+1014 голосов |
Любой большой кумулятивный «сдвиг парадигмы» (что по-людски называется эволюционным скачком – десятилетиями накопленное пришло в точку озарения) вызывает неизбежный hype (специально не хочу переводить слово, оно очень ёмкое). Потому из потока проходных материалов (не обязательно бравурных, все hypes непременно сопровождаются и воплями отчаяния, и мрачными прозрениями) выбрать что-то действительно рациональное очень непросто. Но бывает так, что на ловца и зверь…
Есть такая глобализованная компания со штаб-квартирой в Канаде – Dundee Precious Metals (DPM). Специализируется на добыче драгоценных металлов и совершенно не скрывает сути своих корыстных глобалистских намерений – DPM ищет, приобретает, финансирует и развивает дешёвые (на момент приобретения) небольшие «долгоиграющие» шахты.
А в Болгарии есть такой посёлок – Челопеч, старинный, с населением менее 2 тысяч человек. И в этом посёлке чуть ли не с начала времён почти вечного правления «настоящего хозяйственника» Тодора Живкова (точнее, с 1954 г) была развёрнута добыча медной руды по всем канонам социалистического хозяйствования – с громадьём планов по валу. В реальности получилось как всегда – к 1971 г. шахта Челопеча выдавала на-гора 100 тысяч тонн руды, а всего за историю рачительного социалистического хозяйствования из недр Челопеча выгребли 19,7 миллионов тонн. Проблема оказалась в том, что содержание меди в руде Челопеча всегда было 1,2% максимум, а концентраты серы и мышьяка в породе – чрезвычайно высокие. Бурная деятельность считавшего и себя, и ресурсы вечными, «настоящего хозяйственника» привели к тому, что к 1990 г. руда Челопеча стала настолько опасной для выплавки меди, что добычу остановили, потом шахту заморозили, потом приватизировали, потом продали компании, которая затем успешно обанкротилась, в общем, всё, как во всём пост-СССР (Болгарию не зря называли до поры до времени 16-й республикой).
В 2003м году DPM выкупила у банкрота права на шахту Челопеча и началась новая история. Я не буду копошиться в технологических нюансах решения DPM дилеммы строгих экологических требований Евросоюза и содержанием мышьяка в породе, в DPM умеют решать технологические проблемы (иначе давно бы были банкротами, даже если бы владели только шахтами в каком-то Зимбабве, где очень просто решать все проблемы традиционной «бизнес-смазкой» государственных механизмов). А сконцентрируюсь на IT-составляющей развития шахты Челопеча, вызванных очевидным – по мере эксплуатации шахты порода лучше не стала, и DPM нужно было поднимать объёмы выработки, чтобы получить рентабельное производство без взрывного увеличения в том числе людских ресурсов (потому что это и риски, и просто посёлок Челопеч не выдержит притока тысяч семей, времена великих строек коммунизма давно закончились). Объёмы инвестиций DPM в шахту Челопеча начали расти – с $42 миллионов в 2008 до $72 миллионов в 2011, объёмы добычи – аналогично, и в 2011 году шахта выдала и переработала 1,35 миллиона тонн руды. И вот теперь пора детально об IT-составляющей.
В 2010м году DPM поставили перед собой задачу – увеличить выработку, в том числе за счёт совершенствования механизмов управления шахтой до уровня «реального времени и во всём». Решали задачу и своими силами (у DPM есть собственная контрактная разработка и электроники, и встраиваемых управляемых программ), и с помощью партнёров, в списке которых Cisco и Dassault Systemes. И вот что примерно уже получилось в итоге.
Старые шахтные сети (аналоговая беспроводная – голосовой связи и кабельные – управляющие) были заменены на специально адаптированную подземную Wi-Fi сеть со сквозным (по всей шахте) электромагнитным полем. Эту базу обеспечивала Cisco с помощью ряда небольших компаний, специализирующихся на решении очень специфических технологических задач – от разработки антенн для сложных условий (что, кстати, очень нетривиально для шахт) до взрывобезопасных радиопрозрачных герметичных корпусов и искробезопасных систем питания.
280 сильно модифицированных для шахтных условий точек доступа Cisco Aironet в сочетании с оптоволоконный бэкбоном обеспечили полное покрытие более чем 50 километров штреков единой беспроводной IP-сетью. На основе которой нарастили «мясо» всей системы управления.
Каски шахтёров и все горные машины оснастили Wi-Fi RFID-тэгами, развернули систему определения in-door местоположения – получили в реальном времени трёхмерную картину «кто, где, что». Эта картина не просто для «вывешивания на стену» - высокоуровневая алгоритмика оптимизации производственного процесса в реальном времени исключает всевозможные «бутылочные горлышки» (например, временно возникшую нехватку вагонеток), а подсистемы безопасности мгновенно информируют работников, например, об опасных местах изменения состава воздуха.
Все горные машины «обвесили» бепроводными Wi-Fi датчиками (с IP-протоколами обмена, не забываем) – не для красоты и не потому что «теперь так можно»: данные о нагрузке на электродвигатели, о рабочей температуре аккумуляторов и изнашивающихся механических узлов с повышенным трением, о времени наработки узлов и даже о коррозии поставляются в базу данных шахты для системы предикативного управления логистикой, чтобы упреждающе и спокойно проводить регламентные работы вместо внезапно и панически – ремонтные.
Все шахтные подсистемы – контроля состава воздуха, вентиляции, освещения и энергоснабжения интегрировали вместе со всем этим великолепием в единое целое на основе всё той же IP-сети. Управление конвейерами – тоже, с собственными системами технического зрения, непрерывного взвешивания и не перечислить ещё чем.
Шахтёры и все работники шахты получили непрерывную push-to-talk связь и даже видеоконференции. Последнее, оказывается, не глупая прихоть – многие мелкие неисправности в технике шахтёры могут устранять сами в режиме видеоконсультаций с наземными службами, просто показывая место обнаружения неисправности, без необходимости отправлять под землю специалиста из-за какой-то чепухи.
О подсистемах безопасности отдельно говорить и не стоит, потому как всё это в целом и есть одна сплошная система шахтной безопасности, работающая непрерывно и в реальном времени.
И, наконец, всё это точно так же – непрерывно и в реальном времени существует и в виртуальной реальности – в трёхмерных моделях системы шахтного проектирования и моделирования GEOVIA Surpac™ (от Dassault Systemes), где специалисты выполняют и непрерывное высокоуровневое проектирование шахты (увязывая в одно целое, например, планирование очистных забоев с загрузкой шахтного транспорта).
Что в итоге? Повышение безопасности работ, 30% снижение себестоимости руды, двукратное увеличение объёмов производства (примерно с 1 миллиона тонн в 2011м – до двух с лишним миллионов тонн в 2013м), примерно 20 тысяч тонн меди и 3,7 тонны золота в 2013 году и… снижение ежегодных затрат на IT-подсистемы на $1,5 миллиона во многом именно из-за IoE – Internet of Everything, единство протоколов, всё-таки, очень много значит при построении действительно больших систем.
Ну и совсем приземлённое – 2 миллиона тонн руды на шахте Челопеча добывает коллектив из 1217 человек, на 99% состоящий из жителей самого Челопеча (то есть, весь посёлок практически), 59% персонала в возрасте от 30 до 50 лет, среднегодовая зарплата сотрудника (исключая менеджмент) - $14190 (при усреднённой по всей Болгарии $5847).
Вот такой вот приземлённый IoT. Который IoE. Так что кому больше нравится – называйте это M2M на основе TCP/IP или как угодно вообще, смысл от этого не изменится.
Откланиваюсь
PS
Картинок по теме не приводил, их есть в достатке на сайте DPM, компании есть чем гордиться. И маленькое уточнение – после «обкатки» системы, DPM развёртывает её аналоги на шахтах в Армении и Нигерии.
Откланиваюсь.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365
+1014 голосов |
Вот что значит развитие технологий в правильном направлении. И, как ни странно, у наших олигархов, если им донести достаточно правильно такую информацию может возникнуть желание сделать что-то полезное с комплексе со снижением затрат.
У наших олигархов тоже подобное уже есть.
ДТЭК.
IoT.
"Умная шахта" — это автоматизированная система оперативного диспетчерского управления. Под землей создается транспортная и сетевая инфраструктура, на которые затем "навешиваются" различные подсистемы. Например, мониторинг работы электрооборудования, энергоустановок, проходческого и оборудования. Шахта — предприятие сложное, поэтому без аэрогазовой защиты, системы раннего предупреждения, связи с персоналом, контроля позиционирования персонала по шахте тоже не обойтись.
тонко )
Да, у них добываемый уголь в реальном времени подсчитывают.
Замечательно! Но, если бы общественность не надавила, пошли бы деньга на цианиды , не на Wi-Fi.
http://geonews.com.ua/news/detail/bolgariya-na-rudnike-chelopech-idet-44...
и это тоже правильно
впрочем, я так думаю, что одно другого не отменяет ни в коем случае. эффективность есть эффективность.
Переживаю за Армению...
Хотя там даже наоборот:
http://www.ecolur.org/ru/news/mining/kapan-ngos-we-support-vdundee-preci...
классическая схема отжима, по-другому в гос.экологических ведомствах бабла не поднять
Я в прошлом году побывал на West Angelas mine, Pilbara, WA, Australia принадлежащую Rio Tinto. Там из людей только дизелисты и электрики которые обслуживают полностью автоматические карьерные самосвалы и поезда работающие 24х7, а пока не автоматические погрузчики управляются через интернет из офиса в Perth, WA за 4тыщи километров, это не вайфай под землей, это на два порядка серьезнее и по деньгам и по технологии.
Ну а про IoT - нечеткость формулировки позволяет назвать IoT все что угодно, даже домашний wifi router.
Как ни странно, но под землёй серьёзней, т.к. тут будут сложности с передачей радиосигналов. А обслуживать проводную линию передачи сигналов на порядки дороже, тем более в случае аварии под землёй.
так я и как бы не про wifi под землёй вовсе :(
Нечто похожее делали и у нас - http://www.psi.com.ua/pozicionirovanie-personala-i-podvizhnyh-objetktov
Это же обычная АСУТП + Wi-Fi, нет? С какого она вдруг стала IoE?
А, ну да, это же хедлайн-проект Cisco!
http://blogs.cisco.com/ioe/how-dundee-precious-metals-is-reinventing-min...
http://www.cisco.com/web/tomorrow-starts-here/manufacturing/index.html
Ню-ню... :)
На всякий поясню: проект, безусловно, ценный (хоть и ни разу не новый - роботизированные каръеры и порты внедрялись и лет 5 назад). Придираюсь к типично маркетинговому подходу с притянутыми за уши маркетинговыми терминами. С таким успехом можно любой склад, оборудованный терминалами, Wi-Fi погрузчиками и RFID назвать IoE - такого и в Украине хватает.
P.S. Порадовало то, что в Case Study от Dassault Systems шахта удвоила производительность, а у Cisco - учетверила :)
http://www.gemcomsoftware.com/dpm
https://www.facebook.com/CiscoUKI/posts/658734457508271
Ну, и ясное дело, что Dassault ни о каком Io* не упоминает