ответ, согласно которому форм-фактор был выбран потому, что 75% продаваемых в Украине ноутбуков 15-дюймовые, с моей точки зрения – неубедителен. Да, эта цифра верна, если речь идет о выборе ноутбука, как standalone продукта, просто персонального компьютера. Но в данном случае речь идет о весьма специфическом комплексном решении с акцентом на мобильность. Здесь было бы уместно оперировать процентом ноутбуков, систематически используемых где-либо еще, помимо рабочего стола в офисе и дома. Думаю, если бы удалось собрать статистику для такой модели использования, доля 15-дюймового форм-фактора была бы в ней намного меньше половины. Потому рискну предположить, что выбор типоразмера определялся исключительно условиями закупки или же наличием на складах «Навигатора» соответствующих barebone-комплектов. С точки зрения маркетинга явное расхождение между идеей мобильности, заложенной в проект «Вихрь возможностей», и массогабаритом ноутбука лежит на поверхности, и должно было насторожить маркетологов life:).
Чтобы сделал я, будучи на их месте? В первую очередь – жестко ограничил диагональ экрана 12 дюймами. Это позволило бы говорить о полноценном мобильном решении с интернет-доступом anytime&anywhere. То, что работа через любую сотовую сеть 2,5G или 3G всяко предпочтительнее публичного Wi-Fi – аксиома, я в этом убеждался последовательно на протяжении последней пары лет. В беседе Тансу Еэн заявил, что проект будет развиваться, в нем появятся и такие модели, но, как мне кажется, это не лучший вариант. Успех таких мероприятий во многом определяется на старте, и если в начале что-то пошло не так, потом может быть трудно исправить.
Но можно (и нужно) поискать еще более изящное решение, чтобы продукт был если не уникальным, то как минимум, выделяющимся. В этой связи сразу же вспоминается идея Володи Исаева о продаже нетбуков с операторским контрактом. «На бумаге» выглядит очень здорово: возьмем 450-600-долларовое устройство, предложим его в комплекте с пакетом интернет-доступа, добавим «для вкуса» операторскую субсидию порядка $100 при контрактном подключении, и получаем уникальное и привлекательное предложение – ноутбук (к новым моделям нетбуков это определение уже применимо) супермобильный, весом около килограмма, который можно носить с собой постоянно, готовый к работе в Интернет – и всего за 2500 грн! Это при том, что нынешняя «пятнашка» стоит 5099 грн. Проблема в этом проекте – найти нетбук с GSM/UMTS-адаптером пока сложно (хотя, возможно, поездка на Computex позволила бы решить этот вопрос), а если удалось бы, то возникли бы те же препятствия, что и в отношении обычных лэптопов A-брендов, связанные с маркировкой и доукомплектацией. Впрочем, «если очень захотеть»…
Более реалистичным выглядит вариант с UMPC. Эти устройства сравнительно редки, но среди них есть серийные модификации с GSM/UMTS-модемами. На розничном рынке они идут слабо, и это, как мне кажется, обеспечило бы «Астелиту» хорошие позиции для переговоров с производителями относительно вскрытия и маркировки. UMPC – вещь мегаудобная как раз для мобильной работы с Интернетом, поэтому продукт с настроенным подключением, хорошей рекламной кампанией в духе «odnoklassniki.ru всегда с тобой», обязательным присутствием в салонах life:) и операторской дотацией в $100-200 (думаю, сюда уместно заложить не только цифру из соображений окупаемости, но и дополнительный бонус за счет маркетинговых фондов) был бы предложением, как минимум, заметным на рынке. Дотация, вероятно, позволила бы «загнать» стоимость устройства в пределы $800-900: получается 4000-4500 грн, что в рекламе тоже смотрится весьма привлекательно, а программа кредитования без процентов и комиссий (анонсирована в отношении нынешнего ноутбука life:), хотя на это мало кто обратил внимание на презентации) развеяла бы последние сомнения потенциального потребителя.
Кстати, вы заметили, как часто я употребляю словосочетание «операторская дотация»? Так вот, та замечательная идея, которую так упорно пытается реализовать life:) – продажа операторских терминалов – труднореализуема еще и по этой причине. Жаль, что предпосылок для внедрения операторских субсидий, и привлекательных для конечного пользователя размеров этих субсидий пока не предвидится. Но это уже совсем другая история…

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Да, Роман, очень верно всё написано. Думаю, я бы не отказался купить тот самый нетбук в такой комплектации...

Полагаю, не только вы.
Проблема в том, чтобы подобрать подходящую модель нетбука, т.к. при разработке таких устройств сотовый модем обычно либо не предусмотрен вообще, либо опционален. Точно знаю, что такая опция предусмотрена в Acer Aspire One, но представители Acer пока не ожидают большого спроса на эту модификацию и поставлять ее к нам не планируют.
Кстати, наверное зря, т.к. я пока лично проконсультировал два кейса с выбором и эксплуатацией нетбуков; в обоих ПЕРВЫМ делом понадобилось подключить устройство к Интернету посредством GPRS.

А что мешает укомплектовать нетбук адаптером PC Card? Благо таковые есть в избытке. Разве что в этом случае становится непонятно, зачем к адаптеру PC Card будет _добавлен_ нетбук Ж:)

Что касается PC Card, то я думаю, что в первую очередь, габариты. Плюс устарелость стандарта, сейчас все массово переходят на ExpressCard, поддерживать старые разработки никто не хочет.
Ну и стремление максимально конфигурацию "урезать" по идеологическим причинам.
Благо, во втором поколении это стремление пропало.
У HP 2133 Mini-Note есть адаптер ExpressCard - посмотрим, насколько он будет пользоваться популярностью.

Простите, а можете обьяснить ваше утверждение "То, что работа через любую сотовую сеть 2,5G или 3G всяко предпочтительнее публичного Wi-Fi – аксиома, я в этом убеждался последовательно на протяжении последней пары лет. " ИМХО оно совершенно не очевидно.

Конечно могу.
Публичный Wi-Fi - средство доступа к Интернету, скажем так, не гарантирующее успешного соединения при произвольном выборе времени и места. Другими словами, если вам нужно прямо здесь и сейчас проверить почту, есть большая вероятность, что вам этого осуществить не удастся - либо не будет хотспота поблизости, либо он окажется платным, хорошо еще если с божеским тарифом и более-менее простым способом оплаты, и так далее...
Что же касается интернет-доступа через сотовую сеть, то он на порядок удобнее, поскольку не нужно ничего обнаруживать, выбирать, регистрироваться, оплачивать, и т.д. Если у вас модем встроен в ноут или же постоянно вставлен в PC Card, то достаточно ноут открыть, включить и запустить соотв. интернет-соединение или оболочку дравера, дальше все работает само, с высокой вероятностью.
В общих терминах, для произвольного мобильного доступа в Интернет одна WMAN намного предпочтительнее, чем множество WLAN. В нынешних условиях роль таких WMAN играют сотовые сети.
Это эмпирические выводы, основанные на продолжительном использовании самых разнообразных видов мобильного доступа в Интернет, и Wi-Fi, и 2,5G, и 3G.

Позволю себе с вами не во всем согласиться. Вы правы лишь в ситуации абсолютно идеального качества сотовой связи. В случаи перегруженности сети или недостаточно хорошего покрытия пользование многими интернет сервисами превращается в ад. Не говоря уже об айпи телефонии. Во многих случаях удобнее найти платную/бесплатную точку доступа.

Ничто не идеально.
В таком случае я рекомендовал бы поискать другого оператора с более высоким качеством связи.
Или, да, использовать Wi-Fi как вспомогательный канал.

Может порекомендуете?

Зависит от ваших требований, какая скорость нужна, какое покрытие.
Я в итоге пользуюсь киевстаровским EDGE, основная претензия к нему - "жаль, что не 3G":)

Користуюсь "hyper.net" від "Jeans" - прекрасно, але дорого. Проте раз в тиждень-другий використовувати можна.

Чесно, де б не використовував швидкість - 200Kbps. Зараз пишу з дачі, де рівень зв'язку - менше однієї поділки. Все рівно стабільно тримає зв'язок.

От вам і "проблеми" з доступністю!

"жаль, что не 3G" Вот и причина пользоваться хотспотами. Я использую PeopleNet и Life:) У обоих слабое покрытие и гэпы в скорости.

По моему опыту, Wi-Fi в среднем ненамного быстрее, чем EDGE. Если вообще быстрее.
Пиплами пользовался одно время, скорость меня устраивала, на большие провалы в покрытии тоже особо не натыкался.
Лайф в ближайшем будущем проверим экспериментально.

Уважаемые господа, Ваши комментарии говорят о том что у Вас далеко не первый ноутбук в жизни, более того, это не единственный Ваш компьютер.
Отсюда и Ваши ожидания от нетбуков и пр.
Реалии же украинского рынка таковы что в 90% случаев это первый компьютер или единственный у человека.
Касательно нетбуков - устроит ли такого человека устройство, на котором не сможет полноценно функционировать MS Office? думаю что нет.
Устроит ли его для постоянной работы устройство с 7 дюймовым дисплеем - просидите за ним к примеру часа 2, с просмотром текста. Как после этого будут выглядеть ваши глаза?
Касательно 12" устройств - безусловно они более легкие (где-то на 1 кг), но опять же 12" дисплей для постоянной работы не подходит. Или посмотрите фильм на 12-ти дюймовом экране, особенно с кем-нибудь вдвоем. Подходит разве что для ощущения полной близости с человеком.
Мы же при разработке исходили из того, что это единственный компьютер у человека и он должен ему не только позволять быть мобильным, но и давать возможность реализовывать на нем различные задачи, а также долго и продуктивно работать.
К сожалению украинский рынок очень далек от насыщения и людям на сегодня в основной массе нужен не 2-й или третий компьютер, а пока первый и единственный. Так что посмотрите на это с точки зрения реального потребителя.

Cаша, спасибо за комментарий. Ты конечно прав, и для большинства соотечественников это действительно первый ПК. Но дискуссия, которую развернул Рома, призвана скорее побудить вас (и Лайф тоже) к выработке некоего ассортимента решений - и для первых пользователей, и для непервых. Если же углубляться, то давай еще учтем, что технологически "продвинутые" пользователи, т.е. те, кто использует гаджеты по полной программе (например, для доступа в Сеть по EDGE/GPRS), как раз не новички в пользовании ноутбуками и десктопами.

P.S. По поводу 12-дюймового ноутбука. Уже 2,5 года использую его как единственный рабочий инструмент, пока все цело (включая глаза) :-) Фильмы тоже показываются хорошо, я доволен :)

Я и смотрю. И я, в общем-то, далек от позиции "нетбуки всех убьют", которая достаточно распространена на нашем IT-рынке.
"Ноутбуки всякие нужны", я считаю. И полностью согласен с тем, что средний формат пока а) наиболее распространен и б) предпочтителен с точки зрения требований большинства пользователей.
Но я говорю о предложении "Навигатора"-"Астелита", как о некоем целостном продукте, маркетинговой идее, если хотите. И здесь возникает противоречие между концепцией этого продукта и форматом ноутбука. Все же "мобильность" не ассоциируется ни у меня, ни, я думаю, у потребителя с 15-дюймовыми лэптопами.
Встречные вопросы: 1) насколько часто вы и ваши знакомые используют ноутбуки этого класса не на столе; и 2) насколько часто вы и ваши знакомые используют с ними GPRS-подключение (через телефон и Bluetooth, скажем), а не LAN или WLAN?

Мобильность у среднестатистического человека ассоциируется с ноутбуками, независимо от диагонали и веса,
давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения статистики, в Украине порядка 47 млн человек, около то ли 17 то ли 19 млн домохозяйств, при этом за последние 3 года в Украину было "отгружено" порядка 1,5 млн ноутбуков. Реальная цифра доехавших и проданных думаю 1 млн, в лучшем случае 1,2.
Мин. 30% из них ушло в корпоратив. Т.е. у нас остается 700-800 тыс ноутбуков на все население страны. Как вы думаете как много из них готовы приобрести 2-й ноутбук урезанный за 450-500 долл, думаю от силы 10%. Как вы думаете какой нужен ноутбук остальным маленький или полнофункциональный?
Как вы думаете при этом он отдаст предпочтение просто ноутбуку или ноутбуку полностью готовом к работе, с возможностью подключения к интернету только по выделенке или Dual up или возможность подключения и через выделенку, dial up, Gprs/Edge (уже настроенному, с бесплатным траффиком), Wi-Fi, Bluetooth? Я думаю второй вариант ему будет предпочтительнее. Это его первый ноутбук, он еще не знает как он ему пригодится в его жизни, но ему хотелось бы, чтобы пригодился на все случаи жизни.

Большая мобильность 12" устройств по стравнению с 15" и даже 17" мифична. Приблизительные веса 12" - 1.5кг, 15" - 2.5кг, 17" - 3кг. Разумеется мы не рассматриваем такие крайние случаи как десктоп реплейсменты по 4-5кг и уникальный Портеж менее кило. А если обратить внимамие на ноуты с реально долгоиграющими батареями, что немаловажно для мобильности, так МакБук 13" весит 2.4кг.

Фактически предложение "Навигатора"-"Астелита" это оптимизация цена/свойства, а засчет дюймажа цену сильно не скинуть.

Более того 12-ти дюймовый реально дороже чем 15-ти дюймовый ноутбук,разница в весе - в среднем 1 кг. модели 12-ти дюймовых которые весят 1,5 кг - от 1500-1700 долл, без модема. Реальный их вес 2,2-2,5 кг.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT