`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Виталий Кобальчинский

Лэптоп проигрывает бумажному конспекту

+55
голосов

Низкая надежность эмпирических результатов экспериментов с такими не поддающимися точному измерению характеристиками как человеческое восприятие, общеизвестна. Однако, когда три ничем не связанных, кроме общего направления, исследования сходятся в оценках, это, как минимум, повод принять их выводы к сведению.

Если вы используете ноутбук или планшет для того, чтобы вести конспект лекций или оставлять заметки по ходу совещания, не лучше ли будет сменить высокотехнологичные гаджеты на старорежимные ручку и тетрадь?

Лэптоп проигрывает бумажному конспекту

Задавшиеся этим вопросом сотрудники Принстонского и Калифорнийского университетов попросили группу студентов пользоваться на лекциях ручкой и бумагой, тогда как другая, контрольная группа работала с лэптопами. В итоге оказалось, что для второй группы характерен более низкий уровень понимания материала лекций.

На причину этого указывает сделанное исследователями наблюдение: компьютерные записи в целом отличались от бумажных тенденцией более точного воспроизведения сказанного лектором. По мнению учёных это говорит о том, что пользование компьютером склоняет к автоматическому копированию, тогда как конспектируя от руки, студент обрабатывает в уме записываемую информацию.

На другом конце континента, студентам канадских университетов Йорка и Макмастера предлагали заниматься на своих ноутбуках, чем-то не связанным с темой лекции. Это привело к плохому усвоению учебного материала как ими, так и их ближайшими соседями. Интересно, а исследователи всерьёз рассчитывали на что-то другое?

Третья публикация, к счастью, не такая смехотворная. В Военной Академии США вели мониторинг успеваемости по экономике среди трёх категорий курсантов: тех, кому был полностью запрещен, разрешен и ограничен доступ к портативным компьютерам. В итоге «безлошадные» испытуемые оставили две остальных категории глотать пыль далеко позади.

Прежде, неоднократно было доказано, что рукописная практика улучшает моторные навыки, память и креативность, к сожалению, те области повседневной деятельности, в которых ручка и бумага использовались чаще всего, сегодня в полной мере ощутили поступь прогресса. Бумажные блокноты исчезли как класс, писем вручную никто не пишет. Даже клавиатуру уверенно теснит голосовой ввод. Однако стремясь к удобству запечатления нужных знаний, может быть стоит поразмыслить, где они нужны нам на самом деле: на флэшке или все-таки в голове?

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

"где они нужны нам на самом деле: на флэшке или все-таки в голове?"

Бумажные конспекты нужны ровно один раз - при подготовке к экзамену.
Через полгода-год найти в них нужную информацию уже сложно.

В электронных конспектах найти нужную информацию не составляет проблем в принципе (если, конечно, вести его правильно)

"В итоге оказалось, что для второй группы характерен более низкий уровень понимания материала лекций"

Проверку, очевидно, проводили сразу после лекций.

"Проверку, очевидно, проводили сразу после лекций."

В начале статьи сделана оговорка о низкой надёжности результатов подобных исследований. Это одна из проблем, обесценивающих современную науку, помимо журналов-хищников.

"Бумажные конспекты нужны ровно один раз - при подготовке к экзамену.
Через полгода-год найти в них нужную информацию уже сложно."

Это не противоречит тому, что после них в голове остаётся больше информации. И именно это имеет значение при подготовке к экзамену. Если в мозгу не осталось зацепок, то заучить доказательства семидесяти теорем матана за пять дней до экзамена вам никакой электронный поиск не поможет.

"Это не противоречит тому, что после них в голове остаётся больше информации"

Этот тезис проверяется очень легко - достаточно провести тестирование непосредственно после лекции.

И вот такие тесты однозначно демонстрируют истинность принципа "повторение - мать учения".

Т.е., вне зависимости от способа создания конспекта (или не создания его вообще), без последующего повторного чтения материала - "в мозгу" студента остаются только самые общие знания "я об этом что-то слышал".

И чем больше проходит времени с момента прослушивания лекции - тем меньше остается конкретных знаний.

Используя ИТ- аналогии можно сказать: информация, полученная на лекции - попадает в оперативную память. Повторение материала - это запись ее на жесткий диск :)

"Используя ИТ- аналогии можно сказать: информация, полученная на лекции - попадает в оперативную память. Повторение материала - это запись ее на жесткий диск :)"

Не совсем так. Та и другая информация попадает в постоянную память. Просто, чтобы добыть ее оттуда, нужны метаданные: ключевые слова, зацепки, контекст. Какая модель управления активами (asset management) лучше оперирует метаданными - это и есть вопрос вопросов.

"Какая модель управления активами (asset management) лучше оперирует метаданными - это и есть вопрос вопросов"

Да нет никаких вопросов - при ручном ведении конспекта, студент, в большинстве случаев - просто не может найти в своих каракулях даже такие яркие и заметные вещи, как полученные на предыдущем занятии логин (адрес электронной почты) и пароль.

Тем более, что многие используют одну и ту же тетрадь для конспектирования лекций по нескольким предметам сразу.

От полного перехода к электронному конспектированию удерживает только отсутствие у студентов соответствующей материальной базы.
Те, у кого такая база есть - уже несколько лет как ведут конспекты только в электронном виде.

"при ручном ведении конспекта, студент, в большинстве случаев - просто не может найти в своих каракулях даже такие яркие и заметные вещи, как полученные на предыдущем занятии логин (адрес электронной почты) и пароль"
Одно из двух: или вы не поняли тезисы статьи или не были студентом.
Смысл пришивания подворотничка – в самом пришивании подворотничка.
Смысл написания конспектов – в самом их написании.
При подготовке можно воспользоваться чужими конспектами с хорошим почерком, в этом смысле фильм про Шурика почти не искажает истину.

"От полного перехода к электронному конспектированию удерживает только отсутствие у студентов соответствующей материальной базы.
Те, у кого такая база есть - уже несколько лет как ведут конспекты только в электронном виде."

Это женские аргументы : :"Я это не надену, такое носят ВСЕ!" Я привёл данные каких-никаких исследований, вы же пытаетесь спорить полностью голословно. Причём спорите не со мной. Про степень популярности электронного конспектирования в этой статье не было сказано ни слова.

"Одно из двух: или вы не поняли тезисы статьи или не были студентом Смысл пришивания подворотничка – в самом пришивании подворотничка.
Смысл написания конспектов – в самом их написании."

...или вы не были в армии.
Смысл подшивания подворотничка - обычная гигиена. Кто неподшивался - имел чирьи на шее.

Чужим конспектом пользоваться сложно, так как все конспектируют "под себя".
Как именно вести конспект - значения не имеет: использовать ручку или клавиатуру. Разница только в том, что рукописный конспект с трудом читает (и понимает) даже его автор.

"Я привёл данные каких-никаких исследований, вы же пытаетесь спорить полностью голословно"

Т.е. мои собственные исследования и аналогичный опыт коллег вы не считаете нужным принимать во внимание?
В таком случае обсуждать что-либо бесполезно.

"Используя ИТ- аналогии можно сказать: информация, полученная на лекции - попадает в оперативную память. Повторение материала - это запись ее на жесткий диск :)"

Если начинать проводить аналогию, то не нужно останавливаться. Человеческий компьютер не обесточивается после лекции. Информация из гиппокампуса - RAM мозга - не исчезает и до какой-то степени несомненно переносится в долгосрочную память. Иначе у вас вообще не оставалось бы конкретных воспоминаний о событиях жизни.

"Если начинать проводить аналогию, то не нужно останавливаться"

Меня остановил лимит времени :)

"Человеческий компьютер не обесточивается после лекции"

В некоторых случаях происходит полное отключение с последующей потерей памяти. И это не всегда удар по голове - гораздо чаще такой эффект дает злоупотребление очень крепкими спиртными напитками (спирт).

"и до какой-то степени несомненно переносится в долгосрочную память. Иначе у вас вообще не оставалось бы конкретных воспоминаний о событиях жизни"

Есть люди, профессионально изучающие проблемы человеческой памяти. Например, это необходимо при расследовании преступлений - проф. выражение "врет как очевидец" имеет под собой веские основания (см. отличную иллюстрацию в рассказе К.Чапека "Поэт")

В постоянную память переносятся далеко не все воспоминания о событиях жизни, а только те, которые связаны с какими-то другими, близкими воспоминаниями или сильными впечатлениями.
Причем эти связи могут и не быть очевидными для сознания (Фрейд, далее везде).

В применении к данной теме - см. "Метод Шаталова"

И да, прогнозирую появление компьютерных устройств, которые в принципе не будут выключатся (до момента замены батареи, а при возможности работы от внешнего источника ("солнечные батареи" и т.п.) - вообще в течении срока их эксплуатации).

О чём спор-то? Навык улучшенного запоминания материала в процессе записывания услышанного- закладывается в нежном возрасте, в младших классах. Если вы будете внимательны, то заметите, что многие люди имеющие привычку письма от руки, которые уже не нуждаюбтся в усвоении того что они слышат в данную секунду, по причине того, что для них это - уже давно известная информация - пишут рукой, даже не глядя. А те, кто не имеет привычки письма или пытаеться запомнить и воспринять новую информацию - внимательно смотрят на движение "пера" и получившиеся символы. Именно в этот момент происходит многократная обратная верифиикация услышанного и записанного.
Набор текста на "клаве" - "в слепую" - такого бонуса не даёт, а попытка перечитывать на екране - отвлекает внимание от процесса слушания и первичного понимания. Просто, набор текста на "клаве" "в слепую" это совсем другой навык. И к усвоению материала он напрямую не относится. Это то же самое, что оценивать: какой текст лучше читается: рукописный (написанный другим человеком) или печатный, если содержание текста идентично.

Спора нет, так как у других точек зрения нет доказательств, их подкрепляющих. Это называется обмен мнениями.
В статье рассказывается о трёх экспериментах, проясняющих частный случай более широкой проблемы.
Из них, например, непонятно, улучшает ли понимание рукописный ввод стилусом/пальцем и как он соотносится по эффекту с бумажным вводом, Кроме того, есть ведь ещё и "speech to text". По идее, проговаривая заметки, тоже заставляешь мозг делать некоторый препроцессинг информации.
Об этом в свежей, декабрьской новости – её в статью не стал включать, так как немного в сторону от темы:
"Новое исследование из Университета Ватерлоо, Канада, показало, что чтение вслух помогает запомнить прочитанное. Так называемый «производственный эффект», когда одновременно и говоришь и слушаешь себя, помогает вложить слова в нашу долговременную память и более эффективен, чем чтение молча или восприятие на слух".

Солидарен с Вами. Проговаривание прочитанного или написание услышанного это самые простые и действенные способы запоминания. Механизм всё тот же - формирование устойчивой ассоциации мысли или образа с физическим действием, за счёт постоянной обратной связи через независимый канал. При проговаривании - через собственный слух, при написании - через собственное зрение. В плане шутки. Вот если бы был у человеческого организма какой-нибуть органический осцилограф в мозжечке или в шишковидном теле мозга - было бы попроще конечно и запоминать и познавать. :)

UPD: Со своим осцилографом-то, на все лекции не походишь, только на некоторые. А вот - с лаптопом - пожалуйста!

"имеет привычки письма или пытаеться запомнить и воспринять новую информацию - внимательно смотрят на движение "пера" и получившиеся символы. Именно в этот момент происходит многократная обратная верифиикация услышанного и записанного.
Набор текста на "клаве" - "в слепую" - такого бонуса не даёт"

Я вас должен огорчить - новая генерация студентов ручкой в быту пишет очень редко, почерк, как правило - отвратительный и делают они это крайне неохотно, стараясь записывать как можно меньше.

Да, именно поэтому, они оказываються беспомощьны в ситуации, когда под рукой нет лаптопа или смартфона. И, если раньше, личный лаптоп был именно персональным компьютером, то сейчас это просто один из инструментов для доступа к уже готовым знаниям.

Лично я, для всех важных рабочих и личных вопросов, пользуюсь исключительно енергонезависимым ноутбуком - либо на пружинке, либо в переплёте с закладочкой и всякими удобностями, типа: карта Украины, расстояния между городами, телефонные коды и т.п.

А вот практически интересно - почему никто из спорящих не попытался приникнуть к источнику (вечной жизни..) знаний - трудам и поныне здравствующей (ну я конечно сомневаюсь...) Академии педагогических наук (шутка)?
Да, лет пятсот назад (ошибочка, бумага стоила слишком дорого...), хорошо - 100 (уж точно) конспект был таки источником знаний. Ибо дорогущую (инкунабулу) книгу-учебник на каждого не напасешь. А вынос из библиотеки это вам не пиратскую программу поставить... отлучат (жрецы культа книги) библиотекари от дома - и все. Жить будешь в читальном зале, заглядывая счастливчикам через плечо. Сейчас такой проблемы нет - мы не будем про тех, с учебниками категории "перед прочтением сжечь", мало их и далеки они от технического прогресса.
Но и 100 и менее лет - до появления лэптопа в кармане каждого студента - конспект был (а кому-то и сейчас есть) средством первичной обработки материала лекции для его плотной, но удобноизвлекаемой упаковки в память (базы знаний?). И тем самым первым (секунды!) повторением материала.
Это, конечно, IMHO. Лень ссылки искать - на иноязыках-то.
К сожалению, за исключением яркой, но погасшей почти без следа попытки Шаталова, в Украине вопросом этим (упорядочивание знаний непосредственно в мозгах обучаемых ) никто не занимался. И почему для большей части учащегося населения она так эффективна в виде "веселых картинок".
Вышеупомянутая Академия и присные ея толклись на хлебном и непыльном месте теории преподавания, теория же получения знаний как-то так осталась в загоне. Проще заниматься вещами простыми и понятными, оставляя все остальное на завтра, когда то ли ишак, то ли падишах... а вот история умалчивает, как там у Насреддина с конспектами было задумано?
Также и интерес к этому вопросу на былинном Западе понятен и ныне и ранее - жестокий мир (развитого) капитализма настроен на эффект, а не шум в процессе его получения. А кому сложно оценить результаты таких неоднозначных экспериментов на людях(романтика), так можно найти себя в чем попроще (информационные технологии). Ну я так думаю, да.
Вывод 1. (IMHO): для большей части учащихся (средний человек, 80%) почему-то (божественный промысел) обучение ускоряется и упрочняется при использовании картинкоподобных и разноцветных конспектов(кто не пробовал - молчит). С разными (100500 штук) шрифтами. Проще им же (так природа повелела[]..) делать это на стилом на бумаге (Китай...). А кто не согласен может сделать сам - на Минск-22 Маке конспект "по Шаталову", когда закончит, вспомнит сколько длится пара.
Оставшиеся 20% делятся на тех, кого учить только портить и наоборот.
У Шаталова совершенно средние по составу классы (хуже некуда) давали практически 100% успеваемость (проценты, куда ж без них) инвариантно к предмету. Эксперимент был чистым, компьютеров Минск-22 учащимся не давали - я отвечаю.
Правда, несредние ученики (а эйнштейнов нам и не надо..) относились к методике скептически.
Вывод 2 (IMHO): кто-то сможет забить гвоздь молотком, а кому то для этого потребуется компьютер.
Общий вывод: всегда найдется 20% студентов, готовых испортить любую статистику. Оставшиеся 80% используют выданные Маки не по назначению.

Голосую за обучение ещенестудентов рациональному использованию конспектов. За ними будущее.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT