`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Какие тенденции наблюдаются в сфере ИТ для отрасли связи?

+57
голосов

Что сегодня происходит в сфере информационных технологий для мобильной и беспроводной отрасли? Актуальны ли технологии больших данных (Big Data) и программно-определяемых сетей (Software-Defined Networking)? На эти и другие вопросы о направлениях развития ИТ в телекоме мы попросили ответить ИТ-руководителей крупнейших профильных компаний.

Сергей Коротыч

заместитель технического директора по ИТ компании «ТриМоб»

Какие тенденции наблюдаются в сфере ИТ для отрасли связи?

В настоящее время в мире стремительно увеличивается количество подключений к сети Интернет. По прогнозам различных аналитических центров, уже к 2020 г. суммарное количество устройств, подключенных к сети Интернет, превысит 50 млрд, при этом доля мобильных устройств станет доминирующей.

Например, в 2011 г. в США трафик пользователей смартфонов увеличился на 80%. Кроме того, один из крупнейших мобильных операторов США — компания AT&T — объявила о 100%-ном росте своего мобильного трафика. Компания Cisco, проанализировав данные в странах Юго-Восточной Азии, спрогнозировала рост мобильного трафика с 46% в 2012 г. до 78% в 2017 г. от всего трафика в этом регионе.

Украина не исключение: основная тенденция 2013 г. — неуклонное возрастание объемов трафика, потребляемого мобильными устройствами. Также растет и количество приложений для таких устройств, применяемых в различных сферах жизни — от игр и развлечений до образовательных программ и бизнеса, что, в свою очередь, опять же приводит к росту трафика.

Основными причинами увеличения трафика на мобильных устройствах стало широкое распространение сервисов с использованием потокового видео и использование peer-to-peer (P2P) приложений.

Все больше потребителей используют смартфоны и планшеты для просмотра видео-контента, предлагаемого такими сервисами, как YouTube, RuTube, Vimeo и др., а также онлайновыми кинотеатрами и ТВ-каналами. Ожидается, что к 2015 г. на сегмент видео-трафика будет приходиться около 70% всего мобильного трафика данных, что потребует от операторов мобильной и беспроводной связи внедрения ряда новых автоматизированных систем для должной поддержки качества предоставляемых услуг.

В 2013 г. продолжается переход от одного класса обслуживания к нескольким, с целью удовлетворения потребностей конечных пользователей и оптимизации пропуска разнородного трафика в сетях операторов мобильной связи. Использование нескольких классов обслуживания позволяет операторам более гибко распределять сетевые ресурсы в зависимости от типа трафика, тем самым снижая нагрузку на сеть.

Для более точного прогнозирования роста потребительской нагрузки операторы начинают задумываться об использовании нового класса аналитических систем. Технологии Big Data позиционируются как инструмент для обработки больших разнородных массивов структурированных и неструктурированных данных. Их применение может помочь сформировать различные операторские базы знаний, обеспечивая тем самым улучшение качества обслуживания абонентов и внутренних потребностей самого оператора, а также поможет генерировать нишевые предложения, максимально удовлетворяющие весь спектр потребностей абонентов. Однако, оператору необходимо понимать, что технологии Big Data — это относительно новый тренд, и поставщики решений применяют собственные нестандартизированные разработки, которые не всегда соответствуют операторским требованиям, чем рискуют превратиться в бесполезный инструмент.

Еще одним трендом современной инфраструктуры являются сети на базе SDN (Software-Defined Networking). Мы рассматриваем эту технологию как перспективную. Необходимо понимать, что внедрение SDN связано с определенными инфраструктурными изменениями, в том числе и с заменой ряда сетевых элементов, которые ее не поддерживают, но качественно выполняют свои функции. В краткосрочной перспективе внедрение SDN требует увеличения капитальных затрат, и не является первоочередным.

Операторы мобильной связи всегда отличались высоким уровнем автоматизации деятельности. Сложно представить современного оператора мобильной связи без систем тарификации в реальном времени, высокоинтеллектуальных аналитических систем, построенных на базе производительных хранилищ данных, систем кеширования контента и управления абонентскими устройствами. В то же время, оператор это не только несколько перспективных технологий — это сложная структура, состоящая из людей, бизнес-процессов и систем, требующих должного уровня внимания и развития.

Анатолий Климашевский

директор по информационным технологиям компании «МТС Украина»

Какие тенденции наблюдаются в сфере ИТ для отрасли связи?

Сфера мобильных технологий — это зона напряженной конкурентной борьбы. Главное слово в этой борьбе — за маркетингом, однако конкуренция постоянно ужесточает требования к эффективности, надежности и функциональности информационных систем.

Одна из тенденций последних лет — расширение области применения ИТ и рост их влияния на успех оператора на рынке. Все больше систем, которые традиционно считались «техническими», переходит в область ИТ. Например, так произошло с коммутаторами и компонентами IN (Intelligent Network) — архитектура подобных решений сегодня все чаще строится на основе традиционных принципов ИТ.

Время простых сервисов прошло. На первое место выходят конвергентные услуги, гибкость тарифных предложений, возможность предоставления пакетных услуг, качество и удобство обслуживания и самообслуживания.

Глобальная тенденция последних лет — популяризация сервисов мобильной передачи данных. В связи с этим у операторов появилась потребность во внедрении систем, основанных на технологии DPI (Deep Packet Inspection). Данная технология позволяет управлять скоростью передачи данных и тарификацией в зависимости от используемого сервиса. Например, DPI позволяет бесплатно предоставлять ряд услуг, базирующихся на сервисе передачи данных.

Еще одна тенденция — рост спроса на мощные аналитические системы BI (Business Intelligence). Чтобы обеспечить успех оператора на рынке, у маркетинга должна быть возможность оперативно получать достоверную информацию о состоянии абонентской базы, чтобы вовремя предпринимать необходимые действия.

Такая информация может быть получена путем анализа большого объема данных об использовании абонентами услуг компании. На основе этих сведений можно проводить анализ неявных зависимостей, прогнозировать поведение абонента, подготавливать наилучшее предложение для удержания, предлагать участие в акциях, предоставлять бонусы и т.п.

Надежность информационных систем, наличие средств мониторинга и упреждающего устранения проблем — это не новая тенденция в ИТ в целом и телекоме в частности. Но все же хочу отметить растущую роль данной составляющей в ИТ.

Последнее по упоминанию, но не последнее по значению — это расширение сферы использования технологий виртуализации. Виртуализация помогает повысить эффективность использования оборудования, гибкость и оперативность в обеспечении требуемой конфигурации и незаменима при предоставлении облачных решений.

Понятие Big Data уже прочно вошло в обиход компаний телекоммуникационной отрасли. Объемы обрабатываемого трафика давно перевалили за сотни терабайт и исчисляются как минимум петабайтами. Основными генераторами данных большого объема, кроме обычных для TELCO логов звонков Сall Data Records (CDR), в последнее время становятся источники неструктурированной информации, такие, как социальные сети, блоги, журналы, данные с камер наблюдения и т.д.

Основная сложность работы в этом направлении, в первую очередь, связана с тем, что данные загружаются, хранятся и управляются, находясь в традиционных хранилищах, в которых уже довольно сложно обеспечить необходимую скорость загрузки. Таким образом, хранилища ограниченной масштабируемости, которые ранее вполне успешно справлялись с потоком данных, сейчас могут упереться в ограничение производительности контроллера дисковой системы.

Следующая особенность — обработка больших массивов данных, причем бизнес все чаще нуждается в способности проводить быструю оценку этой информации для принятия решений, практически в режиме онлайн. Хранилища данных и аналитические системы, построенные на традиционных реляционных СУБД, становятся малоэффективными. Суммарное время загрузки и обработки данных в них не позволяет вовремя отреагировать, например, на формирование дополнительного предложения абоненту во время его звонка в центр обслуживания или в момент оплаты товара на кассе.

Таким образом, назревает необходимость смены аналитических систем на более производительные платформы, типа EMC Greenplum, SAP HANA, Oracle Exadata и др., которые за счет своей архитектуры позволяют увеличить производительность операций загрузки или выполнения отчетов в десятки и сотни раз. Ну а смена платформы — серьезный проект, требующий взвешенного подхода и значительных инвестиций.

Использование технологии SDN выглядит заманчиво. Можно провести аналогию: серверные платформы представить в виде автомобиля, а сетевую инфраструктуру — в качестве дорожного полотна. С помощью технологии виртуализации мы можем в несколько щелчков мыши превратить автомобиль в скоростной суперкар. Но чтобы превратить проселочную дорогу в скоростную магистраль, нам понадобится немало повозиться со щебнем и асфальтом. Так вот, применение технологии SDN позволяет делать такие же чудеса с сетью. Однако технология сейчас только набирает обороты, и пока мы только наблюдаем за ее развитием, стандартизацией и ростом уровня безопасности.

Телеком — традиционно технологичный бизнес с высокой степенью автоматизации как процессов предоставления сервисов клиентам, так и внутренних процессов компании. Если говорить об автоматизации внутренних процессов оператора, то она немыслима без систем класса ERP, используемых для учета финансовой деятельности.

Должна также быть гибкая система внутреннего документооборота, обеспечивающего четкое разграничение ролей и маршрутов, однозначное и быстрое выполнение процессов с минимальным количеством бумажных согласований.

Эффективность и гибкости ИТ-инфраструктуры требуют использования уже упомянутых технологий виртуализации. Для обеспечения надежности современное хозяйство ИТ требует использования высоконадежных специализированных ЦОД, а также промышленных систем мониторинга.

Кроме того, важно иметь централизованную систему аналитической отчетности на основе корпоративного хранилища данных, аналитический CRM. Еще для обеспечения высокого качества абонентского сервиса не обойтись без системы операционного CRM — главного инструмента для обслуживания абонентов.

Андрей Пеший

директор по информационным технологиям компании «Киевстар»

Какие тенденции наблюдаются в сфере ИТ для отрасли связи?В области информационных технологий в телекома сейчас есть несколько направлений развития:

  1. Переход инфраструктуры к облачным технологиям и предоставление на базе мощностей, которые имеются у телеком-операторов коммерческих услуг своим клиентам.

  2. В связи с тем что для клиентов становится все более актуальным вопрос скорости передачи данных и наблюдается увеличение потребление услуг передачи данных, операторы внедряют решения, которые позволяют управлять параметрами услуг передачи данных в зависимости от профиля трафика.

  3. Внедрение систем управления клиентским опытом.

  4. Повышение мобильности рабочего места.

Безусловно для телекомов технологии больших данных очень востребованы, так как позволяют решить несколько актуальных задач, например оперативная (почти в реальном времени) обработка больших объемов информации, которая формируется в сети телеком-оператора. Также является актуальной задача обработки неструктурированных данных или данных из нескольких источников.

У нас есть планы в основном в области управления услугами передачи данных, именно для этих услуг можно эффективно применять SDN.

Любая телекоммуникационная компания сейчас не может работать без автоматизации, так как это одна из основ этого бизнеса и все дальше и дальше по мере развития телекома степень автоматизации увеличивается и зависимость непрерывности бизнеса от ИТ технологий возрастает. Примером могут служить CRM-системы, системы управления маркетинговыми кампаниями, да и системы управления предприятием давно уже перестали быть просто бухгалтерскими программами и работают также практически в режиме реального времени.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+57
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Анатолий Климашевский:
Таким образом, назревает необходимость смены аналитических систем на более производительные платформы, типа EMC Greenplum, SAP HANA, Oracle Exadata и др.

Я бы уточнил:
1. Для сбора и обработки больших данных (сотни ТБ, вклю из Твиттера и т.п.) - использовать Oracle Big Data Appliance.
2. Для хранения структурированной информации - хранилищ - Oracle Exadata - единственное из стека что сейчас используют все наши телекомы.
3. Для аналитики (BI) - Oracle Exalytics In-Memory Machine - 2ТБ ОЗУ, 40 процессорных ядер - аналогов в мире нет.

Вот если объединить все три системы (которые кстати объединяются 40GB шиной) - получится идеальное решение для телекомов.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT