Несмотря на динамичный рост парка компьютерной техники и развитие широкополосного доступа в Сеть, продажи готовых ПК через украинские интернет-магазины не демонстрируют пока впечатляющих результатов. Причины кроются в недостаточном развитии необходимой инфраструктуры и несколько настороженном отношении потребителей к «сетевым» покупкам. Между тем отечественные производители намерены использовать потенциал этого канала сбыта в своей деятельности.
Дмитрий Щур
ведущий специалист отдела маркетинга компании DGTech
Продажи через Интернет в общей структуре реализации ПК Delfics пока заметно уступают традиционным каналам сбыта, однако имеют отчетливую тенденцию к увеличению. Отметим, что в прошлом году их объем у нас вырос в 2,5 раза по сравнению с 2006 г. Мы считаем это направление весьма перспективным. К примеру, сейчас развиваем программу бесплатной доставки нашей техники по всей Украине. Оформить заказ на систему из ряда предложенных конфигураций, в комплекте с периферией, можно непосредственно на официальном сайте Delfics.
Готовность массового потребителя приобретать ПК через веб-магазины во многом определяется степенью проникновения доступа в Интернет. В нашей стране этот показатель не высок. Основные покупатели компьютеров Delfics через Cеть сегодня – жители крупных городов. Сдерживающим фактором является также невозможность вживую увидеть и протестировать товар – уровень доверия к виртуальному продавцу все еще довольно низок.
В принципе, интернет-магазины – это достойный конкурент обычным торговым точкам при реализации стандартизированной продукции. Тут потребитель быстро найдет нужный товар и быстро оформит покупку. При этом его стоимость будет намного ниже, поскольку она не включает аренду торговых площадей, зарплату большого количество персонала и т.п. Хороший импульс интернет-продажам в Украине может дать развитие системы электронных платежей в целом, и онлайн-кредитования в частности.
Павел Дубинин
руководитель магазина Grand.ua
Затруднюсь называть точную цифру, но думаю, что продажи компьютеров торговой марки Grand через Интернет едва ли превышают 10% наших общих объемов сбыта. Показатели эти растут, но не так стремительно, как хотелось бы.
На мой взгляд, многое зависит от самого веб-магазина, проводимой им политики, предоставляемых услуг. Ведь самая эффективная реклама – это довольный обслуживанием клиент. У нас же в стране большинство электронных торговых площадок являются обычными посредниками между фирмой-продавцом и покупателем. При этом качество сервиса зачастую оставляет желать лучшего. Не последнюю роль тут играет и то, что уровень проникновения высоких технологий в Украине заметно ниже, чем скажем в Западной Европе, а все это взаимосвязано. К примеру, в Великобритании, насколько я знаю, объемы продаж через Интернет превзошли традиционную розницу еще в 2006 г. Хочется верить, что в обозримом будущем подобные тенденции найдут свое отражение и у нас.
К несомненным преимуществам магазинов в Сети я бы отнес низкие накладные расходы, а следовательно, и меньшие цены. Кроме того, есть возможность заказать товар из другого города и даже страны, если там предлагаются более привлекательные условия. Однако пока что все это практически сводится на нет из-за плохо развитой инфраструктуры и недоверия потребителей к виртуальным площадкам (многие люди предпочитают, что называется, «пощупать» товар перед покупкой).
Анатолий Балюк
глава правления АО «DiaWest – Комп'ютерний світ»
Доля продаж готовых ПК через Интернет растет, хотя следует признать, что на сегодняшний день она пока несущественна. В будущем мы, безусловно, планируем использовать и развивать этот канал сбыта. На мой взгляд, основным сдерживающим фактором является то, что большинство отечественных потребителей еще не привыкли совершать покупки в виртуальных магазинах и нуждаются в дополнительном личном общении с продавцом-консультантом. Кроме того, сам процесс приобретения компьютера – это своего рода событие. Многие не хотят лишать себя удовольствия от собственно «шоппинга». Опять же, несмотря на существующую динамику, пользователей Интернета в нашей стране все еще значительно меньше, чем владельцев ПК, потому будничным рабочим инструментом он пока не стал.
Уверен, со временем виртуальные торговые площадки дополнят привычные каналы сбыта и займут достойное место на рынке. Ведь благодаря им покупатели из небольших населенных пунктов получают доступ к более широкому ассортименту IT-продукции. В первую очередь это касается дорогих моделей, которые региональные розничные продавцы зачастую не рискуют заказывать под реализацию. Повторюсь, главное, чтобы потребители привыкли к посещению веб-магазинов и электронным платежам.
Марина Заславец
директор департамента продаж компании Everest
В 2007 г. доля реализованных нами через Интернет компьютеров составила всего около 5%, то есть о значимых объемах речь пока не идет. Но мы считаем этот канал достаточно перспективным для продвижения других товаров. Скажем, продажи периферии и ноутбуков через Сеть гораздо выше, а спрос на последние к тому же растет еще и по объективным рыночным причинам. Поэтому мы планируем разрабатывать это направление в дальнейшем.
Что касается сбыта настольных ПК, то мы считаем, что в обозримом будущем отношение покупателей к их приобретению через Интернет существенно не изменится. По нашему мнению, на сегодняшний день массовый потребитель еще не воспринимает ПК как готовый продукт. И поэтому многие пока не решаются приобретать компьютеры без предварительных консультаций с менеджерами-продавцами. Не говоря уже о том, что система электронных платежей у нас в стране практически не развита.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365
Пока в инет магазинах предлагаются только готовые компьютеры, которые зачастую не удовлетворяют требовательного интернет-покупателя. Вот когда предоставят сервис свободного конфигурирования ПК через сайт, тогда цифра действительно вырастет с 5-10% до 15-20%, а может и больше.
Кстати, все ответы "в разные стороны". Такое ощущение что мы сами толком не знаем, как развивать интернет продажи.
У серьезных производителей реализована возможность конфигурирования на интернет площадке.
Далеко не всегда можно наблюдать этот сервис. Плюс в них далеко не тот перечень комплектующих, из которых бы хотел выбрать интернет покупатель себе компьютер.
Далеко не всегда и не у всех. ;) А насчет перечня комплектующих, вопрос сложный. С таким же успехом можно сказать, что и не в каждой крупной компьютерной фирме найдутся детали для требовательного и искушенного пользователя.
Согласен. Но розничного клиента это таки не волнует, ему нужно другое, и тут просто пересматривается способ покупки.
Никто не высказался об очевидном. Чтобы купить ПК через интернет необходимо иметь уже компьютер с выходом в интернет =) Если же человек заходит с работы/от друга/с комп.клуба он уже в 90% случаях знает что ему нужно (если не вплоть до каждой запчасти, то хотя бы по основным компонентам). И то, что сейчас предлагают сборщики на квартал отстаёт от самых востребуемых деталей. Ну и цена выше.
Имхо - тут перспективны а-бренд компы, если правильно продвигать. Можно удачно приучить народ, да и продавцам легче - все же когда они на витринах, немного сложнее жить :)
вот тут полностью согласен. Тем более, что их ноутбуки через инет уже покупают.