`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

IoT-сделки 2014, а также о повседневности и экстремальности

+77
голосов

Любая технология во временном периоде, предшествующем принятию обществом, неизбежно привлекает, условно говоря, «экстремистов». Очень сложное заявление, понимаю. Потому что все уже забыли что такое «технология» (а уж слово «экстремизм» сейчас скрывает такие качественно запрограммированные смыслы, за которые миролюбивые добрейшие люди, искренне плачущие от «мультфильмов детства», готовы разорвать, да и разрывают в клочья, желательно публично, привязав к столбу, на площади и на камеру).

Энциклопедия «Британника» формулирует смысл «технологии» на удивление чётко и просто – «применение научных знаний для достижения практических целей человеком». В слове «применение» скрываются бездны (потому что нематериализованные «знания» для достижения практических целей имеют очень невысокую ценность). И обманчивая простота понятия играет свою роль «на отлично».

После обязательного вступления можно и внимательно посмотреть на основные «тренды» уходящего года. По сути, все они взаимосвязаны: IoT, робототехника, wearable. Основные шумные события были именно в этих областях, здесь же формировались новые могучие альянсы, многообещающие стандарты и прочее, что если не сейчас и уже «крутит колёса индустрии», то, по крайней мере, «нажимает на акселератор».

Попробую расположить крупные сделки IoT-мира в порядке (скромно мной лично установленным) «значимости для индустрии».

Слияние Cypress и Spansion. Точнее, приобретение. Cypress выкупила все акции Spansion за 4 миллиарда (сумма сделки росла как на дрожжах от начальных 1.5 миллиарда, при таких масштабах ничего однодневного не бывает, слияние будет продолжаться чуть ли не до середины следующего года). На компонентном рынке появляется новый «монстр» с прогнозируемыми объёмами продаж до 2 миллиардов в год. Spansion – очень интересная и сравнительно молодая (основана в 2003 году) компания, начинавшаяся совместным предприятием AMD и Fujitsu, впоследствии ставшая самостоятельной, прошедшая через процедуру банкротства, тихо-тихо выкупившая у Fujitsu весь бизнес аналоговых микросхем и микроконтроллеров, и даже умудрившаяся приобрести пару небольших fabless-производителей. В IoT-мире продукт слияния означает появление потенциально очень сильного игрока – Cypress хорошо известна умением создавать серьёзные SoC (системы на чипе), в том числе и «гибридные аналогово-цифровые» (речь не о технологии изготовления, а об интеграции аналоговых и цифровых узлов на одном кристалле) и мощной проектно-производственной базой микросхем памяти. Усиление этих позиций за счёт интеллектуальной собственности Spansion (в том числе и за счёт давно заслуженно популярных в разных индустриях архитектур микроконтроллеров Fujitsu) – серьёзная угроза для конкурентов. В пресс-релизах события делается нажим именно на IoT-перспективы альянса. Но рыночные аналитики, всё-таки, строят позитивные оценки (а они все без исключения позитивны) на основе прогнозов развития основного продукта Cypress – памяти.

Второе действительно большое и важное слияние – Qualcomm и CSR. 2,5 миллиардная сделка. За британскую CSR, яркий пример fabless-производителя новой волны, ещё и фактически узкоспециализированного (Bluetooth), велась чуть ли не война. Потому что «в закромах» CSR есть великолепная и многообещающая разработка – CSRmesh, работающий стек протоколов, очень удачно реализующий меш-сеть Bluetooth LE. Интеллектуальная собственность CSR ощутимо влияет на весь Bluetooth-консорциум, в том числе и на формирование стандартов (самые «свежие» версии которых пока не содержат раздела меш-сетей). А стандартов ждёт вся индустрия. И уже готовое доказано работающее решение с очень высокой вероятностью будет претендовать на стандартизацию. В общем, абсолютно бесспорный альянс, резко усиливающий и без того мощную позицию Qualcomm –теперь продукция компании охватывает весь спектр беспроводных сетей, от WPAN (персональных) до масштабных распределённых (всё на базе CDMA). Так что недавнее заявление CEO Qualcomm Стива Молленкопфа о планах «атаки» на рынок серверного оборудования (в частности, за счёт серверных SoC на базе ARM) никакой «неожиданности» не содержит – если компания обеспечивает (даже формирует) своей продукцией всю беспроводную цепочку доставки информации от встраиваемых IoT-вычислителей до находящихся на другом континенте датацентров, она, по логике, должна «замахнуться» и на сами датацентры. Грозный игрок IoT-рынка сформировался. Очень грозный.

Удивительная дороговизной и потому в своё время нашумевшая сделка Google – Nest – Dropcam. 3,5 миллиарда за фактически производителя милых термостатов, с доплатой за web-камеру? Со времени большого шума (который, к слову, полностью улёгся) мнения о смысле этой сделки не меняю, теперь есть и подтверждение – пока всего лишь сайт группы-консорциума Thread. Да, Google интересовал стек протоколов Nest, да, Google пытается отвоевать теперь уже своим стеком Thread место под IoT-солнцем, и… И не совсем да. Область, в которую вторгается Google («потребительски-бытовой IoT» или домашняя автоматизация), крепко обороняется очень активным консорциумом ZigBee, например, потому что желающих получить кусок вроде как лакомого торта хоть отбавляй. А вот насколько торт лакомый в реальности, и торт ли вообще – пока никто толком не знает. Судя по анонсам Thread, в Google уже никто никуда не спешит. По сравнению с километровыми списками A-брендов членов всяких промышленных IoT-консорциумов, Thread выглядит более чем скромно. Спецификации стека протоколов обещаются «в конце этого года» только членам Thread-консорциума, конец года уже практически вот он, никаких новостей нет и об открытости спецификаций пока речь вообще не идёт. Не могу и не хочу гадать. Риски в этом сегменте IoT огромные. Так что или в Google затеяли что-то такое, чем Thread действительно удивит всех, или это обычный для стиля Google очередной эксперимент «получится-не получится». В общем, если говорить об «экстремистах», то это первый яркий пример. Но не следует думать, что «всё так просто». Рынок «умных домов» потихоньку растёт (если говорить о США), интерес у потенциальной пользовательской аудитории есть, и история с Nest может стать игрой «на выживание», в которой у кого есть сервисы – тот в куда более выгодном положении по сравнению с конкурентами (объём рынка США, показанный этим годом – 1,4 миллионов «умных домов», если судить по числу проданных "контроллеров умного дома").

Ещё одна, вовсе «эксцентрично экстремистская» сделка года – Facebook – Oculus VR. Уж сколько было шлемов и очков виртуальной реальности и как всё это приелось за многие годы, даже сказать трудно (интересующимся вопросом – неплохой обзор The Verge). Но в Facebook явно что-то видят не так, 2-миллиардная сделка это особое видение подтверждает. Даже боюсь рассуждать, сколько в реальности стоит реализация проекта «ещё одних очков виртуальной реальности», меньше 2 миллиардов, больше ли, как и вообще не берусь судить о будущем этой попытки, теперь относящейся к погранично-интерфейсным устройствам IoT. Да, как это ни странно, шлемы и очки виртуальной реальности, как и wearable устройства, теперь с лёгкой руки маркетологов фактически отнесены к IoT, с их помощью можно (когда-нибудь будет) управлять IoT или даже «перемещаться по миру IoT», кому как нравится.  Правда, пока не очень хорошо понятно зачем это нужно вообще, и для придумывания ответов на странный вопрос даже привлекаются футурологи (под которыми почему-то понимаются писатели-фантасты, ещё и в жанре стимпанк). Это, правда, в другой не менее удивительной истории, случившейся опять с Google – о привлечении Нила Стивенсона к аналогичному проекту виртуальной реальности компании Magic Leap (получившей второй полумиллиардный транш от Google). Удивительные проекты, удивительные альянсы (Magic Leap вообще секретен и вроде как фундаментально новаторский), всё удивительное, куда удивительнее виртуальной реальности. Простая логика подсказывает – была бы виртуальная реальность действительно интересна основным поставщикам «виртуальной реальности», производителям игровых консолей, крупным игровым лейблам и кино-телекомпаниям, этой виртуальной реальности было бы сколько угодно. Но вот как-то оно не сложилось у игровой индустрии и прочих поставщиков развлечений. Посмотрим, какую лепту привнесут в виртуальную реальность поставщики планетарных масштабов сервисов. Особенно интересно как им удастся «вписать» виртуальную реальность в IoT, или наоборот, но, увы, пока даже маркетологи не имеют и смутного понятия об этом, кроме общего преставления «так должно быть».

Малые, но реально интересные сделки, я решил просто упомянуть обобщённо. MEMS-технологии становятся всё востребованнее, увеличивается спрос на функциональную электронику, бум с системами энергоснабжения и электропитания не заканчивается и не собирается спадать, в общем, в этих областях было много новых приобретений и альянсов, обычно по схеме «А-бренд приобретает fabless-новатора».

Что же касается «технологического экстремизма», кроме уже приведенных ярких примеров. Лет пять назад начался пик взрыва интереса, например, к «умному беспроводному дому». Быстро возникли заполняющие нишу протоколы и устройства. За 2014 год в новостях я почти не встречал упоминаний обо всём этом (кроме редких, буквально двух, от ZigBee-альянса). Это уже mature технологии (по нынешнем временным меркам)? Трудно сказать. Если посмотреть отзывы пользователей на том же Amazon о конкретных продуктах (включая и Nest), трудно составить какое-то определённое впечатление о них, кроме как об их «сырости». Незначительная пользовательская база в сочетании с яростью адептов-экстремистов-добровольцев и рыночными прогнозами ситуацию только усугубляют. То же самое можно сказать почти о всех шумных историях года. «Экстремисты» очень спешат объявить будущее уже вчера. На деле самый маленький шаг – адаптация готового к серийному производству wearable устройства (почти забытого всеми к концу года Google Glass) к реальности оказалась фактически непреодолимой задачей, killing application для него так и не появилось, разработчики приложений утратили интерес к платформе и теперь её дальнейшая судьба никому не известна. Что-то похожее, но куда менее драматичное, происходит сейчас с IoT. Никто не может уверенно сказать – следующий год будет «годом IoT». Не факт. Долговременные прогнозы рисуют астрономические цифры к 2020 году, основания для оптимизма у прогнозистов есть (только системы, использующиеся в промышленности и сельском хозяйстве – это колоссальный рынок), качественно оценка верна, но количественно… С ней может случиться то же самое, что уже произошло с «умным домом», в состав которого ввели всякие «умные телевизоры» и «поумневшую бытовую технику», и бодро считают «огромные объёмы», вводя в заблуждение всех, включая самих себя.

Ради интереса любой желающий может посмотреть на этот список А-брендов (консорциум промышленного IoT), сравнить его со скромным «открытым интерконнектом» и, наконец, с вовсе уж таинственным «IoT-консорциумом». Разница заметна невооружённым глазом – «промышленный IoT» объединил почти всех «монстров» индустрии, лучшие университеты, большие инкубаторы компаний (в области big data etc), другие консорциумы. Суммарную капитализацию и реальные финансовые ресурсы консорциума промышленного IoT страшно даже пытаться оценить, получится астрономическая цифра. И раз такая мощь сконцентрирована в одной области – гадать не надо, в этой области что-то будет. Что-то большое и серьёзное. В остальном же. С остальным сложно, это «отхожий промысел» с большими рисками, усиленными нехваткой идей и внутренней борьбой за отдельные сегменты в реальности не такого уж и большого рынка. Из этого следует нечто настолько очевидное, что придётся его озвучить – концентрация усилий и ресурсов в области промышленного IoT означает скорое и серьёзное увеличение industrial gap, пропасти, отделяющей промышленно развитые страны от прочих. «Четвёртая промышленная революция» с ожидаемым непрерывным проактивным мониторингом всего, что задействовано в производственных циклах и логистике, с укороченными цепочками от проектирования до массового производства, с реактивными реакциями на любые изменения, с тотальной автоматизацией «всего» etc, – это подлинная и не очень громко называемая вслух цель IoT. Этого хотят производители, этого косвенно хотят потребители. И это несёт большие социальные изменения, трансформацию урбанистики, что угодно. И всего этого страны третьего мира, вероятнее всего, не увидят. Точнее, увидят после того, как всё это начнёт устаревать на пресыщенных развитых рынках.

Такая картина получается, если не обращать внимания на "шелуху экстремизма".

Откланиваюсь.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Извините, что может не в тему, но у меня вопрос - а стоит ли ожидать продолжение серии "Микроконтроллеры и embedded вообще" и/или "NoSQL"?

лаконично - да
после нг

Ну тогда отлично! Спасибо за обнадёживание :)

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT