`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

Загадочные ходы эволюции

+1111
голосов

Недавно произошло действительно знаменательное событие. Нет, их было много всяких невыносимо знаменательных, вплоть до каких-то невероятных воспрявших из тьмы казаков с нагайками (и это уже серьёзно, это исключительно галоперидолом нужно). Но вот действительно знаменательных событий было немного. Одно из них - день рождения первого компьютера Macintosh. Ему исполнилось 30 лет.  Юбилейную дату отметили формально, но я настырный, и хочу вспомнить тот (без преувеличения великий) Macintosh с очень специфическими ностальгическими нотками, но без очевидных упоминаний о несомненной революционной роли, и посмотреть на него немного по-другому. И даже хочу позволить себе сравнить что было с тем, что стало. И позволю :)

Итак, вот он, культовый компьютер 30-летней давности, Macintosh 128K 1984 года образца:

Загадочные ходы эволюции

Вот теперь пора позволить себе немного ностальгии. Я уверен, что в моём родном Киеве "живьём" этот компьтерчик многие видели строго один раз в жизни (и даже знаю где и когда). В 1987 году, на ВДНХ, на выставке "Информатика в жизни США". До 1987 года он был тут практически невероятен. Он же на 32-битовом процессоре Motorola 68000, который на много лет полюбился "американской военщине" и вообще, по-моему, тогда попадал под ограничения COCOM (и братский болгарский народ, которому СЭВ была доверена  разработка методом послойного спиливания микросхем Motorola, освоил только восьмибитовый CM601, в оригинале - Motorola 6800).

А после 1987 года начались времена больших перемен и они как-то затянулись, а потом, когда всё наладилось, первый "макинтошик" уже устарел.

В общем, Macintosh 128K - это совершенно выпавший из нашего мира великий компьютерчик, теперь разве что радость для коллекционеров.

К сожалению, я не смог найти ни одной фотографии той чудовищной очереди в Киеве на "Информатику в жизни США", не сохранился у меня и значок, канул в Лету кулёчек (ооо, да, кульки той выставки были долго радостным и "продвинутым" предметом обихода), да и буклета уже нет, запомнился он разве что совершенно непривычным для того времени дизайном. В общем, всхлипнем (это мы ещё сделаем не раз), кто помнит, а кто или уже не помнит, или ещё ничего такого не знает - тем повезло :)

Загадочные ходы эволюции

А теперь давайте посмотрим на эту по сей день милую машинку совершенно по-другому. Глазами технопсиха, что в современном мире называется "geek porn". И глазами инженера.

Вот как выглядит освобождённый от "одежд" Macintosh 128K (огромное спасибо техноманьякам сайта ifixit.com за возможность посмотреть красиво сделанное в хорошем качестве):

Загадочные ходы эволюции

Это почти всё. Потому что есть ещё элемент конструктива - "корзина", в которой располагаются собственно плата компьютера (она ещё вовсе не "материнская", без паяльника вне предусмотренных разъёмов подключать к ней нечего) и внушающий уважение  габаритами накопитель на гибких дисках:

Загадочные ходы эволюции

Даже глядя из сегодняшнего дня на эту конструкцию можно сказать очевидное - в ней продумано практически всё (хи-хи, не очень удобно отсоединять высоковольный блок питания от ЭЛТ, хи-хи, не очень удобно раскручивать корпус, потому что винты утоплены очень глубоко, чуть позже я объясню эти усмешки). Ни одной не просто лишней, - ни одной сомнительно нужной детали в ней нет. Практически эталонное сочетание функциональности, технологичности, качества производства и дизайна. Да, и дизайна - только специфическая  еле заметная кривизна пластиковой декоративной передней панели, предназначенная для визуальной компенсации технологической кривизны экрана ЭЛТ, только явно тщательно выбранная глубина установки экрана ЭЛТ, только контуры фасок, опять же "нейтрализующих" кривизну экрана - они и по нынешним временам доступных 3D CAD систем чертовски хороши:

Загадочные ходы эволюции

 

В простоте и технологичности Macintosh тех времён есть что-то неуловимо "военное", именно так, в кавычках. "Военное" в идеальном смысле. Я не случайно в предыдщем абзаце позволил себе похихикать - мне доводилось видеть море чудовищно (и даже хтонически чудовищно) сделанной техники сугубо военного назначения, поэтому древний "макинтошик" в разобранном виде вызывает у меня именно "идеалистически-военные" (если допустить, что такой идеализм вообще возможен у психически здорового человека) ассоциации. И зависть (потому что вот хочется же ж так красиво уметь).

Прочие детали и нюансы проектирования этой машинки тоже вызывают зависть до сих пор. Пластик для штамповки корпусных деталей выбирался не просто так, "какой есть на складе" - от него требовались одновременно доступность, приятная на ощупь фактура, прочность, устойчивость к царапинам и, наконец, - цвет. Устойчивый к старению. Даже точное название цвета сохранилось - tawny brown (рыжевато-коричневый) PMS 453. Цвет пластика корпуса предыдущей модели, Lisa, оказался слишком нестойким под солнечными лучами и приобретал со временем розовато-оранжевый оттенок. С выбором пластика и цвета получилось - те "макинтошики" 128K, которые я видел, и сейчас того же цвета.

Дизайном корпуса под личным руководством Стивена Джобса занимались эти два человека - Терри Ойяма (сугубо промышленный дизайнер) и Джерри Мэнок (инженер-механик, ставший промышленным дизайнером):

Загадочные ходы эволюции

Дизайн отрабатывался на гипсовых моделях, которых, как я понимаю, за несколько месяцев работы только над геометрией, Ояйма и Мэнок вылепили шесть или семь штук. Удивительно, что когда я начал писать эту запись, я ни разу не заглядывал в технологическую историю корпуса "макинтошика", но мне всегда в глаза бросалась эта лёгкая кривизна передней панели - в её неброскости и необходимости вплоть до цельности визуального восприятия корпуса машинки чувствовалось очень много работы. Как всегда "внезапно" оказалось, что так оно и есть. По воспоминаниям современников и участников процесса проектирования, Джобс лично осматривал все модели корпуса и комментировал их на строгом инженерном языке (что несколько неожиданно узнавать после окончательной идолизации кумира многих до "чисто бизнесмена"), больше того, Джобс идеально владел этим языком (с его "углами скосов фасок с криволинейной поверхностью" и прочим, вводящим дизайнеров в тупик) и требовал того же от всех работников проекта, невзирая на их специализацию (упс). И вот именно эта неуловимая кривизна передней панели очень долго была объектом пристального внимания всей команды. Гипсовые модели предыдущих итераций никогда не выбрасывались, они использовались как варианты для визуального сравнения. Через семь или восемь итераций с вариантом гипсового  "макинтошика" Джобс согласился и дальше неизвестно какими способами (крайне интересно, какими) корпус был превращён в инженерную документацию для производства технологической оснастки - штампов. Это до сих пор область полунауки-полумастерства-полушаманства и очень серьёзных технологий, к сожалению, о ней нет упоминаний вообще. А было бы очень интересно узнать - как, всё-таки, в те времена была сделана оснастка для массового производства очень непростого и габаритного изделия с очень высокой точностью и наверняка низким количеством брака при производстве. Особенно в контексте непрекращающихся на самых высоких уровнях  обречённых стонов о "неконкурентоспособности" не совсем даже понятно чего. 

Как бы подводя итоги технологической истории корпуса "макинтошика", остаётся только упомянуть, что работа над ним вышла из предварительной стадии обсуждения "отцами-основателями" концепции (она длилась около двух месяцев) примерно весной 1981 года, а завершилось всё фактически первыми образцами отштампованных деталей в феврале 1982 года. Благодаря чему мы можем понять, чего стоит "неуловимая кривизна передней панели, благодаря которой корпус не воспринимается как корбка, а кривизна экрана не бросается в глаза".

Основную плату "макинтошика" проектировал Баррелл Карвел Смит, вот он, выделен в неполной команде разработчиков:

Загадочные ходы эволюции

Он тогда был совсем молодым, 26 лет, и потому осмеливался  перечить Джобсу (например, предрекать "заторможенность" Macintosh 128K из-за нехватки памяти) до такой степени, что Джобс вынужден был строго запретить всякие разговоры о возможной нехватке памяти, и, тем более, любые технические решения, позволяющие память расширять - машина должна была быть хоть в какой-то мере разумно бюджетной. Смит всё равно сделал по-своему, но не выходя из бюджета - он был большим поклонником программируемой логики и заменял всё что можно было заменить "прошивками" ПЛИС, программируемой матрицы, и отыскал возможность "вшить" в конструкцию "макинтошика" возможность увеличения объёма памяти заменой микросхем RAM до 512 KB. Буквально через девять месяцев после начала продаж Macintosh эта возможность очень пригодилась, потому что машинке действительно не хватало "проворности".

Вот такая технологическая история и такие стороны того самого Macintosh 128K, с которого началось много чего. И вот я смотрю на разобранный "макинтошик" 30-летней давности и до сих пор любуюсь как это красиво сделано. И вот я смотрю на разобранное (спасибо, коллега) вот это вот, даже не знаю как бы его назвать, omfg, и думаю о всяком странном. Примерно так думаю. Господа инженерА Apple, что с вами там случилось? Это вот что вы такое учудили? Специфическая рабочая станция, с ограниченным рынком сбыта, и вот для неё - весь этот антитехнологический пафос кучи плат немыслимых нестандартных размеров и форм? Нет, у меня нет сомнений в качестве проектирования этого. Ни одного сомнения. Я понимаю, что это будет хорошо работать. И ценю яркую демонстрацию владения CAD системами и культуру проектирования. Но посмотрите в своё прошлое. На эти машинки, технологически простые как боевое оружие. И одновременно такие милые снаружи. И вот где же ж оно? Ну, то, что было. Где это, короче? :)

Вот уж действительно, странными путями техническая эволюция приводит к странным и вычурным результатам. И мне кажется, что происходит это и потому, что со временем отцы-основатели, владеющие инженерным языком и требующие от своих работников-коллег понимания этого языка, куда-то деваются, уступая место людям других специальностей и языков. Ну, есть у меня такие подозрения, что поделаешь. Имею на них право.

А теперь совсем не о том, а "на злобу дня", если уж окунаться в чудовищный новояз давних времён.

Какие, всё-таки, тайны нам открывает этот медленный, недостаточный и очень недешёвый по своим временам "макинтошик", машинка первобытных технопсихов :)

Страшные тайны ведь открывает. Всего-то, что надо - чтобы талантливые люди могли делать что они делают с любовью к делу, надо несколько месяцев думать над концепцией, спорить, тщательно продумывать выбор материалов и даже цвет, год оттачивать линии корпуса, заменять много дорогих компонентов грамотным и умным использованием одной более дешёвой микросхемы, надо иногда дерзко нарушать требования "отцов-основателей", если они не хотят ничего и никого слушать (со всеми бывает) и если нарушения не приводят к удорожанию и дают в перспективе преимущества. И, собственно, это всё, что надо. И золотой ключик конкурентоспособности - он уже в кармане. И он заодно открывает дверцу в историю.

За прошлый год и начало этого не только я миллион раз слышал плач о "неконкурентоспособности" (если судить по частоте употребления, сложилось впечатление, что это уже какое-то национальное достояние), и плач этот и стоны до такой степени меня достали  (извините), что не вспомнить ту пятичасовую очередь на выставку, где "макинтошики" были как бы обыденностью, не могу. Как и не могу забыть слова Дугласа Адамса о Macintosh 128K - "Я влюбился не в саму машину - невероятно медленную и недостаточную, но в романтическую идею этой машины".

Не на макинтоши люди шли туда толпами смотреть. Они стояли в очереди по многу часов чтобы посмотреть на эту таинственную "конкурентоспособность", которая прячется от нас уже сколько лет в самых простых вещах. Например, в такой простой кривизне передней панели предмета в форме коробки, от которой вместо коробки получается нечто действительно красивое. И которую для этого не выгнет как надо никакое снижение цены ни на один энергоноситель. Извините, что несколько раздражённо к концу, надеюсь, неплохой истории.

Откланиваюсь

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+1111
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Вспоминается, что на этой выставке меня и моего коллегу-инженера больше всего впечатлила... мышка. Причем, спасибо руководству, нас на нее отпустили в рабочее время.

Наглядная иллюстрация теперешнего жалкого положения занимаемого информатикой в жизни США.

"Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю!"

Да не все так плохо. Даже сейчас у эппла весьма компактный дизайн компонентов.

Эти дохлые и нерабочие маки я видел в универе (конец 90х)
, их кто-то прислал из "гейропки" , а местные спецы не смогли это дело запустить, там был какой-то инженерный стенд-лаба.

Не придал значения этим раритетам, т.к. понимал в компах мало.
Теперь то жаба давит, что их куда-то спихнули налево. :-)

Если не ошибаюсь (за давностью лет), «операционку» (находившуюся в ПЗУ) к данному чуду писал Возняк, с ручной отладкой и т.п. Что тоже характеризует отношение к качеству продукции.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT