`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Избыток и выбор

014
голосов

На прошлой неделе я запостил в твиттере эту картинку (честно говоря, уже и не помню, откуда она у меня, да это и не суть важно) — судя по количеству ретвитов, которые она собрала, не только я нахожу ее интересной. Честно говоря, мысли об этой картинке, а, точнее, о том, что же на самом деле на ней показано, не выходят у меня с тех пор из головы:

photo

Да, такое разнообразие устройств Samsung, но при этом даже не всех, а только тех, которые продаются под брендом Galaxy. Внимательные заметили удивительный провал между 8″ и 10″ — у Samsung было устройство с диагональю 8.9″, но оно не задержалось на рынке. Какое-то время назад был популярным также твит с таким набором цифр: 1.5, 1.8, 1.9, 2, 2.2, 2.3, 2.4, 2.8, 3, 3.1, 3.2, 3.5, 3.7, 4, 4.3, 4.5, 4.7, 4.8, 5.0, 5.3, 5.5, 5.8, 7.0, 7.7, 8.9, 10.1. Угадайте, что это? Правильно, это все те же размеры экранов разных устройств у того же Samsung (просто уже не только Galaxy). А если зайти на сайт Samsung USA и выбрать раздел мобильных телефонов, то там в разделе “Все” находится 158 устройств. Да, в этом списке есть одинаковые устройства, но разного цвета, есть очень похожие устройства для разных операторов, но картина, в общем-то, понятна — ЕСТЬ ВЫБОР.

По крайней мере, именно так пытались убедить меня некоторые товарищи, доказывающие, что такое количество устройств — это хорошо для покупателя, можно выбрать то устройство, которое подходит под его/ее конкретные нужды. Действительно ли это так? Неужели кто-то может понять разницу между Galaxy Tab 7.7″ и Galaxy Note 8″? Или, может, разница в использовании в реальной жизни Tab 7″ и Tab 8″ настолько велика, что она оправдывает выпуск двух разных устройств (и огромного количества SKU к ним для международных рынков?) Четыре устройства с диагональю экрана 10.1″ (да, их все еще можно купить) настолько разнообразны, что покупатель, заходя в магазин электроники, сразу знает, какое из этих четырех устройств подходит ему больше всего. Это гики способны махнуть рукой и сказать “да понятно же, там Snapdragon, а тут Tegra 3, а там вообще Intel!”, и выбрать тот гаджет, который больше всего подходит вам для дальнейших мастурбаций с настройками и прошивками, а у самого обычного потребителя такое изобилие выбора вызывает ступор и желание убежать куда-нибудь (или же, к радости продавца, купить самый дорогой гаджет — лишь бы побыстрее с этим закончить).

Я вспоминаю об этом кошмаре потребителя еще в свете вот этого рекламного ролика Apple, который рассказывает о философии компании в подходе к созданию продуктов (если вы его не видели, посмотрите обязательно):

Там есть одна ключевая фраза, которая, как мне кажется, заслуживает отдельного внимания:
- we start to confuse convenience with joy
мы начинаем путать удобство и радость
- abundance with choice.
обилие и выбор.

Вот эта фраза — она ведь буквально сказана про то, что делает Samsung. Да, Apple и Samsung делают продукты для всех пользователей, но подход у компаний отличается разительно. Apple старается покрыть одним продуктом как можно более широкую аудиторию, и при этом компания готова пожертвовать какими-то пользователями, у которых есть маргинальные запросы, способные нанести ущерб элегантности и завершенности их продукта. Компания достаточно уверена в своих силах и знаниях, чтобы выпустить продукт, который, по их мнению, зацепит максимально широкий круг пользователей. Samsung, в отличие от Apple, наоборот, старается создать уникальные продукты для каждой микроаудитории, для каждой ниши, пытаясь экспериментировать с разными форм-факторами и разными фичами продуктов. Такая стратегия, безусловно, имеет право на жизнь, более того, она доказала свою состоятельность как минимум в краткосрочной перспективе, если судить по прибыльности Samsung и доле рынка, которую она занимает со своими устройствами. Но поступая таким образом, мне кажется, Samsung демонстрирует свои опасения, что компания может не угадать с реальными желаниями пользователей, может не понять чего же на самом деле хочет потребитель, поэтому она готова завалить рынок похожими устройствами, переложив бремя выбора на потребителя.

Да, Apple тоже умеет расширять продуктовую линейку, и iPod — тому лучшее доказательство. Учитывая историю компании, я практически уверен, что она выпустит iPhone в другом форм-факторе, как в свое время было с iPod nano, shuffle и проч. Только вот когда Apple расширяет подобным образом линейку, совершенно понятно, для кого больше всего подходит каждое устройство — это происходит и благодаря тщательно отобранным для каждого устройства функциям, и благодаря четким и понятным месседжам в рекламе продуктов компании. Когда-то General Motors, контролируя десятки брендов, выпускала огромное количество автомобилей, многие из которых отличались лишь бейджами и не имели четкого позиционирования. Такой подход довел компанию до банкротства, и этот подход сменился довольно четкими границами позиционирования для каждого бренда и модели. Dell и HP, забивая рынок потребительских компаний нечитаемыми буквенно-цифровыми индексами моделей, тоже, судя по всему, будут еще долго расхлебывать последствия такого подхода к рынку (вместе с тонущим рынком ПК).

В общем, резюмируя это нытье старпера, который устал следить за размножением путем почкования устройств у разных производителей, в моем представлении, выбор — это не когда рыночная ниша забита зачастую неотличимыми устройствами одного производителя, а когда у этого производителя есть несколько продуктов, смысл существования каждого из них очевиден и понятен. Буквально на прошлой неделе Samsung опять что-то там анонсировал с новыми смартфонами и планшетами, и мне кажется, на этот анонс уже забили все, кроме самых стойких журналистов, которым в летнем затишье (после того, как улеглись волны с WWDC) надо о чем-то писать. По-моему, в прошлом году HTC обещала замедлить эту гонку вооружений, и у них даже получилось (правда, все равно пока особо не помогает), но было бы здорово, чтобы и другие производители поступали так же. Путать обилие и выбор — это ошибка, которая может дорого стоить любой компании, в том числе и Apple, но Apple, кажется, это понимает, хотелось бы, чтобы понимали это и остальные. Потребители скажут спасибо за это.

Избыток и выбор

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

014
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Свобода - это рабство. Всё уже сказано до нас.

+100500 ;-) Но все же лучше когда выбор больше, чем когда как в советском гастрономе, один вид колбасы, а если не нравиться, то "не хотите, - не бэрите". Союз, оказывается, не так уж и был неправ когда не выпускал 100 сортов колбасы из сои, а выпускал 5 из мяса?

Подобный пост про Самсунг был бы более уместен в прошлом году, в это же время, скажем. А "сегодня" Самсунг уже другой - т.е они не просто пришли к пониманию того, что "выбор" в их линейке чрезмерен, но и пытаются с этим бороться.

Просто проходямимо

- обилие схожих моделей у Самсунга - это еще и решение задачи продаж марки при дырявом складе. И именно за счет схожести характеристик.

http://twitter.com/IMykhalitsyn

есть интересные исследования по иррациональному поведению людей. согласно последним, объем продаж существенно падает при увеличении ассортимента. И наоборот, растет, как только выбор становится понятным и в количественных пределах восприятия нашего мозга...

Ну конечно, особенно продажи увеличиваются, при создании ситуации, которая описана в одной из соседних статей "на совещании на столе 20 одинаковых смартфонов" - неужели хочется купить себе такой же и стать 21 клоном?

я немного о другого рода выборе...

Можно ссылочку на исследования?

http://twitter.com/IMykhalitsyn

игорь, вы легко найдете и сами результаты подобных исследований. они проводились и в colgate - уменьшение ассортимента зубной пасты привело к росту продаж. были исследования dan ariely - профессора психологии университета duke c покупателями джема в магазине и т.д.

После "дальнейших мастурбаций" стало жутко стыдно за автора :(

на самом деле эту тему впервые громко озвучил старик буридан - умнейший был человек :)))

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT