`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Head in the clouds. Облачно, возможно сокращение штата

+33
голоса

Остается все меньше информационных технологий и услуг, которые бы в той или иной мере не адаптировались к облачной парадигме. Очередная фаза развития индустрии, получившая в IDC название «Третьей Платформы», в скором времени может изменить ландшафт корпоративных IT до неузнаваемости. Хотя нередко приходится слышать о том, что концепция Cloud Computing (облачных вычислений) во многом перекликается с теми подходами, на которых некогда строились базирующиеся на мейнфреймах инфраструкруы, общего, конечно, не так уж много.

Среди ключевых факторов, влияющих на отрасль сегодня, можно выделить четыре компоненты: облачные технологии, мобильность, большие данные и социальные сети.

До недавнего времени облачные технологии в основном разворачивались в формате частных облаков и, в первую очередь, должны были повысить эффективность использования оборудования. Например, путем внедрения таких решений, как виртуальные сервера и рабочие места. Отношение к публичным облакам оставалось весьма настороженным, и тому было немало причин.

Head in the clouds. Облачно, возможно сокращение штата

Существенно сдерживали развитие отрасли проблемы, связанные с телекоммуникационным сегментом. Низкая пропускная способность и недостаточная надежность каналов связи, а также высокие тарифы в большинстве случаев не позволяли всерьез рассматривать публичные облака как решение корпоративного уровня.

Недоверие к аутсорсингу вообще и облачным сервисам в частности, равно как и несовершенство представленных на рынке услуг, также оставались серьезным препятствием для их внедрения.

В роли барьеров выступали и другие факторы: вопросы сертификации и лицензирования, правовые аспекты, специфика ПО и приложений, не предназначенных для использования в облаках, противодействие традиционных вендоров, особенности пользовательского оборудования и многое другое. Однако за десять лет был пройден большой путь. Кумулятивный эффект от развития различных технологий и продуктов привел ко взрывному росту популярности облачных сервисов, при этом все чаще заказчики интересуются именно публичными SaaS и IaaS. В конечном счете, очень многие технологии по мере развития рынка перемещались в разряд услуг, которые предоставляет провайдер, а пользователь вместо того, чтобы оплачивать средства производства и ломать голову над настройками и развитием сложных систем, получал готовое решение PAYG.

Оценки объемов рынка облачных услуг и технологий существенно разнятся. Дело в том, что агентства включают в итоговую цифру различные сегменты. Кто-то считает только расходы на облачные услуги (выручку от подписки на вычислительные мощности и приложения), кто-то учитывает расходы на оборудование и ПО, предназначенные для развертывания облачных инфраструктур, кто-то вообще представляет картину всей экосистемы облачных технологий в целом (например, включая сюда расходы на носимые устройства).

По данным IDC, сегмент публичных облачных сервисов достиг в прошлом году почти 70 млрд долларов и должен вырасти по итогам 2019 года до 141 млрд долларов. Согласно подсчетам Gartner, в 2015 году мировой рынок публичных облаков достиг 175 млрд. долларов. Расхождения между этими цифрами объясняются не только различиями в таксономии, но и тем, что в Gartner к собственно облачным услугам традиционно добавляют рынок облачной рекламы, на который приходится без малого половина суммарной оценки. Однако аналитики сходятся в том, что дальнейший рост публичных облаков существенно опередит показатели глобальной индустрии IT. Он будет составлять без малого 20% каждый год, и сопоставимыми темпами будет расти только телекоммуникационный сегмент, что также в значительной мере обусловлено развитием облачных платформ и увеличением числа их пользователей.

Следует отметить, что мировой рынок IT в целом растет очень медленно (а временами даже сокращается в долларовом выражении, как это произошло в 2015 году). Экономические и технологические тенденции (в частности, неуклонный рост нагрузки на инфраструктуру при остающихся практически неизменными IT бюджетах) подталкивают пользователей ко все более активному использованию облачных платформ.

Если одновременно с повышением качества услуг тенденция заметного сокращения их конечной стоимости сохранится в ближайшем будущем, целый ряд новых отраслей будет заинтересован в переносе инфраструктуры в облако. Большой потенциал и у дальнейшей интеграции сервисов. Понятно, что, если единое решение (бандл) будет обходиться пользователю дешевле суммы его частей, парадигма ИТ индустрии может полностью измениться.

Не следует забывать  о том, что в развитых странах частные облака нередко разворачиваются в формате публичных (Hosted Private Cloud на мощностях стороннего провайдера, обслуживающего и других заказчиков), также необходимо принимать во внимание общественные и все более популярные гибридные облака.

Среди главных причин быстрого роста рынка публичных SaaS (ПО как услуга), помимо уже упомянутого повышения качества сервиса на фоне снижения его стоимости, следует упомянуть развитие новых платформ, ориентированных на заказчиков из различных сегментов, увеличение числа мобильных пользователей и все более широкое распространение концепций BYOD и Enterprise Mobility в бизнес среде.

Согласно опросу, проведенному в 2015 году Cloud Security Alliance, 41% респондентов из финансового сектора – пожалуй, одного из наиболее консервативных – работающих в Америке, а также регионах EMEA и APAC, уже использует публичные облака для работы. При этом 71% респондентов отмечает, что законодательные ограничения и требования регуляторов существенно осложняют переход к облачным технологиям.

В Западной Европе и Северной Америке около 50% компаний и организаций уже так или иначе воспользовались услугами провайдеров SaaS. Среди заказчиков преобладают компании сегмента SMB, однако и крупный бизнес все чаще использует публичные облака, в том числе как элемент гибридных инфраструктур, например, для балансировки нагрузки.

Благоприятно сказывается на развитии отрасли, в первую очередь, сегмента IaaS (инфраструктура как услуга) и начало использования версий СУБД, позволяющих динамически подключать внешние облачные вычислительные ресурсы.

Следует отметить, что на долю заказчиков из Северной Америки, Великобритании и Германии в данный момент приходится около половины облачного рынка. Если учесть, что еще около 30% выручки провайдеров генерируют клиенты из других развитых стран, очевидно, что картину отрасли формируют высокотехнологические, постиндустриальные экономики.

Среди сегментов рынка публичных облаков в мире наилучшую динамику демонстрируют такие услуги, как облачные Office/Productivity suites, инструменты для совместной работы и коммуникационные платформы, BI, приложения для хранения, обмена и управления данными, а также платформы поддержки мобильных пользователей.  Достаточно быстро развиваются рынки облачных CRM и обеспечения безопасности. Все в большей степени пользователи стремятся получить услуги, характеризующиеся высокой степенью независимости от аппаратной части.

Весьма показательно, что такая компания, как Microsoft, за год увеличила свою выручку в облачном сегменте более чем вдвое (и речь уже не идет об эффекте низкой базы). А ведь совсем недавно в компании очень сдержанно относились к перспективам облачного рынка, едва не «проспав» его взрывной рост. Спохватились только после того, как конкуренты стали стремительно развивать бизнес, базирующийся на облачных технологиях, в тех сегментах, которые в Редмонде, видимо, считали своей вечной рентой. Нечто подобное произошло, как многие еще помнят, с рынком интернет-браузеров, на который компания Microsoft в середине девяностых буквально «вытянула себя за волосы», успев нагнать «уходящий поезд» в последний момент. Заметим, впрочем, что, например, Office 365 – как и некоторые конкурирующие решения – можно считать облачным продуктом только с определенными оговорками, поскольку у заказчика после активации продукта есть возможность использования большей части его функционала и без подключения к сети.
Очевидно, что главным конкурентным преимуществом новых облачных решений является совокупность факторов, позволяющих использовать ограниченные бюджеты с максимальной эффективностью. Это сокращение расходов на IT персонал, инфраструктуру и сопровождение, скорость развертывания, расширение возможностей масштабирования ресурсов без капитальных затрат, например, при найме сезонных рабочих или тестировании приложений.

Сотрудники компаний и предприятий становятся все более мобильными, бизнес-процессы усложняются. Нередко они связаны с распределенными инфраструктурами и необходимостью оперативно обеспечивать доступ пользователей к корпоративным данным за пределами офиса или стационарного рабочего места. Даже крупные компании уже не пренебрегают концепцией удаленной работы, все более популярными становятся такие подходы, как коворкинг. В этом контексте облака – частные, публичные и гибридные – рассматриваются как одно из приоритетных решений.

Расширяется номенклатура конечных пользовательских устройств для работы и доступа в сеть. Все больше компаний предлагают сотрудниками концепцию BYOD/BYOT (Bring your own device/ Bring your own technology). С этой точки зрения существующие на рынке предложения SaaS до сих пор не очень хорошо адаптированы, например, для работы с мобильных устройств, таких как смартфоны. Тем не менее, будучи одной из «болезней роста», эта проблема, несомненно, будет решена в ближайшее время.

Большую роль играет кроссплатформенность предлагаемых решений, их безопасность, а также интеграция с другими приложениями. Заказчикам необходимы продукты, поддерживающие различные ОС (Android, iOS, Windows Mobile) и форм-факторы устройств (планшеты, смартфоны).

На рынок выходят новые крупные игроки. Ведущие телекоммуникационные операторы, такие как T-Mobile, BT, Swisscom и AT&T, активно развивают облачные решения, при этом в AT&T уже давно объявили, что компания становится облачной компанией и будет продвигать не коммуникационные услуги, а услуги аренды инфраструктуры и приложений для среднего и малого бизнеса.

В условиях, когда, по данным Cisco, рост ежегодный объемов трафика превышает 60% в год, владельцы сетей связи стремятся расширить число услуг OTT и облачных приложений, генерирующих прибыль.

В недалеком прошлом многие операторы насторожено относились к облакам. Однако успешный опыт пионеров индустрии, которые, благодаря сотрудничеству с провайдерами, независимыми разработчиками и крупнейшим вендорами не только смогли создать направление бизнеса с рентабельностью, по крайней мере, вдвое превышающей этот показатель традиционных телеком сервисов, но и резко сократить отток абонентов, убедил рынок в перспективности облачного сегмента для операторов.

Прогнозы в отношении рынка облачных услуг пересматривались неоднократно и практически всегда в сторону повышения. Если сравнить фактические данные по итогам 2015 года с теми, что фигурировали в прогнозах времен становления индустрии, можно увидеть, что реальные цифры превзошли ожидания практически вдвое. В результате многие воспринимают данный сегмент как своеобразный Клондайк, на котором главное вовремя «застолбить» участок.  Ажиотаж, подогреваемый маркетинговыми копаниями, подчас приводит к казусам. В частности, если мы будем следовать определениям облачных услуг, которые даны в соответствующем базовом документе Национального института стандартов и технологий США  (The NIST Definition of Cloud Computing), легко обнаружить, что значительная часть сервисов, позиционируемых как облачные, считаться таковыми не могут.
Нельзя не отметить и тот факт, что развитие отрасли, появление новых продуктов, в том числе в формате бандлов, существенно усложняет анализ ее исторической динамики.  Идет постоянный процесс интеграции решений и, одновременно с этим, становление новых приложений, зачастую не вмещающихся в традиционные таксономию и классификации. 

Как бы то ни было, индустрия стремительно меняется. В этой связи чрезвычайно интересно наблюдать за трансформацией роли CIO в современных компаниях. По мере усложнения технологий и развития новых процессов в инфраструктуре бизнеса, руководитель департамента IT неуклонно становился все более значимой фигурой. Так продолжалось много лет, и в какой-то момент  CIO оказались на самой вершине корпоративного Олимпа. Департаменты IT во многих крупных компаниях стали «государством в государстве», а возглавляющие их люди стали теми, в чьей власти были отнюдь не серверные стойки, но само существование бизнеса. В то время как владельцы компаний, а также те, кто их непосредственно возглавлял, зачастую имели очень смутное представление о том, как переход некую новую платформу может сказаться на операционных показателях, ROI и лояльности клиентов, CIO были единоличными обладателями «сакрального знания», которым они могли поделиться или нет, озвучить его частично или придержать до лучших времен. Процедура обоснования инвестиций в собственную IT инфраструктуру во многих компаниях и ведомствах превращалась в таинство для посвященных, а десятки ЦОД были построены просто как памятники величию тех, кто сумел извлечь из высоких технологий свою малую толику. Ситуация в сегменте SMB, разумеется, разительно отличалась. Неслучайно именно представители малого и среднего бизнеса первыми ринулись в облака, увидев там для себя возможности, которых у них раньше не было в силу мизерных бюджетов на IT.

Поэтому неизбежно возникает вопрос о том, что произойдет с  CIO, когда и если станет очевидным, что значительную часть процессов, необходимых для ведения бизнеса, можно обеспечить просто подключив сеть, а готовый набор масштабируемых услуг доступен буквально из «розетки». Разумеется, это не то, что станет реальностью уже завтра. Однако, если темпы развития облачной индустрии не изменятся, есть риск того, что уже совсем скоро во многих корпорациях позиция CIO, фактически, превратится в должность консультанта по информационным технологиям, помогающего руководству выбрать провайдера услуг.

 

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Sales пытается создать комфортные условия для себя в части торговли аутсорсингом.

Если говорить о производстве, то уже сейчас очевидно, что будут переведены на упрощенный набор профессиональных решений,
стандартизованы и уйдут в облака задачи службы CFO, HR, CQO, поддержка пользователей и другие.

Несомненно возрастет роль CIO.

Скажем, в качестве заместителя CIO, бывший CFO может курировать задачу полной замены финансовой службы компании облачными решениями.

Для решения вопросов поддержки пользователей, можно создать службу получения от облачного провайдера стандартных ответов на стандартные вопросы заказчика.
Такую службу можно создать в виде call-центра. Разумеется call-центр необходимо разместить в дата-центрах облачного провайдера.
Предпочтительный режим работы : "автовопросник" (call-центр заказчика, развернутый на площадке облачного провайдера) взаимодействует с "автоответчиком" облачного провайдера.

Задачи защиты интеллектуальной собственности компании может возглавить бывший начальник юридической службы, - ныне один из замов CIO. Основа решения этой задачи - лидерство.

Бывший CQO, ныне один из замов CIO, может возглавить решение задачи безопасности данных в облаках. Основа для решения, - проактивность.

Бывший HR, ныне один из замов CIO, может заняться решением задачи guaranteed bandwidth + low latency.
Разумеется, на основе командного духа.

Роль CIO возрастет дополнительно, поскольку только CIO обладает сакральными знаниями : у какого облачного провайдера хранится интеллектуальная собственность, финансовая отчетность и другие критически важные данные компании.

Какой феноменальный поток сознания.

Судя по всему вы вообще не представляете себе как работают западные корпорации.

... не представляю, - я в них работаю ...

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT