`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Москалюк

Почему стране нужен СТО

+46
голосов

Ознакомиться с неудачными правительственными IT-проектами сегодня проще простого – ищешь в газете рубрику “Технологии” или “Бизнес” и из крупных скандалов читаешь как федеральное агентство уволило разработчика поисковика страховок и наняло нового, а в Орегоне Oracle выиграл тендер на создание своего поисковика медстраховок, внедрил предписанные контрактом системы, а после того, как выяснилось, что ничего особо не работает, сумма контракта не позволяла делать дальнейших модификаций, так что Oracle раскланялся и был таков.

Старый способ мышления о взамодействии правительственных организаций и IT-сектора – это проекты и тендеры на их обеспечение. Система посильно работала некоторое время, но уже сегодня выясняется, что по завершению тендера система таит в себе кучу проблем, типа устаревшего формата данных, использования умершего языка, интерфейса под Windows 3.11, проблем безопасности, которые уже некому решать (вендор давно приказал долго жить), а даже если бы и было кому, американские (да и не только) программисты не особо ломятся в правительственный сектор, так как в частном и зарплаты выше, и технологии посвежее.

Тренд программного обеспечения, поедающего мир, так аккуратно описанный Марком Андриссеном, распространяется и на сектор правительственных услуг. Министерство информационных технологий либо офис главного технологического директора страны (в кабинете Обамы есть должность CTO) станет таким же повседневным явлением, как и заполнение налоговых деклараций через интернет либо запись на прием через сайт (все это было в диковинку лет этак десять назад). Такое министерство не заменит тендеры и не станет самостоятельно разрабатывать ПО для правительственных организаций. Оно на архитектурном уровне упорядочит подход к разработке программных систем, которые на сегодняшний день в большинстве стран представляют в лучшем случае зоопарк.

Трехуровневая архитектура преподается студентам информатики на первом курсе, но большинство тендеров на сегодняшний день неизменно влечет за собой требование к разработке как минимум двух уровней, заточенного под конкретного вендора. Офис СТО уровня страны мог бы регулировать правительственное ПО следующим образом:

  • Данные. Основной камень преткновения многих сегодняшних IT-систем – это невозможность (либо геморройность) миграции данных из одного формата в другой. Перечень приемлемых стандартов хранения данных либо же (при наличии существующих систем хранения) обязательность регулярного экспорта данных обеспечило бы живучесть данных в будущем.
  • Приложения. Здесь снова имеет смысл использовать систему тендеров. Контроль над данными и их форматом позволяет участвовать большему числу компаний, чем закрытый формат данных, где разрабатывать приложения для БД Oracle может только Oracle либо партнер. Продуктом деятельности разработчика приложения является API. Условием участие в тендере может быть обязательное открытие кода (если не в публичном, то хотя бы во внутриорганизационном формате), чтобы разработчику следующей версии было с чем работать. Хотя в ситуации, где приложение является всего лишь связкой между данными и интерфейсом, открытость кода не критична.
  • Интерфейсы. Правительство публикует API и принципы работы с ним, разработка интерфейса заказывается либо через тендер (если система закрытая, и интереса к разработке не будет), либо остается на усмотрение любого заинтересованного разработчика. Примером открытого API-портала является data.gov, интерфейсом же на стороне пользователя может быть мобильное приложение, Excel, сайт с подключенными инструментами визуализации и т.д.
  • Хостинг и размещение. Одним из больных мест американской федеральной системы поиска и продажи медстраховок была работа с новым поставщиком хостинга, менеджеры которого неправильно оценили потенциальную нагрузку на сервис, что в итоге привело к падению сайта в течение первых нескольких недель после официального запуска. Ряд организаций занимается хостингом самостоятельно, ряд других правительственных структур для установки и поддержки приложений содержит собственные отделы IT. Наличие министерства, ведающего проблемами IT на госуровне позволило бы консолидировать затраты на размещение. Долгое время главным аргументом против переезда внутренних приложений “в облако” были потенциальные проблемы безопасности, сегодня же, когда даже ЦРУ переносит свои приложения в амазоновское облако, противо-облачный аргумент  теряет свою силу.

Почему стране нужен СТО

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+46
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Это все про Штаты? А мы тогда к этому каким боком?

После прочтения
" закрытый формат данных, где разрабатывать приложения для БД Oracle может только Oracle либо партнер"
надо срочно что-то делать...

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT