`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Как я вел бухгалтерию

+1218
голосов
В конце прошлого года я наткнулся на очередную, «новейшую», шароварную программу для ведения домашней бухгалтерии и подумал о непонятном упорстве, с которым энтузиасты продолжают их создавать.
 
Когда-то, лет пять назад, я пробовал было использовать подобное ПО, но довольно быстро остыл и в памяти от этого эксперимента не осталось почти ничего. Может, что-нибудь изменилось за это время? Может, программы стали другими? Или мне теперь стало остро необходимо и очень полезно использовать их? И с нового года я решил исправить досадное упущение, заставив себя вести собственный реестр финансовых операций (для одного человека). Хватило меня ровно на месяц, но эксперимент оказался небесплодным. Сообщаю его основные результаты в виде модной ныне «десятки», не разделяя их на «положительные» и «отрицательные», поскольку это – как посмотреть.
 
Во-первых, у меня образовался довольно длинный и скучный список, состоящий в основном из продуктов питания. Из этого списка я, в принципе, мог бы если не четверть, то процентов 20 безболезненно исключить – или из-за не особой нужности определенных продуктов, либо из-за явно излишне купленного их количества.
 
Во-вторых, я узнал, что некоторые наши магазины округляют счета до ближайшего большего значения, а некоторые – по школьным правилам округления. Особого значения в масштабах личного потребления это не имеет, но все же из-за этого я за месяц переплатил шесть копеек.
 
В-третьих, я открыл (возможно, только для себя?), что тара, в которой мы время от времени покупаем разные салатики, оплачивается отдельно и я в результате приобрел несколько совершенно не нужных мне пластиковых контейнеров, цена каждого из которых составляла 5-10% стоимости всей покупки.
 
В-четвертых, выяснилось, что собирание чеков – довольно утомительное занятие, когда о них думаешь постоянно, как об обязательной составляющей каждой покупки.
 
В-пятых, занимает довольно много времени введение обязательных атрибутов с них и с лейблов на упаковке в домашнюю бухгалтерию – цены, количества, суммы и т.д.
 
В-шестых, каждый поход на базар вызывает некоторую растерянность из-за нечеткости продаж без документов (впрочем, на чем любой базар и держится).
 
В-седьмых, к сожалению, даже за один месяц стало заметно, что продукты постепенно дорожают.
 
В-восьмых, я однажды поменял доллары по низкому курсу и целый месяц программа нагло показывала мне, по какому именно.
 
В-девятых, я пришел к следующим выводам. Если уж вести бухгалтерию, то, наверное, должна быть какая-то цель этого процесса. Какая? Самое первое, что приходит на ум – «точно знать свои расходы». ОК. Второй вопрос – зачем их знать? Видимо, чтобы как-то сократить их, а иначе зачем же? В результате целью ежедневных записей становится итоговое сокращение расходов, что очень быстро превращается в своеобразный спорт, заключающийся в том, чтобы потратить как можно меньше денег. 

И в десятых – все перечисленное выше, как по мне, довольно противно и бессмысленно для обычного человека. Наверное, все-таки правы женщины: если у тебя плохое настроение – просто пойди и купи себе что-нибудь для удовольствия.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+1218
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

По моему опыту нет смысла записывать все продуктовые чеки, достаточно банального "продукты - 300 грн", такие программы расчитаны скорее на людей у которых множество различных источников трат - путешествия, авто, развлечение, обучение, подарки и т.п.
Они помагают спланировать траты в будущем - выделить деньги на отпуск, покупку нового телевизора и т.п.

Зарплата бухгалтера больше, чем экономия при использовании домашней бухгалтерии. Время, которое тратится на обработку чеков и чесание репы, почему не сходятся деньги в программе и кошельке, лучше потратить на отдых. Или на дополнительный заработок, который компенсирует лишние траты.

Короче согласен, фтопку такие программы :)

Несколько лет назад заставил себя 3-4 месяца вести бухгалтерию. Причем вел по-простому, в Excel. Толк извлек один: стало четко понятно, сколько денег тратится в месяц по разным статьям расходов - дом, еда, бензин, досуг и пр. После этого необходимость считать отпала сама собой.

Сейчас пользуюсь простейшей табличкой в Excel - вносятся все остатки средств (наличные, карточки и пр.) и планируемые большие траты, потом все приводится к одной валюте и выводится одна-единственная цифирь - типа текущее финансовое положение. Обновления таблички 2-3 раза в месяц хватает с головой.

Короче, присоединяюсь - домашняя бухгалтерия для настоящих маньяков :)

Продукты, конечно, как и говорит Артур, нет никакого смысла расписывать по составляющим чека - как раз вполне достачно именно такой записи "Продукты - 300 грн."

А в том, что касается полезности программ, то "мой опыт здесь" :)

Рад, что тема ведения компьютеризованной домашней бухгалтерии оказалась интересной многим. Отдельное спасибо Вячеславу Колдовскому за обстоятельное исследование предмета и комментарии к нему.
Попробуем подытожить. Как оказалось, интерес представляют суммы, эквивалентные примерно баку бензина и меньшее учитывать просто нет смысла. Учет в основном нужен людям активным, имеющим множественные источники доходов. Вряд ли большой ошибкой будет выразить их ежемесячный доход суммой в 1-1.5 тыс долл.
Это говорит о том, что изначально подобные продукты создавались для среднего класса: бедным они не нужны и, возможно, даже недоступны, а богатые держат специальных бухгалтера и юриста для ведения своих денежных дел.
Резюме: жаль времени тех, кто имеет к домашним бухгалтериям "исключительно научный интерес" ((с) Колдовский). Лучше бы научились чему-нибудь полезному и пошли зарабатывать.

Беда в том, что размер баков безнина у всех разный :))
Мое мнение -- учет должен весьтись до последней копейки,
иначе смысла в нем никакого! Я и так знаю, куда я потратил в текущем или прошлом месяце +- 100-200$, не говоря уже о более крупных тратах.
С подобной работой прекрасно справляется Excel и зачем
еще городить огород в виде подобных программ я не понимаю.
Кроме того, мне интересно, через сколько времени уйдет от вас жена или подруга, если вы будете издеваться над ней c
подобной программой :)))
Другое дело -- учет расходов на авто! Тут нужно все тщательно фиксировать, чтобы отметать наезды домашних, что ты слишком много тратишь на свою машину :)))

Хм... цікаві роздуми. А я от вже років 7 веду облік усіх витрат за допомогою спеціалізованих програм, і мушу сказати, що вже не уявляю, як можна жити без обліку грошей.

По-перше, завжди є чітке уявлення, скільки є коштів у наявності, по-друге, можна бачити "непотрібні" (необов'язкові) витрати і на них економити, ну і звичайно ж легше планувати. Для мене особисто такі програми виявились надзвичайно корисними.

Да уж, "фтопку" - довольно опрометчивое решение.
Для себя я написал небольшую программку ведения учета, в которой отражаю доходы и расходы в разрезе источников поступления и направлений затрат. Да, до копеек не веду, но до гривен веду. Питание - отдельная статья.
Также ввожу план на последующий период и наглядно вижу отклонение - когда трачу слишком много.
Накопление такой статистики дает возможность проанализировать затраты и исключить бесполезные расходы, причем довольно эффективно - 10-20% в месяц экономия.
Да что рассказывать, есть миллион книг про домашний _бюджет_

Несмотря на то, что такие программы называются "домашней бухгалтерией" на самом деле правильнее их было бы назвать "домашним бюджетированием". Потому как для бухгалтерии действительно важно, чтобы все сходилось до копейки. А при бюджетировании допустим подход типа "плюс-минус".

Опять же, если понимать что это программы для домашнего "бюджетирования", то польза от их использования - это (по классике бюджетирования) сбор фактических доходов и расходов прежде всего чтобы на основании факта составить план доходов и расходов. Поэтому хорошая программа должна позволять вести домашний бюджет в разрезе факт/план/прогноз, а также уметь рассчитывать платежи по кредитам и доходы по депозитам, и вставлять их в статьи бюджета.

Впрочем как справедливо было замечено - для этих целей вполне достаточно экселя, или Google Spreadsheets, которые отлично подходят для таких целей.

Достаточно краткое, и в то же время, вполне вменяемое, описание нашел здесь:

http://en.wikipedia.org/wiki/Personal_finance

Если не вникая в тему, начинать с 4го пункта, то действительно сложно понять зачем это все надо. Только при таком подходе, не стоит делать далекоидущие выводы, по поводу того кому что делать и куда идти. Лучше свои выводы применить к себе.

З.Ы. Веду учет более 5 лет.

Замечательная цитата:"и подумал о непонятном упорстве, с которым энтузиасты продолжают их создавать". На кончике пера вы только что предсказали необходимость ведения учета itemized deductibles (medical expenses, charity donations etc). Но, как сказал бы проф. Зубинский:"Да оно вам и не надо".

Могу только повторить, что очень рад высокому интересу наших читателей к данной теме и разнообразию высказанных взглядов. Конечно же, те, кто ведет учет, ничуть не хуже и не лучше тех, кто не ведет. Это вполне естественно: одним, например, больше нравится проводить время в развлечениях, а другим - клеить макеты кораблей из 100 тыс. деталей :))

Статья ваша (IMHO) уникальна и полезна для пост-совкового читателя. Вот еще две свежих публикации от CNN.com о пользе ведения учета (бюджетирования, как они это называют):
Making the most of your paycheck
Money 101: making a budget

Веду учет уже 3,5 года и уверен в полезности подобных программ - они дисциплинируют и помогают правильно бюджетировать.
Однако столкнулся с тем, что в семье этой программой должны пользоваться двое - так экономится время. Однако если база находится на одном компьютере, то это затрудняет ввод данных с разных мест и машин. Поэтому приходится вводить кому-то одному.
С программами для КПК ничего хорошего не получалось.
Однако вот недавно наткулся на неплохой сервис с базовой функциональностью - homemoney.com.ua, который решает эту проблему: вводить можно даже с телефона - трафика минимум. Проект еще молодой и ему нехватает функционала, но как показывает западная практика (в особенности mint.com) - у таких проектов есть будущее.

С таким отношением можно любое дело завалить :-)
Вы делаете упор на отрицательные стороны ведения домашней бухгалтерии. Есть и преимущества. Например, я смог увидеть по отчетам, что траты на закусочные у меня явно завышены. Через 3-и месяца я купил на сэкономленные деньги мобильный телефон. Программа моя имеет специфическое название Жадюга :-) Может это ее заслуга... Вот ссылка на программу: http://www.amosoft.net

Думал над целью учета затрат. Как тут уже прокомментировали - таким образом создается статистическая база постоянных затрат (еда, жилье, здоровье, транспорт..). Зная свои затраты (т.н. Cash Flow), да с учетом отклонения, можно планировать крупные покупки или добавление постоянных затрат без риска начать тратить больше прибыли (особенно с наличием кредиток). Чем больше переменных, тем сложнее планировать: если доход варьируется, то четко знать затраты просто необходимо. Если используется кредитка - то же самое. В онлайн консолях управления западных банков есть опция: скачать движения по счету кредитки или дебетной карты в виде файла, "понятного" для бухглатерской программы - можно загружать свои траты в программу сразу разнося в разные типы трат: жилье, еда и т.п. таким образом банковская карточка становится и элементом некой автоматизации персонального учета. Канадские поставщики бухгалтерского ПО (simply Accounting и quickBooks)имеют бесплатные версии для персонального учета, только найти их на их сайте не так просто :) так же есть Open Source программа GNUCash (не уверен в правильности написания).
Резюме: это не бухгалтерия, для отчетности, а бюджетирование - как управление финансами.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT